Цифровая фотопечать. Пробная печать. Определение формата
В статье Цифровая фотопечать. Выбор цифровой фотолаборатории я рассказал о том, что нужно учитывать при выборе цифровой фотолаборатории.
Итак, выбор пал на какую-то фотолабу. Прежде чем начать там печатать свои фото, нужно произвести пробную печать.
У многих возникнет вопрос, а зачем это нужно? Ведь всё понятно. Если всё понятно, то на этой строке можно прекратить чтение статьи. А на месте более пытливого фотолюбителя я бы выяснил следующие вопросы:
- каков реальный размер поля печати (в пикселях)
- каковы размеры полей, сколько машина отрезает с той или другой стороны
- как правильно передаются оттенки чёрного
- все ли оттенки белого передаются при печати
Фотолабы печатают множество форматов. Преобладающие - с соотношением сторон 2х3 и 3х4. Есть квадратные - 1х1 или “панорама” - например 1х3. Форматы называются просто: 10х15, 15х20, 20х30 и так далее, но на самом деле это не реальные размеры. Настоящие же размеры вам назовут в лаборатории: 102х152мм, 152х203мм, 203х305мм…
Открою вам маленькую военную тайну - и эти размеры в миллиметрах - не совсем правда. Нетрудо догадаться, что реальные размеры фотокарточек измеряются в дюймах. Для нас европейцев это не совсем удобно. Но что поделать, поскольку пользуемся зарубежными фотолабами, то и мерять нужно увы, в их единицах измерения (миллиметры пусть и точны, но всё же содержат небольшую ошибку).
Прошу отталкиваться от нижеприведённых данных:
Формат | Размер в дюймах |
10×15 | 4 x 6 |
15×15 | 6 x 6 |
15×20 | 6 x 8 |
15×23 | 6 x 9 |
20×30 | 8 x 12 |
30×30 | 12 x 12 |
30×40 | 12 x 16 |
30×45 | 12 x 18 |
Размеры файла для печати вычисляются просто. Если машина 300dpi, то умножаем размеры в дюймах на 300 (для случая в 400dpi вы уже догадались ;)).
Например, снимок 10х15 (4х6 дюйм) для машины 400dpi должен иметь оптимальный размер печатаемого поля 4*400 х 6*400 => 1600х2400 пикселей.
Но это только начало!
Помимо печатаемой области нужно ещё подобрать размер непечатаемых областей. Как говорят в лабораториях, они отрезают по 1-2мм с каждого края. То есть для 400 dpi это будет около 30 пикселей. И на это значение нужно увеличить размер снимка с каждой стороны. Таким образом, будем иметь печатаемое поле 1600х2400 пикселей и непечатоемое - по 30 пикселей с каждого края.
Теперь следует создать несколько графических файлов с размерами под соответствующие форматы. И не просто сделать их белыми, а нанести на них разметку - линии, точки, сеточки… Чтобы определить, в какой координате (с какого пикселя) начинается, а в каком заканчивается печатное поле. Ширину линий выбирайте не более 1-2 пикселей.
На рисунке приведён фрагмент такого файла (угловая часть). Линии рисуйте как угодно, но с тем расчётом, чтобы потом разобраться, сколько линий было отрезано машиной.
![]() |
Фотобумага в машине подаётся рулоном, а потом режется. Например, из рулона 6 дюймов шириной (15 см) можно сделать снимки 10х15 горизонтальный, 10х15 вертикальный, 15х15, 15х20 (горизонтальный и вертикальный), 15х23 (горизонтальный и вертикальный). Сориентируйте листы бумаги согласно тому, как они лежали в рулоне. Это несложно определить по (1) их изгибу - после печати фотографии изогнуты так, как была изогнута бумага в рулоне (2) по рисунку на обратной стороне - там как правило нанесён диагонаьлный рисуночек со словами “Photo Paper…”, (3) по надписи, печатаемой фотомашиной на обратной стороне - она как правило печатается с “переднего” края (самого далёкого от линии отреза).
И всё сразу станет на свои места. Взглянув на свою отрезанную разметку, Вам будет понятно, как машина ориентирует изображение для экспонирования. В какую сторону поворачивает, сколько пикселей “ложится” мимо бумаги, а сколько - отрезается. Часть изображения теряется всегда. Увы - это технологическая особенность.
Присмотритесь к напечатанной разметке. К линиям в 1 и 2 пикселя. Как они напечатались? Напечатались ли вообще? Линии должны быть чёткими. Именно того цвета, каким вы их рисовали (чёрная линия должна быть чёрной, а не серой!). Если лаба принимает файлы 400dpi и при этом не может отпечатать линию толщиной в 1 пиксель с файла 400dpi, то что-то там не то… Значит от такой лаборатории нужно отказываться. Если такие тонкие линии не видны или смазаны, значит и мелкие детали на фотографиях тоже будут смазываться. При печати мы должны получать то, что изобразили, а не то, что получено из вашего изображения в лаборатории путём скалирования, субпиксельного сглаживания и прочих премудростей!
Вы можете выяснить, что реальное соотношение сторон будет не 1600х2400, а чуть меньше. И что с широкого края отрезается больше, а с узкого - меньше. Всю эту информацию нужно систематезировать.
Эту систему необходимо использовать при подготовке фотографий к печати. Её лучше всего свести в табличку и всегда держать у монитора. Готовя очередную фотографию, Вы будете точно знать, что попадёт в печатное поле, а что отрежется. Ну разве такое знание не полезно?
Запомните, что такой скорпулёзный подход к к подготовке файлов к печати только тогда приносит плоды, когда вы печатаете изображение “как есть” - с разрешением фотомашины. Иначе нет смысла заниматься всеми этими экспериментами.
А зачем всё это делать? Ведь в фотолаборатории и так всё сами замечательно “впихнут” в фотографию!?!?
- При печати “как есть” правильным указанием размеров снимка вы избежите появления белых полей справа и слева или сверху и снизу от изображения. Такие поля некрасиво смотрятся - как недоделанное (плохо скадрированное) фото.
- При печати “с белой рамкой” размер рамки задаётся машиной. Он может вас не устраивать, но ничего с этим поделать нельзя. Выход - печать “как есть”, но раму рисовать самим. Такую, какая нужна. Естественно, только тогда, когда мы знаем, сколько машина отрежет с краёв, можно так подготовить снимок, чтобы рамка была центрирована.
- Если делаете печать “с кадрированием”, то неизбежно теряете часть изображения. Возможно это не так важно для фотографий “я на фоне…”, а вот в профессиональном деле это принципиальный момент - может не войти краешек платья невесты, срежется причёска или обрубятся фаланги пальцев…
С такими покалеченными частями фотографии дорого стоить не будут! Вот почему нужно точно придерживаться необходимых пропорций.
Теперь мы знаем, что лучше всего готовить фотографии к печате для формата “как есть”, зная, что именно попадёт в кадр. И не давать решение этого вопроса машине или оператору. Будьте авторами своих работ!!!
Помните, если машина печатает 1600х2400 точек, то она печатает примерно 1600х2400 точек. Идаеала не бывает. И обрезаться может не 30, а 32 или 25 пикселей. Нужно быть готовым к тому, что параметры будут меняться в определённых пределах.
Думаю не надо расписывать, что если к печати подготовите файл меньшего размера, то машина искусственно растянет его, что качество снимка не поднимет. Так же и с крупными файлами - машина не напечатает больше того, на что она способна.
А собственно, на что способна машина? Этот вопрос узнаем в следующей статье цикала.
Приведённую здесь информацию применяйте на свой страх и риск. Она может быть несправедливой для машин некоторых типов!
Добавьте на news2.ru
Занесите в del.icio.us
Читайте также:
No related posts
Август 26th, 2005 at 10:53
[…] В предыдущей статье цикла Цифровая фотопечать. Пробная печать. Определение формата ставились вопросы, которые необходимо выяснить при проведении пробной печати. В той же статье часть вопросов была решена. Осталось два: определение правильности передачи тёмных и светлых оттенков. […]