на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Основные этапы исторического развития естествознания

Контрольная: Основные этапы исторического развития естествознания

Дальневосточная Академия государственной службы

заочное отделение

Контрольная работа

по дисциплине: «Концепции современного естествознания»

Тема: Основные этапы исторического развития естествознания.

Хабаровск, 2001 г.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1.1. Древнегреческий период.

1.2. Эллинистический период.

1.3. Древнеримский период античной натурфилософии.

1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания.

5. Естествознание в средневековой Европе.

1.6. Этап, называемый «научной революцией».

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы.

«Движение науки нужно сравнивать не с перестройкой какого-нибудь города, где

старые здания немилосердно разрушаются, чтобы дать место новым постройкам, но с

непрерывной эволюцией зоологических видов, которые беспрестанно развиваются и в

конце концов становятся неузнаваемыми для простого глаза, но в которых опытный

глаз всегда откроет следы предшествующей работы прошлых веков»

[1]

ВВЕДЕНИЕ

Концепция современного естествознания – новый предмет в системе высшего

образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который

скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?

Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по

«Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может

считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам.

Дело в том, что наука – это не только собрание фактов об электричестве и т.п.

Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.

Наука – это не только совокупность знаний. Науке можно учить, как

увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту

смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподаваемая. как

часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы

стать основой нового свободного университетского образования, целью которого

было бы готовить, по крайней мере, людей, которые могли бы отличить шарлатана

от специалиста»[2]

Итак, естествознание — неотъемлемая и важная часть духовной культуры

человечества. Знание его современных фундаменталь­ных научных положений,

мировоззренческих и методологичес­ких выводов является необходимым элементом

общекультур­ной подготовки специалистов в любой области деятельности.

Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки

современных образованных специалистов.

Изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков – потому

что именно там закладывались ее основы.

Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная с

эпохи Коперника история естествознания рас­сматривается в свете научных

революций, связанных с выявлени­ем фундаментальных принципов природы.

Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда бо­лее десяти. Переходы от этапа к

этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие

человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате

перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топ­тания на месте».

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Самыми древними науками можно считать астрономию, гео­метрию и медицину,

созданные жрецами Египта и Междуречья. Большие успехи в данных направлениях

были достигнуты также в Древнем Китае и Древней Индии. Следует отметить

определенные взаимосвязи, существовавшие между этими регионами Древнего

Востока. Астрономия и медицина не представляли собой в те вре­мена отдельных

наук, а были прочно вплетены в ткань философс­ко-религиозной мысли.

Математика начала развиваться для нужд астрономии, но именно математика, по

мнению ряда ученых, яв­ляется единственной наукой, сформировавшейся в Древнем

Мире.

Формирование наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к

середине XVIII в. сформировались только четыре науки: механика, физика,

математика и астрономия. Великие системы биологии, как и первые основные законы

химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии

находи­лись в то время в стадии формирования»

[3].

1.1. Древнегреческий период.

Естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до

н.э. и обрели ста­тус науки как определенной системы знаний. Эта наука

называ­лась натурфилософией (от лат. natura — природа).

Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринима­ли

природу во всей ее полноте и были исследователями в различ­ных областях знания.

Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением

которого и стала конку­ренция различных воззрений на природу. Во всех трудах

древнегре­ческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в фило­софскую

нить их мысли.

В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла первая

научная школа, известная прежде всего не своими достижениями, а своими

исканиями. Основной проблемой этой школы была про­блема первоначала всех

вещей: из чего состоят все вещи и окружа­ющий мир? Предлагались разные

варианты того, что считать пер­воосновой всех вещей: огонь (Гераклит), вода

(Фалес), воздух (Анак-симен), апейрон (Анаксимандр). Следует особо подчеркнуть,

что эти первоосновы не сводились просто к огню, воздуху или воде. На­пример,

Фалес понимал под «водой» текучую субстанцию, охва­тывающую все существующее в

природе. Обычная вода входит в это обобщенное понятие как один из элементов.

Другое научное сообщество рассматриваемого периода, пифа­горейцы,

в качестве первоначала мира — взамен воды, воздуха или огня — ввели понятие

числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно

их учению, «элементы чи­сел должны быть элементами вещей». Пифагор (582—500 гг.

до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и ду­ховным

лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовали

тип жизни в по­исках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть

высшее очищение - очище­ние души от тела. Следует отметить, что пифагорейские

числа не соответствуют современным абстрактным представлениям о них.

Пифагорейское число тянуло за собой длинный «шлейф» физи­ческих, геометрических

и даже мистических понятий.

Исследование первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были

продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем

Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение,

атомистика, утверждало, что все в мире состоит из ато­мов — неделимых,

неизменных, неразрушимых, движущихся, не­возникающих, вечных, мельчайших

частиц. Учение об атоме явилось гениальной догадкой, которая намного опередила

свое время и служила источником вдохновения для многих его последователей.

Самой яркой фигурой античной науки того периода был вели­чайший ученый и философ

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авто­ритет которого был незыблемым

более полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своего

учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое

собственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерно

состояние вечного по­иска без конкретной окончательной позиции, то научный дух

Ари­стотеля вел его к синтезу и систематизации, к постановке про­блем и

дифференциации методов. Он наметил магистральные пути развития метафизики,

физики, психологии, логики, а также эти­ки, эстетики, политики.

Сочинения Аристотеля разнообразны по тематике, многочис­ленны по объему и

значительны по влиянию, которое они оказа­ли на дальнейшее развитие различных

наук. Среди его естествен­но-научных работ следует выделить прежде всего

«Категории», «Об истолковании», «Физика», «О небе», «Метеорологика»,

«Мета­физика», «История животных», «О частях животных», «О пере­движении

животных», трактаты по логике. Во многих из этих книг Аристотель

продемонстрировал всесторонние и глубокие по тому времени знания.

Аристотель разделял все науки на три больших раздела: науки теоретические и

практические, которые добывают знания ради достижения морального

совершенствования, а также науки про­дуктивные, цель которых — производство

определенных объектов. Формальная логика, созданная Аристотелем,

просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX в.

Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем

Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который при­дал ей статус науки и

создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской

философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать

естествен­ное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочку

следствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинс­кие труды

Гиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис: медицина должна

развиваться на основе точного мето­да, систематического и организованного

описания различных за­болеваний.

1.2. Эллинистический период.

Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341—270 гг. до

н.э.). Эпикур делил филосо­фию на три части: логику, физику и этику.

Эпикурейская физи­ка — это целостный взгляд на реальность. Эпикур развил

идеи атомистики, заложенные Левкиппом и Демокритом. В его школе было

показано, что атомы различаются весом и формой, а их раз­нообразие не

бесконечно. Для объяснения причины движения ато­мов Эпикур ввел понятие

первоначального толчка (первотолчка).

С 332 г. до н.э. началось сооружение города Александрии, кото­рый стал

основным научным центром эллинистической эпохи, центром притяжения ученых

всего средиземноморского региона.

В Александрии был создан знаменитый Музей, где были собраны

необходимые инструменты для научных исследований: биологи­ческих, медицинских,

астрономических. К Музею была присоеди­нена Библиотека, которая

вмещала в себя всю греческую литера­туру, литературу Египта и многих других

стран. Объем этой Биб­лиотеки достигал 11,7 тыс. книг, в ней нашла отражение

культура всего античного мира.

В первой половине III в. до н.э. в Музее велись серьезные меди­цинские

исследования. Герофил и Эрасистрат продвинули анато­мию и

физиологию, оперируя при помощи скальпеля. Герофилу медицина обязана

многими открытиями. Например, он доказал, что центральным органом живого

организма является мозг, а не сердце, как думали ранее. Он изучил разновидности

пульса и его диагностическое значение.

В эллинистический период начали составляться труды, объе­динявшие все знания в

какой-либо области. Так, например, одно­му из крупнейших математиков того

периода Евклиду принадле­жит знаменитый труд «Начала», где

собраны воедино все дости­жения математической мысли. Опираясь на

аристотелевскую логику, он создал метод аксиом, на основе которого построил все

здание геометрии. По сути аксиомы есть фундаментальные утверждения интуитивного

характера. Часто в виде аргументации Евклид ис­пользовал метод «приведения к

абсурду».

Выдающимся ученым эллинистического периода был матема­тик-теоретик

Архимед (287—212 гг. до н.э.). Он был автором многих остроумных

инженерных изобретений. Его баллистические орудия и зажигательные стекла

использовались при обороне Сиракуз. Среди множества работ особое значение имеют

следующие: «О сфере и цилиндре», «Об измерении круга», «О спиралях», «О

квадратуре параболы», «О равновесии плоскости», «О плавающих телах». Архи­мед

заложил основы статики и гидростатики.

Систематизатором географических знаний был друг Архимеда

Эрастофен. Исторической заслугой Эрастофена яви­лось применение

математики к географии для составления первой карты с меридианами и

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.