на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банковская система РФ

Банковская система РФ

Московский институт предпринимательства и права

Тема:

«Банковская система РФ»

«Банковское дело»

2002 г.

Тема: «Банковская система РФ»

План

Введение 3

1) Причины централизации и регулирования банковской системы 3

2) Тенденция развития банковской системы 4

3) Центральный Банк Российской Федерации 5

4) Банковская система Российской Федерации 6

5) "Минусы" банковской системы России 7

6) Банки в качестве финансовых посредников 7

а) выдача ссуды 8

б) расчеты чеками 8

в) расчет платежными требованиями 9

г) расчет платежными поручениями 10

7) Необходимость денежного контроля 10

Список литературы 11

Введение

При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут

сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей

структурой коммерческих банков и эффективной системой управления

финансовыми и кредитно-денежными отношениями . Банковская система в

экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:

1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей.

В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится

путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами

посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного

социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала

необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и

товарообмен между предприятиями определялись государственным планом,

устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике,

связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение

предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством

отлаженно работающей банковской системы.

2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют

сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность

осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени

зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем

заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это

особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не

заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная

эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать

новые рынки без привлечения иностранного капитала.

3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной

политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег,

находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при

соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня

цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую

систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной

политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в

идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста

реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы

и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

1) Причины централизации и регулирования банковской системы

Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия

централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время

представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая

банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас

происходит установление новой централизованной банковской системы,

отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь

о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация

здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее

кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности

экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк

подчиняется определенным "правилам игры", установленным государством для

эффективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация банковского

дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в

обращении может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции в

конечном счете может привести к стокфляции, стогнации, экономическому спаду

производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики,

препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг.

Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская

система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в

наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

2) Тенденция развития банковской системы

Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной способности

денег невозможно без отлаженно работающей банковской системы. Она играет

главную роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной

экономике. Начало формированию механизма управления денежным оборотом было

положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в

систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков

(Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк).

Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал

соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не

получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической

основе.

Отсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к

ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР.

Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков.

Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами

кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и

кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой

инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного

рынка, в общем здорового западного рынка).

Тем не менее был сделан шаг в сторону демократизации банковской

системы. Действительно, созданная в административном порядке система

специализированных банков вскоре показала свою неэффективность. Но в то

время о другой трансформации монобанковской структуры не могло быть и речи.

Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в

результате обособления от Госбанка государственных специализированных

банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой

системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).

Появление системы специализированных банков дало импульс к

возникновению уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой

основе, количество которых быстро увеличивалось. Их появление изменило

ситуацию в банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, таким

образом, было положено начало конкуренции между банками. Начался

стремительный рост коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность

коммерческих банков с принятием банковских законодательных актов получила

правовой статус можно говорить о существовании в настоящее время

двухуровневой банковской системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие

банки, а вершину составляет Центральный Банк. С распадом Союза в 1991

году, Центральный Банк

России остался единственным из центральных банковских учреждений

бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России.

Специализированные банки распались и стали акционерными.

Пример становления коммерческого банка можно показать на

Промстройбанке. Он был образован в 1922 году и действовал на протяжении

почти 70 лет. В ноября 1991 года состоялось собрание учредителей

Акционерного инвестиционно-коммерческого банка, ставшего правоприемником

Промстройбанка и сохранившего наименование "Промстройбанк". Сейчас

Промстройбанк остается одним из немногих банков страны, способных выдавать

многомиллионные кредиты.

Банковская реформа 1987 года преобразовала государственные трудовые

сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специализированный банк по

обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал,

что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из

подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки. Следующим

шагом к независимости стало принятое в июле 1990 года постановление

Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский республиканский банк

Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет

Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в декабре 1990

года, Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк,

контрольным пакетом которого владеет Банк России. Став коммерческим,

Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области

совершения депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых операций, но и

стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные

обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести

доверительные операции по поручению клиентов (трастовые операции). При

выдаче ссуд населению банк в своей кредитной политике придерживается

умеренных процентов. Сбербанк - единственный банк страны, где сохранность

вкладов граждан гарантируется государством.

3) Центральный Банк Российской Федерации

Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам

других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и

претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр

деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента

государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения

необходимого количества денег.

Банк России начал свое существование с принятием закона "О Банке

России" в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и

исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и

ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России

экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет

собственных доходов. Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной

политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику

улучшения состояния экономики в целом. Банк России является "банком

банков", он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных

учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые,

тем самым, образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки

в РФ не имеет.

Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав.

Председатель назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности

Верховным Советом РСФСР. Управление Банком

России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка.

Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.

Кредитно-денежное регулирование экономики России осуществляется Банком

России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по

кредитам, предоставляемым банкам, установлением экономических нормативов

для банков, проведением операций с ценными бумагами. Банк России, как агент

правительства, управляет правительственными депозитами. Почти все

правительственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России

управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся

в обращении, проводя ту или иную кредитно-денежную политику.

Функции Банка России, в общем, сводятся к 4 пунктам.

1. Банк России хранит вклады депозитных учреждений, которые называются

резервами (по ним не уплачивается проценты). Регулирование процента

резервов имеет стратегическое значение в проведении кредитно-денежной

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.