на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Доклад: Физиология человеческой памяти

Доклад: Физиология человеческой памяти

Память

Память — это мыслитель­ный процесс, включающий в себя запись, хранение и

извле­чение информации. Запись информации осуществляется посредством

запомина­ния, а ее извлечение — посред­ством вспоминания. Каче­ство запоминания

обусловлено вниманием человека к объек­ту записи.

Противоположным акту за­поминания является забыва­ние. Как это ни звучит

пара­доксально, но забывание слу­жит важным условием запоми­нания, поскольку

оно разгру­жает центральную нервную систему, освобождая место для новых

связей. Память опреде­ляется работой всего головно­го мозга, но в первую

оче­редь — это биологический фе­номен, обусловленный дея­тельностью органов

чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает наи­более

активное участие в акте записи информации, различа­ют несколько

разновидностей памяти: визуальная (зритель­ная), вербальная (связанная с

функцией слуха), обонятель­ная, осязательная и др. Человеческая память

представляет собой бесконечно сложный ме­ханизм — это функция мозга,

нейронная активность которо­го позволяет фильтровать, со­хранять и уничтожать

воспо­минания.

Около 60 процентов людей пользуются в основном зри­тельной памятью. Они легко

восстанавливают в воображе­нии виденные некогда места, предметы, лица,

страницы га­зет. Другие люди как будто с большей легкостью запомина­ют звуки

и слова.

В зависимости от времен­ной установки человеческую память подразделяют на

не­посредственную, кратковре­менную, долговременную и скользящую.

Непосредственная (сен­сорная) память — это память автоматическая, в

которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. При­мером такого

процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, чело­век тут

же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная па­мять — это оперативная (ра­бочая) память, способная

од­новременно удерживать до семи элементов в течение мак­симум тридцати секунд.

Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без оперативной

памяти мно­гие привычные действия со­вершались бы гораздо мед­леннее. Этот вид

памяти по­зволяет выбрасывать из созна­ния информацию, как только она стала

ненужной.

Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни,

ме­сяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы

записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувствен­ном,

эмоциональном и интел­лектуальном

Скользящая память — са­мая короткая из всех видов памяти. Тако­го рода

память развита, напри­мер, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько

минут сосредоточить внима­ние на изображении движу­щейся точки на экране, а

пос­ле посадки самолета тут же забыть о ней, переключив вни­мание на следующую

точку.

Если информация предназ­начена для использования в ближайшем будущем

(подго­товка к экзаменам, необходи­мость запомнить некий адрес), постоянное

мысленное повто­рение помогает лишь кратков­ременно удержать ее в памяти.

Для закрепления следа в памя­ти на длительное время требу­ется более высокая

степень обработки материала. Необходи­мо определить для себя значе­ние

воспринимаемой инфор­мации и дать время на обдумы­вание, обобщить и

проанали­зировать ее.

Долговременная память основана на наблюдении, ана­лизе и составлении

суждения. Любое суждение включает в себя впечатления и эмоции. Сильные эмоции

действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти неизгла­димые

следы. Именно этим объясняется, по­чему какие-то детали прошло­го люди помнят

лучше других.

Если задуманное челове­ком к высказыванию принять за 100 процентов, то в

словес­ные формы (предложения) об­лекается и высказывается ок­ружающим только

8О процен­тов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспри­нимается и

понимается 60 про­центов, а в долговременной па­мяти остается от 10 до 24

про­центов.

В среднем человек запоминает 1/5 части то­го, что услышит, и 3/5 того, что

увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он за­поминает 4/5. Наилучшим

временем суток для сознатель­ной работы памяти является промежуток от 10 до 12

часов, когда организм максимально ус­тойчив к кислородному голоданию, а также

пос­ле 20 часов.

Принимая во внима­ние, что в норме у человека за ночь наблюдается до 4-5

полу­торачасовых циклов сна, мож­но считать, что наилучшая "запоминающая"

функция сна проявляет себя где-то за два часа до пробуждения. Что касается

времени года, то наилучшим для работы памяти является летний период.

Экспериментально доказано, что в процессе запомина­ния однородного материала

(например, стихотворения) легче всего усваиваются нача­ло и конец, а наиболее

труд­но – средняя часть. Запоминание улучшается, если посте­пенно повышать

сложность ус­ваиваемого материала.

Повторять изучае­мый материал очень важ­но с интервалами. Не­прерывное

повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообраз­но

и неэкономично.

Особенностью человеческой памяти является ее способность с меньшими

затратами труда и времени изучать другие иностранные языки после того, как уже

усвоен один из них.

За память отвечают отдельные участки коры головного мозга, лимбическая

система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности,

определяющей работу па­мяти, происходит в гиппокампе и в височной доле

каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной сто­роне мозга,

процессы запоми­нания могут еще протекать, хотя и с некоторыми наруше­ниями.

Но при двустороннем повреждении способность со­знания к записи и хранению

информации полностью про­падает. Это происходит в ре­зультате физической

травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при

болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных кле­ток — нейронов. Сигналы

от одного нейрона к другому пе­редают так называемые нейромедиаторы — особые

веще­ства (ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в

гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропа­дает способность к усвоению

знаний и функционирует лишь спонтанная память, основан­ная на чувственных

реакциях организма.

Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров

для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолипа в

мозгу. При гар­монично протекающем старе­нии организма количество

син­тезируемого ацетилхолипа уменьшается, но остается до­статочным для того,

чтобы нормально мыслить. Одним из возможных последствий недо­статка

ацетилхолина и других нейромедиаторов может слу­жить торможение мыслитель­ных

процессов, наносящее ущерб памяти: у человека на­блюдается несколько

замед­ленная реакция на внешние сигналы как во время наблю­дения и записи

информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере ста­рения

не терять способности к нормальной жизнедеятельнос­ти, разумно всегда

сохранять спокойствие (известно, что па­мять человека слабеет

пропор­ционально росту его беспокой­ства). Если человек начинает нервничать

по поводу кратков­ременных задержек в работе своей памяти, то он только

ухудшает положение. Для ком­пенсации снижения умствен­ной активности нужно

обу­читься новым стратегиям мышления, облегчающим и ус­коряющим извлечение

инфор­мации из памяти, тогда будет обеспечена её нормальная рабо­та до

глубокой ста­рости.

От чего зависит качество памяти?

С возрастом память слабе­ет, но эффективность ее рабо­ты неодинакова у

пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородны­ми в этом

отношении являют­ся люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испы­тывают

много идентичных трудностей в отношении дея­тельности памяти. В частно­сти, у

них более короткий, по сравнению с обычным, пери­од концентрации внимания.

Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной

орга­низации мыслительного про­цесса. Они не умеют точно оценивать для себя

значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании

ассоциа­ций, относящихся к информа­ции, которую необходимо за­помнить. И те,

и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между

детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в

то время как старики — собы­тия, более удаленные во вре­мени (поскольку новые

впе­чатления они обрабатывают недостаточно эффективно).

В целом память адаптиру­ется к жизненным условиям и нормально функционирует

до глубокой старости, но только если человек постоянно ис­пользует ее. При

недостаточ­ной мотивации она слабеет, часто переключается на рабо­ту в других

сферах.

На качество работы челове­ческой памяти оказывают вли­яние многие факторы.

Главные причины неудовлетворитель­ной работы памяти имеют пси­хологический

характер (за ис­ключением патологических случаев).

Беспокойство и депрессия — вот две основные причины плохой работы памяти в

любом возрас­те. Они целиком овладевают вниманием челове­ка, не давая ему

возможности сосредоточиться на чем-либо другом. В экстремальных эмоциональ­ных

состояниях человек вообще перестает заме­чать внешний мир: вместо этого он

замыкается в собственных переживаниях и таким образом теряет способность

нормально записывать ин­формацию.

Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не

остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В

сознании расстроен­ного человека мысль о постиг­шей его неприятности влечет

за собой длинную цепь воспо­минаний о прошлых бедах. Подобное болезненное

состо­яние усугубляется навязчивы­ми мыслями, когда человек силится и не

может вспомнить совсем не относящийся к су­ществу дела факт. Нервное

на­пряжение окончательно бло­кирует память

Если перед вами встанет трудный вопрос, и вы не смо­жете сразу же извлечь из

па­мяти нужную информацию, просто проигнорируйте его, продолжая разговор на

ту же тему. Таким образом, вы су­меете справиться с волнени­ем и не потеряете

нити раз­говора. Кроме того, при этом выигрывается время, необходимое для

восстановления в памяти забытого. Память редко возвращается мгно­венно, и чем

больше факто­ров затрудняют ее работу, тем больше времени требует­ся

подсознанию для поиска нужной информации.

Забыв какое-то слово, чело­век начинает беспокоиться, волнуется, не понимая,

что тем самым он только ухудшает свое положение. У памяти есть парадоксальная

особенность: чем дольше и сильнее мы ста­раемся вспомнить слово, кото­рое

"вертится на языке", тем больше времени требуется нам для сознательного

извлечения его из памяти. Дело в том, что при попытке ускорить процесс

вспоминания мы начинаем нервничать и этим затрудняем работу мозга. Только

переключив внимание на другой пред­мет, мы позволяем нашему подсознанию

занять­ся поиском нужной информации с удобной для него скоростью.

На работу памяти пагубное влияние оказывают все хими­ческие вещества и

медицин­ские препараты, вызывающие состояние сонливости. Список их весьма

длинен. Это успокаивающие сред­ства, антидепрессанты, антигистаминные

препараты и многие антиэпилептики.

Одна из основных причин проблем с памятью заключает­ся в злоупотреблении

снотвор­ными, поскольку ими пользуют­ся чаще и регулярнее, нежели другими

средствами. Снотвор­ные вызывают сонливость и заторможенность, притупляя

бди­тельность и внимание. Анало­гичный эффект обусловливают некоторые

сердечные препара­ты. Нарушение памяти заметно у алкоголиков любого возраста.

Алкоголь снижает способность к обучению и замедляет мысли­тельные процессы, в

результате чего запись и хранение инфор­мации осуществляется некаче­ственно.

Всего несколько глот­ков спиртного достаточно для того, чтобы нарушить

кратков­ременную память. Даже уме­ренные дозы алкоголя пагубно отражаются на

познавательных процессах мозга (абстрактное мышление, обработка информа­ции,

запоминание).

Алкоголь препятствует закреплению следа па­мяти. Однако старая информация,

записанная в трезвом состоянии, не обязательно претерпева­ет искажения. По этой

причине в состоянии алко­гольного опьянения человек способен помнить со­бытия

далекого прошлого и при этом забывает то, что случилось совсем недавно.

Последствия алкогольного опьянения весьма долго сказы­ваются на работе

головного мозга.

У курильщиков ослаблена функция кратковре­менной памяти. У выкуривающих

больше одной пачки папирос в день поражены и визуальная, и вер­бальная виды

памяти.

Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбу­димость, сердцебиение,

несов­местимые со вниманием. В иде­але, для нормального функци­онирования

памяти мозг дол­жен быть одновременно насто­рожен и расслаблен.

Злоупот­ребление же табаком и кофе лишает человека возможности расслабиться.

Существует много иных физических расстройств, кото­рые плохо сказываются на

функции памяти: повышенное артериальное давление, сахар­ный диабет (даже в

легких формах), заболевания щито­видной железы, последствия анестезии,

снижение слуха и зрения, отравление пестицидами, авитаминоз (особенно

ал­когольный).

Проблемы с памятью воз­никают при различных опухо­лях мозга, хотя последние

про­воцируют в основном эпилеп­сию и нарушение моторной функции организма.

Наиболее опасным забо­леванием, обусловливающим полную или частичную амне­зию

(потерю памяти), является болезнь Альцгеймера. В мозгу

больного катастрофически уменьшается количество нейромедиаторов, ответственных

за работу памяти и внимания. Пораженные уча­стки сначала локализуются в

гиппокампе и в миндалевид­ном ядре, являющемся частью лимбической системы.

Дефицит ацетилхолина в этих участках мозга ведет к роко­вым последствиям.

Больной редко может вспомнить название показываемых ему предметов. Причины,

вызывающие это заболевание, до сих пор еще хорошо не выяснены.

Следует четко представить себе ситуации, в которых внимание имеет

тенденцию к падению: когда нас торопят или на нас давят обстоятельства; когда

нас перебивают или возникают отвлекающие факторы; при пере­утомлении или под

действием лекарств и

ал­коголя; когда мы находимся в привычной обста­новке (из-за потери

бдительности); когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев);

когда мы не понимаем смысла восприни­маемой информации.

Как бороться с рассеянностью?

Рассеянность обусловлена не плохой памятью человека, а недостатком внимания к

некоторым повседневным вещам, столь необходимым в момент записи информации.

Большая часть неприятных случаев с забывчивостью свя­зана с автоматическими

дей­ствиями. Например, мы бес­сознательно запираем дверцу автомобиля, а потом

не можем вспомнить, заперли ее или нет. Или солим суп, не прерывая разговора

с соседом по столу, а через несколько минут вновь хватаемся за солонку.

Первое необходи­мое условие для избавления от привычного автоматизма

дви­жений или действий — пауза.

Спешка — главный враг в борьбе с забывчивостью и рассеянностью.

Второй принцип коррек­тировки внимания — уме­ние сосредоточиться на дан­ном

моменте. По-научному это означает осуществить мыс­ленный процесс,

ориентиро­ванный на решение конкрет­ной задачи, не распыляясь на другие

проблемы.

Третий принцип — незамедлительность действия. Как только вы столкнулись с

мелкой проблемой, требую­щей незначительного времени для ее разрешения,

немедлен­но выполните ее либо подго­товьте условия, чтобы сделать это в

ближайший подходящий момент.

Правда, существуют ситу­ации, когда концентрация вни­мания просто невозможна.

Са­мая ужасная из них - депрес­сия, при которой мрачные мысли целиком

завладевают сознанием человека. Подстать ей - эмоциональный стресс, спешка,

отключение от темы, посторонние помехи. Во всех этих случаях мы лишаем себя

способности собраться с мыс­лями и продумать свои бли­жайшие действия.

При усталости лучше отло­жить на время выполнение трудных заданий и принятие

серьезных решений.

Эмоции в большой степе­ни влияют на нашу память. Как позитивные, так и

нега­тивные, эмоции буквально "впечатываются" в нашу па­мять. Они отбирают

для нас наиболее важную информа­цию. В основном мы долго помним вещи и

события, ко­торые нас глубоко тронули, потрясли, шокировали, порадовали или

сильно раздоса­довали.

Работа подсознательной памяти в большой степени за­висит от настроения, при

кото­ром происходила запись ин­формации.

Проблемы со вниманием нередко имеют корни в раннем детстве. Замечено, что

недо­статок внимания у детей бывает, обусловлен их гиперактивностью. Во

взрослом состоянии у людей, бывших в детстве гиперактивными, снижена

метаболическая активность мозга и, следовательно, повышена

предрасположенность к рассеянности внимания.

Исследования показали, что в па­мяти окружающих людей остаются поступки,

которые не приходят в голову другим. Эмоции, юмор, остроты, метафо­ры — все

неожиданное оставляет более яркий след у людей. Прибегая к помощи этих средств,

вы будете производить в памяти других незабы­ваемое впечатление.

.



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.