на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Специфика биологии человека

Реферат: Специфика биологии человека

Вступление.....................................................................2

Специфика биологии человека....................................................2

Психофизиологическая организация индивидуума.................. 6

Социальное в развитии человека и его психики............................. 8

Литература:...................................................................16

Вступление

Проблема соотношения социального и биологического является методологической в

раскрытии основных вопросов индивидуального развития человека, необходимых

для понима­ния общих закономерностей развития его психики. Разработка теории

систем, статистических приемов корреляционного, фак­торного анализа и других

методов структурной обработки фак­тического материала создает реальные

условия для более углубленного понимания развития во всей его сложности и

многогранности, с точки зрения целостности и многообразия внутренних

взаимосвязей различных его сторон. Соотношение биологического и социального в

развитии человека предпола­гает дифференцированную характеристику каждой из

сторон и установление между ними разного рода связей как структурно­го, так и

генетического порядка.

Специфика биологии человека

Биология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции.

Видовые специфические морфофизиологические признаки делают его хорошо

приспособленным к существованию в техносфере и в сложной социальной среде.

Несмотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек

как вид быстро приспосабливается к этим усло­виям.

Человечество становится мощной геологической силой. Macштабы его воздействия

на природу сравнимы с размером естественных планетарных процессов. Еще в 30-е

годы нашего столетия академик А. Е. Ферсман писал, что "человек -

грандиозный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь

новым, выступающим на арену истории геологиче­ским фактором". Создавая

ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что

приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрица­тельным, для

действия биологических законов, регулирующих существование человеческого

вида. Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и

публицистической литера­туре, становятся социальные проблемы регуляции

жизнедея­тельности человека как вида. Это - экологическая проблема

сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития

человека, его индивидной организации; демогра­фическая проблема численного

состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая

проблема лече­ния наследственных форм патологии, включая психические формы;

изучение природы человеческой активности и ее на­правленности.

Уступая в большинстве биологических функций животным, человек имеет

преимущество в том, что его биологическая орга­низация в целом

характеризуется универсальной приспособлен­ностью к многообразным и сложным

формам жизнедеятельно­сти в социальной среде. Человеческий вид сохраняет

внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса

приспособлений, имеющих универсальное значение. На нейродинамическом уровне,

включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно но­вой

ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня

отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в

познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

Человека как представителя биологического вида отличает

неспециализированность, универсальность и высокая степень активности.

Принципиальные изменения всего хода онтогене­за, где ведущими становятся не

видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены

чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его сущест­вования.

Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной

сущности человека требуют многокачественных изменений его психической жизни

на всех уров­нях, усложнения ее организации в целом.

В психологии вопрос о биологии человека изучался глав­ным образом в связи с

проблемами типов высшей нервной дея­тельности и темперамента, при

рассмотрении вопроса о чело­веческих задатках и способностях. Следуя учению

И. П. Пав­лова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын развили представление об

основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность,

динамичность и подвиж­ность) и вторичные (уравновешенность по этим

параметрам).

Исследования позволили вы­явить интеркорреляционный механизм развития

индивидной системы. В результате были установлены возрастно-половые

особенности корреляционных связен первичных (показателей теплообмена, обмена

веществ, нейродинамики и др.) и вторич­ных (психофизиологические мнемические,

мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств.

Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя

внутрифункциональные и межфункциональные связи показателей од­ного уровня и

отношения разноуровневого порядка, что .сви­детельствовало о внутренней

взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность

индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся

характер. На различных возрастных этапах и у разных эле­ментов, входящих в

структуру индивида, она выражена неоди­наково.

Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в

дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая

складывается при сравнении полученных данных, свидетельст­вует о

нестабильности интеркорреляций свойств нервной систе­мы и о структурных,

динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза

нейродинамических, а также психодинамических свойств видно, что на каждой

возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами,

относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей

представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического

уровня.

В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между

психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и

биохимических - проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не

улавлива­ются в фоновых исследованиях. Проявление структурированно­сти

первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент

включения человека в активную умствен­ную деятельность имеют жизненно важный

смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве

дополнитель­ного механизма обеспечивает энергетически максимально вы­сокий

уровень эмоционального и интеллектуального напряже­ния. Специфичность этих

связей выражена в том, что для раз­ных психологических функций неодинаковое

значение имеют биохимический и вегетативный уровни.

Для памяти преимущественное значение имеет биохи­мический, а для нейротизма и

экстраверсии - вегетативный уровень энергетического обеспечения.

При сопоставлении нейро- и психодинамических свойств обнаруживается, что одно

и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством

психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все

большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между

нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется

увеличением с возрастом много-многозначных связей.

Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет

появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о

качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.

Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных свойств индивидной

организации различаются по своему смы­слу. В этой связи могут быть выделены

два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или

специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе

преобразования первичных. Смысл другого, неспецифического, типа связей —

энергетического — заключа­ется в том, чтобы стимулировать функционирование

индивид­ных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и со­циальное

развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных

свойств индивида, на его интеркорре­ляционную структуру. Структурные

новообразования представ­ляют собой адаптационные процессы и определенный

способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требовани­ями

деятельности, а также социальной среды, в которой осу­ществляется

жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом

в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием

учебного фактора и структурирования темперамент­ных свойств при овладении

индивидуальным стилем деятельности.

Процессы образования взаимосвязей, их число и специфика создают разные

дополнительные возможности для дальнейшего развития индивидных свойств и для

направленного их формирования.

В период от 8 лет до 21 года на­блюдается уменьшение количества связей

показателей психомоторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна

обратная тенденция. В 10—13 лет имеется наибольшее количе­ство связей между

показателями основных свойств нервной си­стемы, а в 14—20 происходит

увеличение интеграции показа­телей нейродинамики. Наибольшее число

одноуровневых и

разноуровневых связей наблюдается в 14—15 лет, когда, к при меру, возникают

связи психомоторики с показателями силы нервной системы. Интегрированность

нижележащего уровня образование более тесных отношении его с вышележащим

уровнем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач

управления процессом развития указанных функций В данном конкретном случае

наиболее благоприятным периодом для улучшения нейродинамических свойств

посредством физических тренировок является подростковый возраст 14—15 лет,

когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказываются наиболее

выраженными.

Вместе с тем в процессе развития человека как индивида происходит

социализация естественных форм психики и индивидной организации в целом, ее

физических и нейродинамических характеристик. Эффекты социализации носят

множественный и разнообразный характер, выражаясь как в количественных, так и

в качественных изменениях индивидных показателей.

Но не только изменения уровневых показателей функций и их взаимосвязей

характеризуют развитие индивида в процессе взаимодействия с социальной

средой. Процессы усложнения и преобразования психофизиологических функций

приводят к возникновению новых качественных образований с новыми свойствами.

В концепции социогенеза и формирования высших психических функций Л. С.

Выготского была разработана проблема новообразований как процесса

преобразования натурального ряда функций в общении посредством овладения

речью и другими средствами социального развития.

Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в

том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в

социальных условиях. Един­ство биологического и социального носит

многозначный и в то же время подвижный, динамический характер, изменяясь с

воз­растом, о чем свидетельствует многообразие эффектов социали­зации.

Различные факторы последней (общение, учеба, спорт, труд и пр.) производят

множественность эффектов на разных уровнях индивидной организации в виде

количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений, кото­рые

выражают две противоположные тенденции: к усилению специализации в работе

функций и к повышению уровня их интеграции. Эти преобразования оптимизируют

процесс не толь­ко функционирования, но и развития самих индивидных свойств в

соответствии с задачами и целями социальных и индивиду­альных программ. В

процессе социализации наиболее выра­женными оказываются изменения в составе и

механизмах пси­хофизиологических функций. Эффекты социализации вторич­ных

свойств индивида носят многомерный и многокачественный характер.

Наряду с уровневыми изменениями, происходят дина­мические структурные

преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии

психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков

(вербальности, опосредствованности, произвольности). Поскольку социализация

осуществляется наиболее интенсивно в процессах общения, по­знания и

деятельности, постольку на высшем уровне индивид­ной организации формируются

такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой

жизнедея­тельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии

коммуникативного потенциала, а в сфере познаватель­ных функций образуется

социальная перцепция.

В усилении социальной ориентации индивидной организации играют роль те

качества, которые формируются в процессе ста­новления человека как личности и

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.