на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственный бюджет

Государственный бюджет

Содержание

Введение 3

1 Бюджетная система Российской Федерации 4

1.1 Бюджет: понятие и функции 4

1.2 Принципы бюджетной системы РФ 9

2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации 12

2.1 Источники формирования доходов в бюджете 12

2.2 Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации 12

2.3 Классификация расходов бюджета 14

2.3.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета 15

2.3.2 Методы предоставления средств из бюджета 18

3 Направление реформирования современного бюджетного устройства 24

3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 24

3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом 28

Заключение 31

Список использованных источников 33

Введение

Принятие в январе прошлого года Государственной Думой Закона о

Федеральном бюджете на 2001 год привлекло к проблеме бюджетной политики

государства пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц

газет и журналов не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и

политологов, споривших о достоинствах и недостатках нового бюджета, с

телевизионных экранов доносились суждения о его неспособности решить

стоящие перед государственными финансами проблемы. Мнения зачастую были

настолько противоречивы, что захотелось разобраться самому в сложном

бюджетном механизме и определиться в собственном отношении к главному

финансовому документу страны на весь 2001 год - Государственному Бюджету.

Именно поэтому при выборе темы для написания государственной

квалификационной работы я остановилась на проблеме развития бюджетной

системы Российской Федерации: по моему убеждению, этот вопрос наиболее

полно вбирает в себя важнейшие проблемы современного бюджетного механизма.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета Российской

Федерации и его состава. Для этого необходимо решить несколько важнейших

задач. Требуется рассмотреть: перераспределение национального дохода и ВВП,

государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое

обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики, контроль

за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств,

образование доходов бюджета, использование бюджетных средств (расходы

бюджета) и другие.

Объектом рассмотрения в данной работе является бюджет, его состав.

Периодом рассмотрения является временной промежуток от 1994 до 2000г.

В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года

№145-ФЗ принятый 23.01.2000, а также конкретные показатели бюджета,

отраженные в Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2001г.,

опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России

в январе 2001. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто

финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные

аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Наконец, это

появившиеся в последнее время монографии и публикации в периодических

изданиях, посвященные исследуемым проблемам, среди которых хотелось бы

особо выделить некоторые работы. Вышедшая в 2000г. так называемая

«программа Грефа», а затем вышедшая в «Российской экономической газете»

критика программы Грефа. Наконец, статья А. Шумкова «Наш бюджетный

бонапартизм», статья К. Фрумкина «В программе реформ – реформа программ»

(Финансовая Россия №31, 2000г.), статья московского экономиста С. Хурсевича

“Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит” (“Финансы”, №4, 2001) четко

обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает

некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

1 Бюджетная система Российской Федерации

1.1 Бюджет: понятие и функции

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации,

выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что

собственной представляет собой бюджет государства.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ

принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации:

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и

местного самоуправления.

В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он

объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство

основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,

государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет

осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие

признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том

смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы

экономического и социального развития. Подобной универсальностью не

обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые

планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к

другим финансовым планам является координирующим. Координация

осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других

финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются

размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета.

Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для

осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят

по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от

подчиненности).

Основными задачами бюджета являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП (рисунок 1);

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной

политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда

денежных средств.

Рисунок 1 - Роль бюджета в перераспределении валового национального

продукта

Рисунок 2 - Понятие бюджета

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные,

проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему

экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых

связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов

разного уровня.

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный

денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций

соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот

аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике

государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных

мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств

бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими

представительными органами государственной или местной власти.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как

основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-

плановый акт местного уровня.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:

1) государство, национально-государственные и административно

территориальные образования;

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной

власти;

3) государственные и муниципальные организации.

На территории Российской Федерации ежегодно составляются

консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет, представляет собой сводный бюджет,

включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или

административно - территориального образования и бюджеты нижестоящих

территориальных уровней.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов нижестоящего бюджета

(местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта Российской

Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.

Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя

федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации

состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов,

республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и

бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет

области и бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории

области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района

и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных

на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие

исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они

утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Бюджетное законодательство вводит понятие «минимальный бюджет» для

расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета

нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих

гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально

необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности

материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от

регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

Таким образом, расчеты минимального бюджета служат исходной базой для

формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем

чтобы обеспечить минимально необходимые расходы бюджета каждого уровня.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении

чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым

режимом - чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от

режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае

увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения

государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима

чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В

рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств

финансирование производится в режиме секвестра.

Сущность бюджета отражает:

- базовые функции финансов в целом;

- текущую финансовую политику конкретного государств.

Цели бюджета:

- ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части

расходов централизованного характера;

- регулирование экономики путем перераспределения национального

дохода.

Общая структура бюджета:

а) По направлениям:

- доходная часть;

- расходная часть.

б) По уровням управления:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Федерации;

- местные (муниципальные) бюджеты.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой

системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения

общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой

экономическую форму образования и использования основного централизованного

фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и

населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на

финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.