Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров
Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра денежного обращения и кредита
Допустить к защите:
Зав. Кафедры К.Э.Н.
Падерина Т.А.
___________________
«___»_________1999г.
ДИПЛОМ
Тема: «Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной
выручки от экспорта товаров»
Научный руководитель: доцент ( ) Сердитов С.В.
Исполнитель: студент 454 гр. ( ) Турьев М.Г.
Сыктывкар 1999г. ©
Содержание:
|Введение |3 |
|1. Понятия и цели валютного контроля, правовая база. |4 |
|2. Осуществление валютного контроля (порядок, основные | |
|этапы). |10 |
|3. Проблемы, перспективы развития. |36 |
|Заключение |42 |
|Список используемой литературы |44 |
|Приложения |47 |
Введение.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации, включая область валютно-кредитных отношений, призвано
обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому
росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать
условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.
Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и
административными методами.
После развала СССР и перехода России к рыночным отношениям в экономики
весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ
валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными
предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и
сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в
иностранных банках скопились большие валютные средства, принадлежащие
отечественным предприятиям и организациям (по имеющимся оценкам от 100 до
200 млрд. долл.), чем государству наносится значительный ущерб.
В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы
валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и
организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими
операциями.
В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям
12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ и Государственного
Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) "О порядке
осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию
валютной выручки от экспорта товаров", которая введена в действие в 1994
году.
Введение такого механизма таможенно-банковского контроля за каждой
экспортной операцией привело к весьма ощутимым результатам: если невозврат
валютной выручки (по экспертным оценкам) в 1992 году составлял от 50 до 70%
всей стоимости российского экспорта, в 1993 году – 30-40%, то уже в 1994
году, после издания указанной инструкции, снизился до 12%, а в 1995 году
составил около 4% [31, с.19].
Целью данного диплома является изучение действующего в РФ
законодательства в области осуществления контроля за поступлением валютной
выручки от экспорта товаров, а также рассмотрение некоторых этапов
валютного контроля на примере деятельности Акционерного Коммерческого Банка
«Северный Народный Банк». Изучение проблем и перспектив развития валютного
контроля и экспорта как такового.
1. Понятия и цели валютного контроля, правовая база.
Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечение
экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои
валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление
выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в
уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии
у Экспортера разрешения Банка России.
Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия:
Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо
- резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт
(договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);
Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на
который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному
контракту;
Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного
контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о
внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля,
изложенные в стандартизированной форме;
Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно -
УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления
в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации
(далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за
поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие
одну контрольную дату возврата в таможенные органы;
Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением
валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными
банками по каждому ПС;
Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих
и исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящей
Инструкции;
Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные
подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени
Банка, как агента валютного контроля.
В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируется
в первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного Таможенного
Комитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "О
порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую
Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1
от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией
ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями части
валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на
внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,
принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на
резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе
временно находящиеся за границей;
- юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами,
с местонахождением на территории Росси;
- дипломатические и иные официальные представительства России за ее
пределами и другие.
Нерезидентами считаются:
- физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе
временно находящиеся в России;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств с местонахождением за пределами России;
- находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные
представительства, а также международные организации и другие.
Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте
производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).
Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются в
территориальными управлениями Банка России.
Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и
вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России.
Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через
эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия
валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный
коммерческий банк ряд документов:
- заявление на открытие счета;
- нотариально заверенные копии устава организации и учредительных
документов;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и
регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;
- документ о регистрации в органах государственной статистики;
- заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в
данной организации право распоряжаться иностранной валютой.
Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов в
одном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета в
нескольких валютах.
Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за
экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров
(работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат
обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России.
Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается
выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ,
не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете
предприятия.
Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации
параллельно два вида счетов:
- транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме
поступлений в иностранной валюте;
- текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в
распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи
части валютной выручки.
Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая
предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75%
валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном
рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].
При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет
предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает
об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательную
продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный
счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия
иностранную валюту в течение семи рабочих дней.
По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей
части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их
комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой
иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения
межбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф на
выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы
контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-
0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12));
комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж – не более 0,3% от
суммы нетто – продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.
Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может
быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому
предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на
оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.
С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации
могут получить наличную иностранную валюту или преобрести чеки в
иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|