Реферат: Специфика биологии человека
Вступление.....................................................................2
Специфика биологии человека....................................................2
Психофизиологическая организация индивидуума.................. 6
Социальное в развитии человека и его психики............................. 8
Литература:...................................................................16
Вступление
Проблема соотношения социального и биологического является методологической в
раскрытии основных вопросов индивидуального развития человека, необходимых
для понимания общих закономерностей развития его психики. Разработка теории
систем, статистических приемов корреляционного, факторного анализа и других
методов структурной обработки фактического материала создает реальные
условия для более углубленного понимания развития во всей его сложности и
многогранности, с точки зрения целостности и многообразия внутренних
взаимосвязей различных его сторон. Соотношение биологического и социального в
развитии человека предполагает дифференцированную характеристику каждой из
сторон и установление между ними разного рода связей как структурного, так и
генетического порядка.
Специфика биологии человека
Биология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции.
Видовые специфические морфофизиологические признаки делают его хорошо
приспособленным к существованию в техносфере и в сложной социальной среде.
Несмотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек
как вид быстро приспосабливается к этим условиям.
Человечество становится мощной геологической силой. Macштабы его воздействия
на природу сравнимы с размером естественных планетарных процессов. Еще в 30-е
годы нашего столетия академик А. Е. Ферсман писал, что "человек -
грандиозный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь
новым, выступающим на арену истории геологическим фактором". Создавая
ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что
приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрицательным, для
действия биологических законов, регулирующих существование человеческого
вида. Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и
публицистической литературе, становятся социальные проблемы регуляции
жизнедеятельности человека как вида. Это - экологическая проблема
сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития
человека, его индивидной организации; демографическая проблема численного
состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая
проблема лечения наследственных форм патологии, включая психические формы;
изучение природы человеческой активности и ее направленности.
Уступая в большинстве биологических функций животным, человек имеет
преимущество в том, что его биологическая организация в целом
характеризуется универсальной приспособленностью к многообразным и сложным
формам жизнедеятельности в социальной среде. Человеческий вид сохраняет
внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса
приспособлений, имеющих универсальное значение. На нейродинамическом уровне,
включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно новой
ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня
отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в
познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.
Человека как представителя биологического вида отличает
неспециализированность, универсальность и высокая степень активности.
Принципиальные изменения всего хода онтогенеза, где ведущими становятся не
видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены
чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его существования.
Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной
сущности человека требуют многокачественных изменений его психической жизни
на всех уровнях, усложнения ее организации в целом.
В психологии вопрос о биологии человека изучался главным образом в связи с
проблемами типов высшей нервной деятельности и темперамента, при
рассмотрении вопроса о человеческих задатках и способностях. Следуя учению
И. П. Павлова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын развили представление об
основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность,
динамичность и подвижность) и вторичные (уравновешенность по этим
параметрам).
Исследования позволили выявить интеркорреляционный механизм развития
индивидной системы. В результате были установлены возрастно-половые
особенности корреляционных связен первичных (показателей теплообмена, обмена
веществ, нейродинамики и др.) и вторичных (психофизиологические мнемические,
мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств.
Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя
внутрифункциональные и межфункциональные связи показателей одного уровня и
отношения разноуровневого порядка, что .свидетельствовало о внутренней
взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность
индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся
характер. На различных возрастных этапах и у разных элементов, входящих в
структуру индивида, она выражена неодинаково.
Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в
дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая
складывается при сравнении полученных данных, свидетельствует о
нестабильности интеркорреляций свойств нервной системы и о структурных,
динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза
нейродинамических, а также психодинамических свойств видно, что на каждой
возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами,
относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей
представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического
уровня.
В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между
психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и
биохимических - проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не
улавливаются в фоновых исследованиях. Проявление структурированности
первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент
включения человека в активную умственную деятельность имеют жизненно важный
смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве
дополнительного механизма обеспечивает энергетически максимально высокий
уровень эмоционального и интеллектуального напряжения. Специфичность этих
связей выражена в том, что для разных психологических функций неодинаковое
значение имеют биохимический и вегетативный уровни.
Для памяти преимущественное значение имеет биохимический, а для нейротизма и
экстраверсии - вегетативный уровень энергетического обеспечения.
При сопоставлении нейро- и психодинамических свойств обнаруживается, что одно
и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством
психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все
большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между
нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется
увеличением с возрастом много-многозначных связей.
Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет
появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о
качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.
Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных свойств индивидной
организации различаются по своему смыслу. В этой связи могут быть выделены
два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или
специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе
преобразования первичных. Смысл другого, неспецифического, типа связей —
энергетического — заключается в том, чтобы стимулировать функционирование
индивидных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и социальное
развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных
свойств индивида, на его интеркорреляционную структуру. Структурные
новообразования представляют собой адаптационные процессы и определенный
способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требованиями
деятельности, а также социальной среды, в которой осуществляется
жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом
в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием
учебного фактора и структурирования темпераментных свойств при овладении
индивидуальным стилем деятельности.
Процессы образования взаимосвязей, их число и специфика создают разные
дополнительные возможности для дальнейшего развития индивидных свойств и для
направленного их формирования.
В период от 8 лет до 21 года наблюдается уменьшение количества связей
показателей психомоторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна
обратная тенденция. В 10—13 лет имеется наибольшее количество связей между
показателями основных свойств нервной системы, а в 14—20 происходит
увеличение интеграции показателей нейродинамики. Наибольшее число
одноуровневых и
разноуровневых связей наблюдается в 14—15 лет, когда, к при меру, возникают
связи психомоторики с показателями силы нервной системы. Интегрированность
нижележащего уровня образование более тесных отношении его с вышележащим
уровнем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач
управления процессом развития указанных функций В данном конкретном случае
наиболее благоприятным периодом для улучшения нейродинамических свойств
посредством физических тренировок является подростковый возраст 14—15 лет,
когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказываются наиболее
выраженными.
Вместе с тем в процессе развития человека как индивида происходит
социализация естественных форм психики и индивидной организации в целом, ее
физических и нейродинамических характеристик. Эффекты социализации носят
множественный и разнообразный характер, выражаясь как в количественных, так и
в качественных изменениях индивидных показателей.
Но не только изменения уровневых показателей функций и их взаимосвязей
характеризуют развитие индивида в процессе взаимодействия с социальной
средой. Процессы усложнения и преобразования психофизиологических функций
приводят к возникновению новых качественных образований с новыми свойствами.
В концепции социогенеза и формирования высших психических функций Л. С.
Выготского была разработана проблема новообразований как процесса
преобразования натурального ряда функций в общении посредством овладения
речью и другими средствами социального развития.
Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в
том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в
социальных условиях. Единство биологического и социального носит
многозначный и в то же время подвижный, динамический характер, изменяясь с
возрастом, о чем свидетельствует многообразие эффектов социализации.
Различные факторы последней (общение, учеба, спорт, труд и пр.) производят
множественность эффектов на разных уровнях индивидной организации в виде
количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений, которые
выражают две противоположные тенденции: к усилению специализации в работе
функций и к повышению уровня их интеграции. Эти преобразования оптимизируют
процесс не только функционирования, но и развития самих индивидных свойств в
соответствии с задачами и целями социальных и индивидуальных программ. В
процессе социализации наиболее выраженными оказываются изменения в составе и
механизмах психофизиологических функций. Эффекты социализации вторичных
свойств индивида носят многомерный и многокачественный характер.
Наряду с уровневыми изменениями, происходят динамические структурные
преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии
психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков
(вербальности, опосредствованности, произвольности). Поскольку социализация
осуществляется наиболее интенсивно в процессах общения, познания и
деятельности, постольку на высшем уровне индивидной организации формируются
такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой
жизнедеятельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии
коммуникативного потенциала, а в сфере познавательных функций образуется
социальная перцепция.
В усилении социальной ориентации индивидной организации играют роль те
качества, которые формируются в процессе становления человека как личности и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|