на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коммерческие банки

Коммерческие банки

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

________________________________________________________

Институт переподготовки и повышения квалификации кадров

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Курс: Проблемы экономики, денежного обращения и кредита РФ.

Тема: Коммерческие банки. Экономические основы их формирования.

Слушатель: Федоров О.В.

Руководитель: проф. Зеленкова Н.М.

Москва

1995 г.

План

1. Исторические предпосылки возникновения коммерческих банков в

России.

2. Понятие коммерческого банка.

3. Организационное устройство коммерческого банка.

4. Принципы деятельности коммерческого банка.

5. Функции коммерческого банка.

1. Исторические предпосылки возникновения коммерческих банков в России.

В историческом плане банки возникли первоначально как частные

коммерческие формирования, представляющие элементы торгово-рыночной

инфраструктуры, то есть внешнее обрамление рынка. Несомненно, что первые

банкиры руководствовались не только целью способствовать движению денежных

средств, представляя их взаймы, но и стать ростовщиками, иметь на этом, как

говориться, навар. Ведь ростовщичество - самый простой и надежный путь

получения прибыли, что хорошо усвоили коммерческие банки, орошенные дождем

рыночных нововведений в стране. Государственные банки возникли в мире позже

частных и стали сосуществовать с ними таким образом, что каждый занял свою

нишу в сфере экономических отношений или, как принято говорить сейчас, в

экономическом пространстве.

Социализм по-своему перекроил банковскую систему, установив полную

государственную монополию на банковские денежные операции, отодвинув

частный финансово-коммерческий бизнес в теневую область, сделав его

запретным. Достигнутый в социалистической системе хозяйствования высший

уровень монополизма государственного банка привел к тому, что

республиканские и местные банки фактически представляли отделения

центрального Государственного банка страны. Более того, как Госбанк СССР

был непосредственно подчинен правительству и министерству финансов, то

возникла бесконтрольная государственная финансо-банковская олигархия,

державшая за семью печатями тайны золотого запаса, выпуска денег в

обращение, распределения и использования денежных средств, государственного

долга.

Предельная централизация банковской системы имела и свою

притягательную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических

субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло

подавлять инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост

государственного внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять

практически беспроцентное банковское кредитование государственных

предприятий, и в особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги

государственному банку просто не возвращались и превращались в дотации.

Когда созрела концепция перехода к рыночной экономике, стало ясно, что

сложившаяся и укоренившаяся в прежней экономике банковская система должна

быть подвергнута кардинальному преобразованию в направлении ликвидации

государственной монополии на банковское дело, установления контроля

законодательных органов над государственным банком, делегирования ряда

функций и полномочий государственного банка республиканским, региональным,

местным банкам, возрождения коммерческих негосударственных банковских

структур. Хотя банковская система присуща любой экономике, только в

условиях рыночной экономики она обретает роль центрального звена

финансового контура управления. Господствующая роль товарно-денежных

отношений в экономике рыночного типа выдвигает на передний фронт проблемы

регулирования денежного обращения, а посредством его - и всей хозяйственной

деятельности. Поэтому банки, как центры управления финансово-кредитными

процессами во всем многообразии их проявлений, имеют непроходящее значение

в рыночной экономике.

В период господства командно-административной системы в нашей стране

роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению

безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а также

финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и

специальных целевых фондов. Будучи составной частью государственного

аппарата, банки при централизованном общегосударственном планировании

осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых

направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов

кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-

правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих

банковских работников фактически не было существенной разницы между

бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же

бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно занимался

воспроизведением через кредит финансового образа директивного

государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его

правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся

кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для

финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто

ненужных правительственных программ. Введение в дополнение к

государственному сети специализированных банков не меняло дела по существу,

поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором

прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь

тормозила развитие товарно-денежных отношений.

Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для

их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент

структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем

перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования

инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и

развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять

денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы,

регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.

Непродуманная политика кредитования, искусственно заниженные

процентные ставки приводят к разрушительным инфляционным процессам,

дефициту государственного бюджета, пустой трате средств. В условиях, когда

банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция

заменяется принудительным распределением зачастую не реальных, а фиктивных

денежных средств, движением омертвленного капитала. В итоге все это ведет к

обнищанию страны. Переход к рыночной экономике потребовал высвобождения

банковской системы из тисков государственного засилья, превращения ее в

активный инструмент, ведущую часть финансового контура управления

экономикой. В результате реформы банковской системы в 1990-1991 гг., она

стала двухуровневой, состоящей из Центрального банка и коммерческих банков.

2. Понятие комерческого банка.

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и

размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и

срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных

средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с

банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие

финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды,

страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как

субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их

от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми

обязательсвами: они размещают свои собственные долговые обязательства

(депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким

образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,

выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров,

которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с

фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим

банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски,

связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди

своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков

основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В

соответсвии с этим законом банки России действуют как универсальные

кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом

рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа

и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады,

осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств,

посреднические и доверительные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности -

частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность

создания банков, основанных исключительно на государственной форме

собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут

осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования

уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных

инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с

Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории

Российской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется

за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за

счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных

инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит

участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на

участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее

благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и

защиты от экспансии зарубежных банков.

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на

акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания

банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому)

исключается действующим законодательством, согласно которому уставный

капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие

банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа

характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых

банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно,

что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые

коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку

каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала.

Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной

ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена

пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда

может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных

взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о

вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка

решается на общем собрании участников.

У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал

разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости,

размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.