на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Земля - наш общий дом, экологическая обстановка, проблемы сохранения жизни на Земле

Земля - наш общий дом, экологическая обстановка, проблемы сохранения жизни на Земле

Тема: Земля – наш общий дом. Экологическая обстановка, Проблемы сохранения

жизни на Земле.

1.Земля - наш общий дом

Я верю,что жизнь едина и мир един.Все проблемы

среды обитания тесно переплетены.

Демографический взрыв, нищета, невежество, боезни,

загрязнение планеты, накопление ядерного

оружия,биологические и химические способы массового

уничтожения - всё это составляет единый прочный круг.

Каждая из этих проблем важна и требует неотложного

решения, но решать их поочерёдно - пустое дело.

Индира

Ганди.

1.1. Космический корабль Земля

В последние десятилетие 20 века человечество усиленно ищет пути к

сохранению и развитию своего уникального жилища - планеты Земля с её живой

природой.

В 60-х годах среди специалистов в области ракетно-космической техники

родилось образное выражение - "космический корабль Земля". 4,5 млрд. лет

сначала " в автоматическом режиме", а потом с экипажем, который сегодня

превышает 5 млрд. человек, "космический корабль Земля" совершает витки

вокруг Солнца."Корабль хорошо оснащён и отлажен природой.Сама жизнь

превратила бескислородную атмосферу первичной Земли в кислородную,

пригодную для дыхания нынешних высокоразвитых существ. В "грузовых

отсеках", недрах планеты, имеются значительные запасы необходимых веществ -

полезных ископаемых, пока ещё не иссякших, но не возобнолёных.

Итак, Земля комфортная,разумно организованная и приспособленная к

жизни планета, где сочетаются лучшие образцы природы и лучшие образцы

техники, где бережно собирается энергия Солнца, ветра, вод, недр - вот тот

идеал Земли, который представляется нам. Но человек в отличие от мира

природы всё строит по законам и идеалам красоты, нередко посягая на природу

или даже просто обедняя её.

Вот уже не одно десятилетие не только учёных, но и мировую

общественность не перестают тревожить симптомы неблагополучия в отношениях

между человечеством и природой.

1.2. Время быть мудрым

Хозяйственная деятельность человека на планете приобретает черты

стихийного бедствия. Если в 70-е годы наблюдалась просто нарастающая

озабоченность состояния природной среды, то в 80-е годы стало очевидным,

что человеку недостаёт глубоких экологических знаний, чтобы разумно

действовать в системе природы в новых измерениях, возникавших из-за

огромного роста промышленности и городов,умножения средств связи и

коммуникаций. В самом деле, признаки глобального экологического кризиса

обширны. Это и загрязнение Мирового океана и атмосферы, наступление

пустынь, обезлесение, исчезновение с лика Земли целых живых видов. Люди

получили технологическую возможность видеть из космоса око тайфуна,

зарождение урагана, огни и дым лесных пожаров сразу по всей планете, шлейфы

пыли от промышленных центров, тянущиеся, как кометные хвосты. Поистине

живая природа и огромна, и легко ранима!

Но экологическая злободневность не растворяется в дали времён. Время

быть мудрым - сегодня. Завтра будет поздно, ибо человек экологически

необразованный может неосознанно ввести в действие такие природные

механизмы, которые уже сами , без посредства человека и вопреки ему,

доведут до конца процессы деградации мира природы.

Сегодня экология перестала быть частью одной лишь биологии. Больше

того, она выросла за рамки научного понятия и стала обозначением тревог и

забот каждого государства.

Экология в нынешнее время - средоточение многих проблем и перекрёсток

многих путей от прошлого к будущему. Человечество размышляет.

Итак, что же такое экология?

2.Экология как наука о взаимодействии человека

с окружающей природой Земли

Экология ( от греч. oikos - дом, жилище, местоприбывание и ...логия -

наука, знание, учение), - наука о взаимоотношениях организмов между собой

и с окружающей средой. Современная экология изучает так же проблемы

взаимодействия человека и биосферы.

2.1. Зарождение и развитие экологии

Термин "экология" предложил в 1866 году немецкий зоолог Э.Геккель,

определив экологию как "общую науку об отношениях организмов к окружающей

среде..."

Предыстория экологии восходит к трудам философов Древней Греции и

рима. Ценные экологические наблюдения содержатся в работах

естествоиспытателей 18 века (особенно К.Линнея, Ж.Бюффона и И.И.Лепёхина).

На формирование науки в первую очередь оказали влияние труды в которых

изучался образ жизни организмов, а также зависимость их распространения и

развития от различных факторов среды.

Для развития экологии в России большое значение имели работы

К.Ф.Рулье, в которых подчёркивалась необходимость изучения животных во

взаимодействии с другими организмами и абиотической средой; особо

отличалась также роль тех условий, которые создаются человеком

(антропогенный фактор).

Решающее влияние на формирование экологии как самостоятельной науки

оказано "Происхождение видов.." Ч.Дарвина (1859г.), в которой подчёркнута

важность изучения механизмов борьбы за существование, внутревидовых и

межвидовых взаимоотношений. Под непосредственным влиянием Дарвина Геккель

пришёл к выводу о необходимости выделения экологии в особую дисциплину.

В последние десятилетие экология развивалась под влиянием и при

участии многих учёных из Германии, Дании, США, Швейцарии, Россиии и др.

В нашей стране огромное влияние на экологическое мышление оказало

учение о биосфере, которое создал в 20-30 гг 20 века учёный В.И.

Вернадский.В середине 20 века его идеи стали особенно актуальны в связи с

усилившимся воздействием человека на природу.

В 60-70-х гг наблюдался бурный рост экологических исследований во всём

мире.Причина его, во-первых,- в зрелости самой науки, чётком определении

объектов и методов исследований; во-вторых, экология приобрела особое

значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых

организмов, а сам термин "экология" - более широкий смысл.

2.2. Основные задачи и практическое значение

Характерная черта современной экологии - исследований процессов,

охватывающих всю биосферу. Особенно пристально изучается взаимодействие

человека и биосферы. С 1964 года начались работы, проводимые в рамках

Международной биологической программы (МБП):её основная цель - изучение

экологических систем в разных областях земного шара. Исследования были

продолжены международной программой " Человек и биосфера" (ЧиБ), в которой

главное внимание уделено анализу воздействия деятельности человека на

биосферу. Объединению экологов разных стран способствовало возникновение

Международного общества экологов ( ИНТЭКОЛ),1-й конгресс которого состоялся

в Гааге (Нидерланды) в 1974 году. Таким образом, с 70-х гг 20 века

складывается экология человека, или социальная экология, изучающая

закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также

практические проблемы её сохранения.

Итак, можно выделить основную задачу экологии - детальное изучение

количественными методами основ структуры и функционирования природных и

созданных человеком систем.Особенно важно изучение биосферы и в целом. Эти

задачи могут быть решены только объединёнными усилиями учёных разных

стран.

Разнообразие явлений, изучаемых современной экологией, объясняет

широкие связи со многими естественными и гуманитарными науками, такими

как: генетика, физиология, почвоведение, гидрология и др.Большое внимание

на экологию оказали достижения математики, физики, химии, философии.

В свою очередь экология выдвигает новые задачи перед математикой

(особенно в сфере статистики) и др.науками.

На современном этапе развития человеческого общества, когда в

результате научно-технической революции усилилось его воздействие на

биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Экология

должна служить научной базой любых мероприятий по использованию и охране

природных ресурсов, по сохранению среды в благоприятном для обитания

человека состоянии.

Одна из важнейших практических задач - изучение состояния внутренних

водоёмов, возникающего в результате нарушения их биологического и

гидрохимического режима, приводящего к неблагоприятным для человека

последствиям: массовому развитию планктонных сине-зелёных водорослей

("цветению воды"), исчезновению ценных пород рыб, ухудшению качества воды.

Экология изучает также взаимодействие сельскохозяйственных и природных

экологических систем, сочетания окультуренных и естественных ландшафтов.

Экология служит теоритической основой для разработки мер по переходу

от промысла диких видов растений и животных к их культивированию и к другим

формам более рационального использования.Создание сети заповедников,

заказников и национальных парков, планирование ландшафта также производится

по рекомендациям, разрабатываемым экологами.

Ярко выраженная практическая направленность характерна для экологии

человека. Научно-техническая революция связана с непрерывной

интенсификацией и расширением масштабов хозяйственной деятельности

человека. Это обостряет внимание к экологическим проблемам, в частности к

прямому и побочному влиянию производственной деятельности на состав и

свойства атмосферы, тепловой режим планеты, фон радиоактивности, к

загрязнению Мирового океана, водоёмов суши и уменьшению запасов пресной

воды, уменьшению запасов невозобновляемых сырьевых и энергетических

ресурсов, выделению в биосферу не перерабатываемых биохимически и токсичных

отходов, экологическому воздействию антропогенных, особенно

урбанизированных, ландшафтов, влиянию экологических факторов на физическое

и психическое здоровье человека и т.п.

3.Проблемы экологии на современном этапе

Я не ставил перед собой задачу рассмотретть каждую из экологических

проблем, выдвинувшихся в настоящее время, так как невозможно не оставить

без внимания многие вопросы в связи с огромными масштабами их

распространения, а попытался на нескольких наиболее ярких премерах

экологических бедствий в нашей стране показать остроту той или иной

проблемы, её влияние на жизнь людей.

3.1. Водные ресурсы - главное богатство человека

К середине 20 века резко усилилось воздействие человека на природу.

Одной из глобальных проблем является проблема загрязнения водных ресурсов.

Мы живём в сказочное время, когда можно поджечь море, потому, что оно

нередко покрывается нефтяной плёнкой из-за аварий супертанкеров. Нефтяное

загрязнение сегодня грозит убить жизнь в океанах и морях. А ведь Мировой

океан не только занимает 71% поверхности планеты, но и содержит половину

биомассы Земли, а океанический фитопланктон поставляет основную часть

свободного кислорода а атмосферу. Известный норвежский учёный и

путешественник Т. Хейердал сказал: "Прежде,чем погубить океаны, наша

деятельность погубит внутренние моря". Действительно, угрожающие масштабы

приняло загрязнение как озёр, так и рек.

3.1.1. Борьба за чистоту Байкала

Величайшим пресноводным озером мира является Байкал. Это озеро -

главный родник России. Здесь обитают свыше 1300 видов растений и животных,

не не встречающихся больше нигде.Знаменитый байкальский омуль, озёрный сиг

имеют промысловое значение. Веслоногий рачёк эпимура - самый интересный и

распространённый обитатель озера. Он очищает воду, фильтруя её через свою

раковину. А самой уникальной местной достопримечательностью является

байкальская нерпа. Ежегодно добывают около 7 тыс нерп. При этом даже способ

отстрела имеет для экологии значение. Имеет место браконьерство.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.