на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Ноосфера

Контрольная: Ноосфера

Содержание

Введение. 3

1. Ноосфера. 4

1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. 4

1.2. Влияние человека на природу. Техносфера. 6

1.3. Трансформация биосферы в ноосферу. 9

1.4. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек. 15

1.5. Единство и многообразие органического мира. 19

1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ. 21

Заключение. 23

2. Задача. 24

Список литературы.. 26

Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные

открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем

большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном направлении развития

наших знаний.

В XX в. такой же по значению величиной в области естественных наук стал

Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут

претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы

точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой

мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он,

несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но

и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей

картины мира и стать провидцем.

Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих

разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX

века, определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы,

позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания

человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в

будущем.

Цель данной работы – рассмотреть учение о ноосфере.

Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:

- рассмотреть учение Вернадского о ноосфере;

- рассмотреть влияние человека на природу и техносферу;

- рассмотреть процесс трансформации биосферы в ноосферу;

- рассмотреть противоречия в системе природа-биосфера-человек;

- рассмотреть единство и многообразие биологического мира и

круговорот веществ.

1. Ноосфера

1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности

послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин «ноосфера»

пере­водится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в

1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом

он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку

мысли, окру­жающую Землю.

Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие понятия:

«техносфера», «антропосфера», «психосфера», «социосфера» или использовать их

в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как

между перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть определенная

разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного

канонического характера, которое можно было бы принимать как некое

безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в

трудах одного из его основателей В. И. Вернадского. В его работах можно

встре­тить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же

менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную

концепцию с начала 30-х гг. после де­тальной разработки учения о биосфере.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты,

В.И.Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как

состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей

геологической силой; 2) как об­ласть активного проявления научной мысли; 3)

как главный фактор перестройки и изменения биосферы. [1, с.76]

Очень важным в учении В.И.Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал

и попытался осуществить синтез есте­ственных и общественных наук при

изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего

окружаю­щую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая

стадия биосферы, связанная с коренным преобразо­ванием не только природы, но и

самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком

уровне тех­ники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком

этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель­ность человека будет

основываться на строго научном и действи­тельно разумном понимании всех

происходящих процессов и обя­зательно сочетаться с «интересами природы».

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо­действия

человека и природы, в пределах которой разумная чело­веческая деятельность

становится главным определяющим факто­ром развития. В структуре ноосферы

можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы,

совокуп­ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с

биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа

устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели

этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де

Шарден говорил о посте­пенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в сферу

разума, эво­люция которой подчиняется разуму и воле человека», путем

по­степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И.Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче­нии о биосфере живое

вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство

человека все увеличива­ется, человечество становится основной планетарной

геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере)

человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им

данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же

развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим

че­ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы.

Воздействие на нее должно быть дозировано разу­мом в ходе эволюции биосферы и

общества. Постепенно био­сфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие

приобретает направляемый характер.

В этом и заключаются непростой характер эволюции при­роды, биосферы, а также

сложности появления ноосферы, оп­ределения роли и места в ней человека. В. И.

Вернадский не­однократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное

состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого,

говорить об устойчивой разумной дея­тельности человека (т.е. о том, что мы

уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по

крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем

планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том

идеале, к которому следует стремиться человеку. [3, с.106]

1.2. Влияние человека на природу. Техносфера.

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И

темпы ее развития постоянно увеличи­ваются. В наши дни так называемая

техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превышает биомассу

(вес ди­ких живых организмов). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого

отношения к балансу составляющих системы при­рода—биосфера—человек.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зави­сит в первую очередь от

технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах

развития человече­ства. Однако с развитием общества, ростом его

производитель­ных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX сто­летие

— век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым

взаимоотношением науки, техники и техноло­гии, он колоссально увеличил

масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством целый

ряд новых, чрезвычайно острых проблем.

Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не только в

прикладном, но и в глубоком теоретиче­ском осмыслении. Техника все менее

остается только вспомога­тельной силой для человека. Все больше проявляется

ее автоном­ность (автоматические линии, роботы, межпланетные станции,

сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).

Понятие «совокупность техники и технических систем» лишь начинает обретать право

на существование в науке. По анало­гии с живым веществом, лежащим в основе

биосферы, мы мо­жем говорить о техновеществе как совокупности всех

сущест­вующих технических устройств и систем (своеобразных техноценозов). В его

состав, в частности, включают технические уст­ройства, добывающие полезные

ископаемые и вырабатываю­щие энергию подобно зеленым растениям в биосфере.

Выделя­ется также технический блок по переработке полученного сырья и

производству средств производства. Далее идет техни­ка, производящая средства

потребления. Затем — технические системы по передаче, использованию и хранению

средств ин­формации. В особый блок выделяют автономные многофунк­циональные

системы (роботы, автоматические межпланетные станции и др.). В последнее время

появляются также техносистемы по переработке и утилизации отходов, включенные в

не­прерывный цикл безотходной технологии. Это своего рода «технические

санитары», действующие подобно биологическим, природным подсистемам. Таким

образом, структура техновещества (как совокупность отдельных технических

устройств и целых подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит аналогич­ную

организацию естественных природных живых систем.

Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагает

швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три

крупнейшие отрасли: пер­вичная (добыча природных ресурсов), вторичная

(обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства: наука,

управление). [3, с.108]

По силе своего воздействия на планету техновещество в ви­де системы техноценозов

в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом. Дальнейшее

развитие техники со всей очевидностью требует просчета оптимальных вариантов

взаимодействия составных подсистем техновещества и послед­ствий их влияния на

природу, и в первую очередь на биосферу. В результате преобразования человеком

естественной среды обитания можно говорить уже о реальном существовании но­вого

ее состояния — о техносфере. Понятие «техносфера» вы­ражает

совокупность технических устройств и систем вместе с об­ластью технической

деятельности человека. Ее структура доста­точно сложна, так как включает

техногенное вещество, техни­ческие системы, живое вещество, верхнюю часть

земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры космических

полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и ох­ватывает уже

околоземный космос.

Нет смысла современному человеку подробно говорить о значении техносферы в

жизни общества и природы. Техносфе­ра все больше преобразует природу, изменяя

прежние и созда­вая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и

обо­лочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.

Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не отметить

обостряющуюся сегодня проблему гума­низации техносферы. Пока что наука и

техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных

ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой це­ной. Последствия

непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного

воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов

производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в

резервации при­рода — вот реальные плоды отрицательного влияния человека,

вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это является также следствием

недостаточного взаимодействия естественных и общественных наук в осмыслении

данной проблемы. [3, с.110]

1.3. Трансформация биосферы в ноосферу

Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказы­вает активное влияние

на самые различные процессы жизни на Земле.

В. И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на разви­тие биосферы, указывал

среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без космических

светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.