на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Концепции современной физики

Реферат: Концепции современной физики

Введение.

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении

взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма

сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено

его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры

человечества.

Естествознание как система научных знаний имеет:

- предмет и цели;

то есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители,

взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются

не только явления и закономерности общего характера, но и специфические,

касающиеся отдельных сторон знания.

- закономерности и особенности развития;

С учетом специфики предмета Естествознания, это:

а) Обусловленность практикой.

б) Относительная самостоятельность.

в) Преемственность в развитии идей и принципов.

г) Постепенность развития.

д) Взаимодействие наук и взаимосвязанность всех отраслей Естествознания.

е) Противоречивость в развитии.

- методы.

Выделяют:

а) Эмпирическую строну Естествознания.

б) Теоретическую строну Естествознания.

в) Прикладную сторону Естествознания.

В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет

фундаментальную роль, и состояние Естествознания в конкретно исторический

период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в

широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на

отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так

познания человечества по отраслям подразделяются на:

- естественные (физика, химия, биология и т.д.)

- технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и

т.д.)

- социальные и гуманитарные науки (культурологические знания,

социологические, политологические и т.д.)

Как видно из приведенной выше классификации познаний, знания в области

физики, формируют блок естественных знаний человечества о природе и в силу

этого играют решающую роль в формировании мировоззрения, с учетом конечно

развития других отраслей знания, в совокупности формируя идеологическую

надстройку общества, которая формирует "современное" видение картины мира.

Изучение становления и развития современной физической картины мира имеет не

только мировоззренческое значение, но познавательное, а синтез современных

концепций физической картины мироздания, закладывает базис для качественных

шагов в познании.

Понятие "научная картина мира" используется в Естествознании с конца XIX

века, а история Естествознания стоит в неразрывной связи с историей общества

и каждому типу и уровню развития общества, его производительных сил, техники,

соответствует своеобразный период в развитии Естествознания и "современной"

физической картины мира.

Революция в физике

В конце прошлого и начале нынешнего века были сделаны крупнейшие открытия,

кото­рые коренным образом изменили наши представления о картине мира. Прежде

всего, это открытия, связанные со строением вещества, и открытия

взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми

части­цами материи, считались атомы, то в конце про­шлого века были открыты

электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер

ато­мов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и

нейтронов (лишенных заряда частиц).

Согласно первой модели атома, построенной англий­ским ученым Эрнестом

Резерфордом (1871—1937), атом уподоблялся миниатюрной солнечной системе, в

которой вокруг ядра вращаются электроны. Но такая система была, неустойчивой:

вращающиеся электроны, теряя свою энергию, в конце концов, должны были упасть

на ядро. Опыт показывает, что атомы являются весьма устойчивыми образованиями

и для их разрушения требу­ются огромные силы. В связи с этим прежняя модель

строения атома была значительно усовершенствована вы­дающимся датским физиком

Нильсом Бором (1885—1962), он предположил, что при вращении по орбитам

электроны не излучают энергию. Такая энергия излучается или поглощается в виде

кванта (порции энергии), только при переходе электрона с одной орбиты на

другую.

Значительно изменились взгляды на энергию. Раньше предполагалось, что

энергия излучается непрерывно, но поставленные эксперименты убедили физиков,

что она может испускаться отдельны­ми квантами. Например, явле­ние

фотоэффекта, когда кванты энергии видимого света вызывают электрический ток.

В 30-е годы XX в. было сделано другое важное открытие, - было доказано

(экспериментально), что между ве­ществом и полем не существует непроходимой

границы, т.е. что в определенных условиях элементарные частицы веще­ства

обнаруживают волновые свойства, а частицы поля — свойства корпускул (дуализм

волны и частицы). До этого физики считали, что вещество, состоящее

из разнообразных материаль­ных частиц, может обладать лишь корпускулярными

свойствами, а энергия поля— волновыми свойствами. Соединение в одном объекте

корпускулярных и волно­вых свойств совершенно исключалось. Но под давлени­ем

неопровержимых экспериментальных результатов ученые вынуждены были признать,

что микрочастицы одновременно обладают как свойствами корпускул, так и волн.

В 1925—1927 г. для объяснения процессов, происхо­дящих в мире мельчайших частиц

материи, была создана новая наука - квантовая механи­ка (волновая). Она

породила другие квантовые теории: квантовая электродинамика, теория

эле­ментарных частиц и другие, которые исследуют законо­мерности движения

микромира.

Другая фундаментальная теория современной физики — теория относительности,

в корне изменившая научные представления о пространстве и времени. Принцип

относительности был использо­ван для описания электромагнитных процессов.

Специальная теория относительности появилась в связи с преодолением

трудностей, возникших в этой теории.

Важный урок, который был получен из специальной теории относительности, состоит

в том, что она впервые ясно показала, что всё движения, проис­ходящие в

природе, имеют относительный характер, т.е. в природе не существует

никакой абсолют­ной системы отсчета, следовательно, и абсолютного дви­жения,

которые допускала ньютоновская механика.

Еще большие изменения в учении о про­странстве и времени произошли в связи с

созданием об­щей теории относительности, (теория тяготения), принципиально

отличной от классической ньютоновской теории. Об­щая теория относительности

показала глубокую связь между движением материальных тел и структурой

физического пространства — вре­мени. Теоретические выводы из нее были

экспе­риментально подтверждены во время наблюдения сол­нечного затмения.

Научно-техническая революция, развернувшаяся в последние десятилетия, внесла

много нового в наши представления о естественнонаучной картине мира.

Возникновение системного подхода позволило взгля­нуть на окружающий нас мир

как единое, целостное образование, состоящее из огромного множества

взаи­модействующих друг с другом систем. С другой сторо­ны, представить весь

мир как мир самоорганизующихся процессов.

Корпускулярно-волновой дуализм - это двойственная природа

мельчайших частиц вещества, состоящая в наличии у них не только корпускулярных,

но и волновых свойств.

Атом – это мельчайшая частица химического элемента, носитель его свойств.

Корпускул -

Волна – это процесс распространения колебаний в пространстве.

В развитии Естествознания выделяют следующие периоды:

1.Первый подготовительный – натурфилософский, характерный для древних

этапов развития общества. Примером физической картины мира того времени могут

служить древнеиндийские, греческие знания.

В древнеиндийской книге X века до нашей эры, которая называется "Ригведа",

что значит "Книга гимнов", можно найти описание всей Вселенной как единого

целого. Вселенная "Ригведы" устроена не слишком сложно. В ней имеется прежде

всего, Земля. Она представляется безграничной плоской поверхностью –

"обширным пространством". Эта поверхность накрыта сверху небом. А небо – это

голубой, усеянный звездами "свод". Между землей и небом – "светящейся

воздух". Очень похожи на эту картину и ранние представления о Вселенной

древних греков.

Первые попытки людей создать ясный и наглядный образ мироздания были ещё

очень далеки от науки, как мы её сейчас понимаем. Но замечательна сама эта

дерзкая цель – объять мыслью весь мир. Отсюда берёт истоки уверенность в том,

что человеческий разум способен осмыслить, понять, разгадать устройство

Вселенной, создать в своем воображении полную, целостную картину мира, в

котором мы живем.

Изучение Вселенной началось еще на рубеже VI и V веков до нашей эры.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский утверждал, что все существующее

изменчиво, и эта изменчивость является высшим законом природы. Свое учение он

изложил в книге "О природе".

Гераклит писал, что мир полон противоречий и изменчивости. Все вещи

изменяются. Неизменно течет время, и неудержимо течет в этом потоке все

сущее. Происходи движение неба, движение тел, движутся чувства человека и его

сознание. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды, - говорил он, - ибо воды

в ней вечно новые". Одно приходит на смену другому. "Огонь живет смертью

земли, воздух – смертью огня, вода – смертью воздуха, земля смертью воды".

Интересные и глубокие для той эпохи идеи высказывались знаменитым греческим

философом – идеалистом Платоном. Согласно его учению тот мир, который мы

видим и исследуем, не является "настоящим миром", а только представляется

нам, является внешним проявлением истинного мира. Небесные тела и тела на

Земле – это согласно Платону как бы "бледные тени" некоторых идеальных

прообразов, составляющих действительный мир. "Тени эти несовершенны и

изменчивы". "Истинный мир", по Платону, - это абстрактные сущности (он их

называл идеями). Идеи – "духовные сущности" – полностью совершенны, не могут

никак меняться. Они существуют не в нашей материальной Вселенной, не в

пространстве и времени, а в идеальном мире полного совершенства и вечности.

Такой же, как и Платон, точки зрения придерживался его ученик Аристотель.

Любопытно, что введенное Аристотилем подразделение содержимого Вселенной на

"физическую материю" и "силы взаимодействия" сохраняется в физике до сих пор,

хотя конечно, имеет совсем другое содержание.

В целом античная культура вызывает, прежде всего, ощущение грандиозности того

поворота в мыслях и чувствах людей, того расширения арсенала понятий,

логических норм, фактических знаний, которые имели место в древности.

2. Второй подготовительный

Характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и

спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала

придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел), Основные

усилия ученых были направлены не на познание мира, а на получение предметов

или разработку способов открывающих путь к богатству, в силу этого прогресс

техники совершался крайне медленно, но шло накопление фактического материала,

подготавливался качественный переход к новому пониманию природы. Арабские

мыслители, таки как Ибн-Закрия аль-Рази, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Омар Хайям,

Ибн Рошд и др. сохраняли связь с античной философией и наукой и в первую

очередь с учением Аристотеля. В данный период, созданная ранее физическая

картина мира не претерпевала существенных изменений, а господствовавшая в тот

период времени церковь и, прежде всего ее инструмент "Инквизиция", не

способствовали развитию научных взглядов и прогрессу естественных наук.

3. Период механического и метафизического Естествознания.

Характеризуется началом возникновения Естествознания как систематической

экспериментальной науки, совпадает с периодом становления и возникновения

капиталистических отношений в обществе. Господствующим методом мышления стала

метафизика. Главное достижение этого периода в истории развития

Естествознания, это становление ТЕОРИТИЧЕСКОГО метода познания в науке.

Из натурфилософского познания природы, Естествознание превратилось в

современное, в систематическое научное познание на базе экспериментов и

математического изложения полученных результатов. Главную роль в совершенной

революции познания играют Г. Галилей и И. Ньютон.

Г. Галилей сделал в науке много важных открытий, но самым важным, безусловно,

является его новый подход к естественным наукам, его убеждение, что для

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.