на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Лекарственные растения

Реферат: Лекарственные растения

Реферат

По биологии

На тему: «Лекарственные растения»

Работу выполнил

_________________

1993

ЧТО ТАКОЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Целебные свойства лекарственных растений обусловлены действу­ющими или

фармакологически ак­тивными веществами — алкалоида­ми, гликозидами,

сапонинами, тани­нами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Именно

они наиболее ценны, хотя и содер­жатся в растениях в минимальных количествах.

Принятые внутрь или наружно, эти вещества помогают больному организму

справиться с недугом.

Совсем недавно в сознании наших современников лекарственные рас­тения

ассоциировались с пережит­ком глубокой старины. Действи­тельно, трудно

совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от

которых в прошлом человечество со слепой ве­рой ждало чудесных исцелений.

Све­дения об использовании человеком целебных свойств растений были

об­наружены в самых древних письмен­ных памятниках человеческой куль­туры,

которые принадлежали госу­дарству Шумер, существовавшему на территории

современного Ирака за 3 тыс. лет до нашей эры. Несом­ненно, что растения

использовались в лечебных целях и задолго до появ­ления письменности.

Первоначаль­ные познания в области лечения тра­вами носили эмпирический

характер и передавались из поколения в поко­ление устно. По-видимому,

сведения о целебных свойствах растений сос­редоточивались в определенных

семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или от

матери к дочери, поскольку у некоторых племен врачевание было уделом женщин.

И в дальнейшем по­чти у всех народов целебные свой­ства трав считались

сверхъесте­ственными и открывались только посвященным. По этой причине у

многих народов врачевание стало привилегией жрецов.

В древнейших памятниках пись­менности встречается немало сведе­ний об

использовании растений в ле­чебных целях. Лекари Шумера, на­пример,

приготовляли из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в

качестве растворителя воду, а также вино и пиво. Вавило­няне, пришедшие на

смену шумерий­цам в XX веке до нашей эры, унасле­довали их знания и культуру

и тоже широко применяли в лечебных це­лях растения — корень солодки, дур­ман,

белену, льняное семя и др. Ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно

действует на целеб­ные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их

только в те­ни, а такие травы, как белену, бел­ладонну и дурман даже собирали

ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарствен­ные

растения, обязательно выхо­дили на север (в современных руко­водствах по

сбору и сушке лекар­ственных растений учитывается это обстоятельство).

Ассирийцы, поко­рившие Вавилон, сохранили все луч­шие научные и культурные

ценно сти побежденного народа, в том чи­сле и сведения по фитотерапии,

ко­торые были обнаружены в знамени­той библиотеке Ашурбанипала при раскопках

его дворца в Ниневии: из 22 тыс. глиняных табличек различ­ного содержания 33

были посвя­щены врачеванию, рецептуре и ле­карственным средствам; известно

также, что в Ниневии был сад ле­карственных растений. У вавилонян и

ассирийцев сведения о целебных свойствах растений заимствовали египтяне.

Очень много информации о ле­карственных растениях дает нам греческая

литература: у греков сло­жилась самобытная медицина, а кроме того, они

пользовались неко­торыми лекарственными средства­ми, заимствованными у других

наро­дов. Примечательно, что свое зна­комство с лекарственными растени­ями

греки связывали с Кавказом — с легендарной Колхидой, где, якобы, под

покровительством богини Арте­миды находился волшебный сад ядо­витых и

лекарственных растений, и оттуда они были вывезены в Грецию (и действительно,

некоторые лекар­ственные травы были ввезены в Грецию с Кавказа). Как и многие

другие народы, греки связывали це­лебное действие растений с различ­ными

магическими представлени­ями. Недаром корень слова «фарма-кон», обозначавшего

в древнегре­ческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в

боль­шинстве современных языков в сло­вах «фармация», «фармацевт»,

«фармакогнозия», «фармакопея». В религиозных представлениях древ­них греков

фигурировало множе­ство богов. Был среди них также бог, ведавший

лекарственными тра­вами, — Асклепий, латинизирован­ное имя которого Эскулап.

По пре­данию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор

бытует нарицательное имя «эс­кулап», которым полушутя-полу­серьезно иногда

называют врачей, а слово «панацея» больше нам зна­комо как символ средства от

любых болезней.

Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древней Греции Гип­пократ (469—377

гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений,

упомянув в своем сочинении 236 видов, кото­рые тогда применялись в медицине.

Его считают основоположником современной научной медицины, и все молодые

врачи, приступая к вра­чебной практике, дают профессио­нальную клятву,

известную всему миру под названием «Клятвы Гиппо­крата». Гиппократ считал,

что ле­карственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее

эффек­тивны. Это его убеждение, став до­стоянием и других народов,

сохраня­лось в Европе свыше 1500 лет, а в арабо-иранской медицине бытует и

поныне.

Выдающийся труд по лекарствен­ным растениям оставил «отец фар­макогнозии»

(науки о лекарствен­ном растительном сырье), знамени­тый врач римской армии

грек Диос-корид (I в. н. э.). В своем сочинении «О лекарственных средствах»

он описал свыше 600 видов растений, снабдив их рисунками и указав

при­менение. Его книга много раз пере­издавалась и служила авторитетным

руководством вплоть до XVI в. И в современных руководствах по фар­макогнозии

довольно часто встреча­ются ссылки на Диоскорида.

Особый вклад в древнюю меди­цину внес крупнейший врач и естест­воиспытатель

Клавдий Гален (II в. н. э.) — автор многих сочинений по медицине и фармации,

слывший бес­спорным авторитетом практической медицины вплоть до XIX в. Он соз

дал свое учение о методах и сред­ствах лечения болезней, придержи­ваясь

мнения, что в лекарственных растениях есть два начала — одно из них полезное,

или действующее, другое — бесполезное, или даже вредное для организма. Гален

пред­ложил отделять в растениях полез­ное начало от бесполезного жидко­стью —

водой или вином. В совре­менной медицине все препараты, по­лученные путем

экстракции лекар­ственных веществ из растений, до сих пор носят название

«галеновых» и широко применяются в повседне­вной практике, особенно в

домаш­них условиях: все ваши настои, отва­ры, водные вытяжки из цветков

ро­машки, из зверобоя или корней ва­лерианы — галеновые препараты...

Западноевропейские государства пользовались обширной античной медицинской

литературой, основ­ную часть которой составляли опи­сания лекарственных

растений и способов их употребления. Общий список таких растений,

известных врачам и фармацевтам средневе­ковья, насчитывал около 1000 ви­дов,

достаточно хорошо проверен­ных и действительно обладавших ценными

терапевтическими свой­ствами. Европейская аптека была создана по арабскому

образцу.

Арабская фармакопея широко ис­пользовала сложные рецепты, в со­став которых

входило много различ­ных трав. Эти рецепты стали попу­лярны и в медицине

Западной Евро­пы. Именно усложнение рецептуры и привело к появлению профессии

аптекарей.

До нашего времени дошло значи­тельное количество сочинений (ру­кописных и

печатных), содержащих описания лекарственных растений и способов их

применения. Например, в русском переводном рукописном травнике 1614 г. о

корне валерианы сказано следующее: «Корень тое травы в зелия полагаем. Сама

та трава и корень вельми дух тяжел имеет. Кошки трутся около тое тра­вы...

Врачеве глаголют что тое травы корение высушено, соблю­даем его на три годы

без умаления силы его. Тот корень собираем в ме­сяце августе». Такие

сочинения обычно назывались гербариями или травниками и всегда

сопровожда­лись рисунками растений. Травники известны на латинском языке и

язы­ках народов Европы — старонемец­ком, старофранцузском, польском и др. Они

действительно содержат много данных, но, как правило, это компиляции

сочинений Диоскорида, Галена, Авиценны и других гречес­ких, латинских и

арабских авторов, дополненные сведениями и рисун­ками переписчиков о своих,

местных видах растений. Эти дополнитель­ные сведения оригинальны и

само­бытны, а рисунки, в отличие от ри­сунков чужеземных видов, очень точны и

натуралистичны. Таким об­разом, в эти книги проникал народ­ный опыт

сопредельных стран, пользовавшихся сочинениями знаме­нитых врачевателей, в

результате чего в европейскую медицинскую практику оказались включены по­чти

все лекарственные растения Ев­ропы, Северной Африки, Западной Азии и отчасти

Индии.

У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались

ведуны, волхвы и знахари. В IX в. после принятия хри­стианства в Россию стали

проникать и иноземные сведения. Особенно об­ширная информация поступила из

Византии, в результате чего греко-славянское направление в русской медицине

господствовало вплоть до XVI в. Использование лекарствен­ных трав в России

приняло особо широкий размах в середине XVII в., когда царем Алексеем

Михайлови­чем был создан специальный «Апте­карский приказ», ведавший

снабже­нием лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В

1654 г. в Москве была организо­вана первая в России медицинская школа, где

готовили и аптекарей. Начались довольно значительные государственные

заготовки лекар­ственных растений, были созданы «аптекарские огороды» — сады,

где разводили лекарственные растения. В Москве, например, их было не­сколько

— у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слобо­де. По приказу Петра I

«аптекар­ские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных

го­спиталях. Образцовый аптекарский огород появился в Санкт-Петербур­ге, на

Аптекарском острове.

КАК ИСКАТЬ, СОБИРАТЬ И ОХРАНЯТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Итак, общий объем ежегодно заго­тавливаемых в нашей стране лекар­ственных

растений весьма внушите­лен. А если учесть, что высушенные растения весят

ничтожно мало, и что дикорастущие виды растут, как правило, рассеянно и не

образуют плотных скоплений, то станет ясно, какого огромного труда стоит

заго­товка такого количества. Для того чтобы заниматься этим весьма не

простым делом, надо научиться узнавать лекарственные растения в «лицо».

Удобно, конечно, знако­миться с ними по цветным фотогра­фиям, слайдам или по

гербарию (если он хороший), но все же лучше всего знакомиться с живым

растени­ем. Но как найти в природе нужное растение и где его искать — в лесу,

в поле, на болоте?

Чтобы облегчить любителям поиски лекарственных растений, в большинстве книг

и в нашем аль­боме сказано, в каких условиях они растут и вместе с какими

привыч­ными видами встречаются. Напри­мер, толокнянку почти наверняка можно

встретить в сосновом лесу с покровом из белого лишайника, трилистник водяной

растет всегда на краю низинных болот,валериана — на влажных лесных лугах.

Однако найти лекарственное растение и узнать его — еще только полдела. Чтобы

воспользоваться им как лекарством, надо знать, как и когда его собрать, как

высушить, чтобы оно не потеряло своих целебных свойств, как хранить готовое

сырье, прежде чем из него будет изготов­лено лекарство, сколько времени можно

его хранить без ущерба для качества и, самое главное, надо знать, что

сделать, чтобы это расте­ние не исчезло навсегда в том месте, где вы его

собрали.

Активные вещества образуются и накапливаются в растениях в опре­деленные

периоды их развития, поэтому и заготовка проводится в строго определенное

время.. Распре­деляются эти вещества в растениях различно: у одних — ландыша,

толокнянки, подорожника, брусни­ки, вахты — они сосредоточены в листьях; у

других — валерианы, кубышки, щавеля конского, аира, кровохлебки — в корнях и

корневи­щах; у третьих — липы, ромашки, бессмертника, боярышника, пижмы — в

цветках; у четвертых — шипо­вника, земляники, калины, черники, можжевельника,

малины — в пло­дах и т. д.

Надземные части растений накап­ливают максимальное количество действующих

веществ чаще всего в период цветения — в это время их и следует

собирать. Плоды наиболь­шее количество целебных веществ содержат во время

полного созрева­ния; кора пригодна к употреблению в период весеннего

сокодвижения; корни и корневища — поздней осенью, после увядания надземной

части растений; почки — ранней вес­ной, когда они набухли, но еще не тронулись

в рост, обычно в марте— апреле, почки сосны и березы можно собирать еще раньше,

в фев­рале. Все надземные части растений надо собирать в хорошую погоду,

поскольку увлажненные росой или дождем они портятся при сушке. Подземные части

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.