Банковская система РФ
Московский институт предпринимательства и права
Тема:
«Банковская система РФ»
«Банковское дело»
2002 г.
Тема: «Банковская система РФ»
План
Введение 3
1) Причины централизации и регулирования банковской системы 3
2) Тенденция развития банковской системы 4
3) Центральный Банк Российской Федерации 5
4) Банковская система Российской Федерации 6
5) "Минусы" банковской системы России 7
6) Банки в качестве финансовых посредников 7
а) выдача ссуды 8
б) расчеты чеками 8
в) расчет платежными требованиями 9
г) расчет платежными поручениями 10
7) Необходимость денежного контроля 10
Список литературы 11
Введение
При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут
сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей
структурой коммерческих банков и эффективной системой управления
финансовыми и кредитно-денежными отношениями . Банковская система в
экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:
1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей.
В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится
путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами
посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного
социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала
необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и
товарообмен между предприятиями определялись государственным планом,
устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике,
связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение
предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством
отлаженно работающей банковской системы.
2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют
сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность
осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени
зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем
заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это
особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не
заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная
эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать
новые рынки без привлечения иностранного капитала.
3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной
политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег,
находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при
соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня
цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую
систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной
политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в
идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста
реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы
и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.
1) Причины централизации и регулирования банковской системы
Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия
централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время
представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая
банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас
происходит установление новой централизованной банковской системы,
отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь
о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация
здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее
кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности
экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк
подчиняется определенным "правилам игры", установленным государством для
эффективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация банковского
дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в
обращении может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции в
конечном счете может привести к стокфляции, стогнации, экономическому спаду
производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики,
препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг.
Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская
система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в
наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.
2) Тенденция развития банковской системы
Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной способности
денег невозможно без отлаженно работающей банковской системы. Она играет
главную роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной
экономике. Начало формированию механизма управления денежным оборотом было
положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в
систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков
(Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк).
Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал
соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не
получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической
основе.
Отсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к
ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР.
Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков.
Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами
кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и
кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой
инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного
рынка, в общем здорового западного рынка).
Тем не менее был сделан шаг в сторону демократизации банковской
системы. Действительно, созданная в административном порядке система
специализированных банков вскоре показала свою неэффективность. Но в то
время о другой трансформации монобанковской структуры не могло быть и речи.
Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в
результате обособления от Госбанка государственных специализированных
банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой
системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).
Появление системы специализированных банков дало импульс к
возникновению уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой
основе, количество которых быстро увеличивалось. Их появление изменило
ситуацию в банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, таким
образом, было положено начало конкуренции между банками. Начался
стремительный рост коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность
коммерческих банков с принятием банковских законодательных актов получила
правовой статус можно говорить о существовании в настоящее время
двухуровневой банковской системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие
банки, а вершину составляет Центральный Банк. С распадом Союза в 1991
году, Центральный Банк
России остался единственным из центральных банковских учреждений
бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России.
Специализированные банки распались и стали акционерными.
Пример становления коммерческого банка можно показать на
Промстройбанке. Он был образован в 1922 году и действовал на протяжении
почти 70 лет. В ноября 1991 года состоялось собрание учредителей
Акционерного инвестиционно-коммерческого банка, ставшего правоприемником
Промстройбанка и сохранившего наименование "Промстройбанк". Сейчас
Промстройбанк остается одним из немногих банков страны, способных выдавать
многомиллионные кредиты.
Банковская реформа 1987 года преобразовала государственные трудовые
сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специализированный банк по
обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал,
что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из
подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки. Следующим
шагом к независимости стало принятое в июле 1990 года постановление
Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский республиканский банк
Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет
Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в декабре 1990
года, Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк,
контрольным пакетом которого владеет Банк России. Став коммерческим,
Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области
совершения депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых операций, но и
стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные
обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести
доверительные операции по поручению клиентов (трастовые операции). При
выдаче ссуд населению банк в своей кредитной политике придерживается
умеренных процентов. Сбербанк - единственный банк страны, где сохранность
вкладов граждан гарантируется государством.
3) Центральный Банк Российской Федерации
Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам
других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и
претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр
деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента
государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения
необходимого количества денег.
Банк России начал свое существование с принятием закона "О Банке
России" в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и
исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и
ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России
экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет
собственных доходов. Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной
политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику
улучшения состояния экономики в целом. Банк России является "банком
банков", он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных
учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые,
тем самым, образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки
в РФ не имеет.
Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав.
Председатель назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности
Верховным Советом РСФСР. Управление Банком
России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка.
Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.
Кредитно-денежное регулирование экономики России осуществляется Банком
России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по
кредитам, предоставляемым банкам, установлением экономических нормативов
для банков, проведением операций с ценными бумагами. Банк России, как агент
правительства, управляет правительственными депозитами. Почти все
правительственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России
управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся
в обращении, проводя ту или иную кредитно-денежную политику.
Функции Банка России, в общем, сводятся к 4 пунктам.
1. Банк России хранит вклады депозитных учреждений, которые называются
резервами (по ним не уплачивается проценты). Регулирование процента
резервов имеет стратегическое значение в проведении кредитно-денежной
Страницы: 1, 2
|