на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Страхование

Страхование

1. Сущность и значение страхования, страховой рынок

Экономическая категория страхования является составной частью категории

финансов. Однако, если финансы в целом связаны с распределением и

перераспределением доходов и накоплений, то страхование охватывает только

сферу перераспредилительных отношений. Страхование становится наиболее

эффективным методом возмещения ущерба, когда в нём участвуют миллионы

страхователей и застрахованы сотни миллионов объектов. Тем самым

обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде,

называемом страховым. Учитывая особенности страхования можно дать такое

определение:

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных

отношений между его участниками по поводу формирования за счёт денежных

взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения

возможного ущерба, нанесённого субъектами хозяйствования, или выравнивания

потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых

случаев.

Экономическая категория страхования проявляется в практике

хозяйствования в качестве одного из методов формирования и использования

страхового фонда.

Экономическая необходимость использования именно категории страхования

для формирования и использования срахового фонда появляется тогда, когда

государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми

ресурсами хозяйственных звеньев (предприятий, организаций, обществ)и тем

более средствами отдельных граждан. Имущественная обособленность хозяйств и

семей граждан создаёт объективные условия для страховой защиты

соответствующих объектов с помощью такого метода, как страхование.

В тот период развития экономики нашей страны, когда государственные

предприятия не имели достаточной хозрасчётной самостоятельности и

государство могло широко маневрировать их финансовыми ресурсами, не было и

острой необходимости использовать страхование в качестве методов страховой

защиты имущества и доходов указанных предприятий. Переход на основы

рыночного хозяйствования делает для них страхование необходимым.

В условиях перехода экономики на рыночные отношения существенно

возрастает роль страхования в решении проблем страховой защиты

общественного производства и жизненного уровня населения. Заканчивается

период недооценки страхования как метода страховой защиты, поскольку

страхование становится объективно необходимым элементом рыночных отношени.

Происходит демонополизация страхового дела в стране и становление

страхового рынка.

Страховой рынок – это особая сфера денежных отношений, где объектом

купли-продажи выступает специфическая услуга – страховая защита,

формируются предложение и спрос на неё.

На страховом рынке происходит формирование и распределение страхового

фонда для обеспечения страховой защиты общества.

Атрибутами рынка, в том числе и страхового, является продавец,

покупатель, товар (или услуга) и реальная свобода покупателя в выборе

товара (услуги).

Страховой рынок предполагает функционирование различных страховых

организаций, конкурирующих между собой: акционерных, взаимных. Широкое

развитие должно получить перестрахование как инструмент обеспечения

финансовой устойчивости совокупного страхового фонда всех страховых

организаций, участвующих в перестраховании. На основе перестрахования

перспективным является и создание страховых объединений и ассоциаций.

Полноправными участниками страхового рынка должны быть и государственные

страховые организации, которые имеются в большинстве стран. Особенностью

российского страхового рынка является широкое участие банков как

учредителей или гарантов страховых организаций. Посредниками в проведении

страхования являются брокеры (брокерские фирмы) и страховые агенты.

Покупателями страховой услугии могут быть любые юридические или

физические лица, если это не противоречит правилам или условиям данного

вида страхования.

Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является

страховая услуга, которая, как и любой другой товар, имеет потребительную и

меновую стоимость. Потребительной стоимостью страховой услуги является

обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному

страхованию приобретает форму страхового покрытия. Меновая стоимость – это

цена страховой услуги, получающая своё выражение в страховом тарифе, а

затем – взносе или платеже.

Перечень видов страхования , которым может воспользоваться

страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Рынок как форма организации общественного хозяйства требует

обеспечения возможности для страхователя свобдного выбора страховой услуги,

что реально только в условиях конкуренции между страховщиками.

2. История развития страхового дела в России

Страховая деятельность в СССР не носила ярко выраженного национального

характера. Во всех пятнадцати республиках существовала монополия двух

страховых организаций -- Госстраха и Ингосстраха. Их функции регулировались

государством, а значительная доля страховых премий перечислялась в бюджет.

Но этот процесс имел и обратное действие -- в случае необходимости из

бюджета выделялись средства на выплату страховых возмещений.

Но вот в конце 80-х -- начале 90-х началось формирование

негосударственных страховых компаний. . Развал СССР ускорил этот процесс и

каждая республика начала создавать свой страховой рынок в одиночку. Но имея

общие корни, которые в течение семидесяти лет не только разрослись, но и

окрепли, "братские" республики в своем стремлении создать национальную

страховую индустрию не отличаются особой изобретательностью, а их

продолжают "сближать" все те же проблемы.

В 1990-1993 гг. бурными темпами стало развиваться личное и

имущественное страхование. В условиях галопирующей инфляции темп роста

личного страхования стал опережать другие виды. Появилось так называемое

смешанное страхование жизни, когда одним договором страховалось дожитие,

ущерб от несчастного случая и ущерб от инфляции. Фактически многие

страховые компании стали заниматься трастовой и банковской деятельностью,

выплачивая помесячно большие проценты на внесенные населением деньги.

Инфляционные процессы привели к некоторому сокращению объемов

имущественного страхования.

Обесценивание денежных накоплений, находившихся в виде резервов

и взносов по долгосрочным видам страхования жизни у основного до 1990 г.

страховщика -- Росгосстраха, привело к сокращению интересов страхователей в

использовании этого вида страхования с целью создания целевых накоплений.

Сначала 90-х годов наметилась тенденция к сокращению темпов роста операций

по наиболее популярным видам долгосрочного страхования жизни: смешанного

страхования жизни, страхования детей и страхования к бракосочетанию.

Инфляция сделала долгосрочное страхование невыгодным. Всвязи с этой

ситуацией началось увеличение доли рисковых, краткосрочных видов личного

страхования. На рынке появились новые варианты страхования, заключаемые

сроком от одногомесяца до одного года на условиях долгосрочного смешанного

страхования жизни. Все это существенным образом изменило общую структуру

страхования. Но проблемы у страховых компаний в сущности остались теже. Как

привлечь долгосрочные инвестиции? Как выгодно разместить страховые резервы?

Как упрятать сбережения от инфляции? Как...? Россия дальше всех ушла в

плане создания законодательства. Основным документом, регулирующим

деятельность страховых компаний на сегодняшний день является «Закон о

страховании» № 4015-1 от 27 ноября 1992 года.

3. Законодательство и регулирование

страховых отношений в России

Согласно «Закону о страховании» государственный надзор за

страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований

законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития

страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных

заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой

деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной

службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на

основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Основными функциями Федеральной службы России по надзору за страховой

деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой

деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений

страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением

платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов,

показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой

деятельности;

д) разработка нормативных и методических документов по вопросам

страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции

Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью;

е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и

представление в установленном порядке предложений по развитию и

совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью

вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой

деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую

для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий,

учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства

Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими

отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона

давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний

приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков

впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве

лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в

случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской

Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих

страхование без лицензий.

4.Экономическая сущность инвестиций,

виды инвестиций

В экономике многих промышленно развитых стран рынок ценных бумаг и

процессы инвестирования играют особую роль. В России с переходом к

рыночной экономике резко возрастает потребность в инвестициях для

производства материальных ценностей и создания материально-духовных благ

общества.

Инвестиции, как правило, имеют ряд целевых направлений: материальное,

финансовое, экономическое, потребительское. Любая форма инвестирования

связана с риском и характеризуется вероятностью достижения ожидаемого

дохода. Поэтому инвестор должен проанализировать состояние объектов

инвестирования и выбрать такую форму вложения средств, чтобы получить

больший доход с меньшим уровнем риска.

Потребительские инвестиции. По сути, в строгом смысле, этот вид

инвестиций не является инвестициями вообще. Само понятие этого вида

инвестиций возникло среди потребителей. Потребительские инвестиции означают

покупку товаров длительного пользования или недвижимости: автомобили, дома,

телевизоры и т.п. С финансовой точки зрения в данном случае нет дохода на

вложенный капитал и нет роста капитала. Вложенные средства в товары

длительного пользования или недвижимость по сути является сбережением

денег, а не инвестирование, так как под залог указанных вещей можно

получить деньги и купить на них ценные бумаги. Преимущества данного вида

сбережений состоят в том, что:

1)Вложенные деньги не подверженны воздействию инфляции, значит, с

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.