на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Методы научного познания

Реферат: Методы научного познания

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Процесс научного познания в самом общем виде представ­ляет собой решение

различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение

возникающих при этом проблем достигается путем использования особых прие­мов

(методов), позволяющих перейти от того, что уже извест­но, к новому знанию.

Такая система приемов обычно и назы­вается методом. Метод есть

совокупность приемов и операций практического и теоретического познания

действительности.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Каждая наука использует различные методы, которые за­висят от характера

решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что

они относительно незави­симы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и

глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их ро­ли в

научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-

исследовательском процессе меняется сочета­ние методов и их структура.

Благодаря этому возникают осо­бые формы (стороны) научного познания,

важнейшими из ко­торых являются эмпирическая, теоретическая и

производст­венно-техническая.

Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации

(установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание

(изложение фактов и их пер­вичная систематизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщени­ем, созданием новых

теорий, выдвижением гипотез, открыти­ем новых законов, предсказанием новых

фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и

тем самым осуществляется мировоззренческая функ­ция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная

производственная сила общества, проклады­вая путь развитию техники, но это уже

выходит за рамки собст­венно научных методов, так как носит прикладной

характер.

Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки,

элементы которой одновременно явля­ются и ступенями развития научного знания.

Так, эмпириче­ское, экспериментальное исследование предполагает целую систему

экспериментальной и наблюдательной техники (устро­йств, в том числе

вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью

которой устанавлива­ются новые факты. Теоретическое исследование предполагает

работу ученых, направленную на объяснение фактов (пред­положительное - с

помощью гипотез, проверенное и доказан­ное - с помощью теорий и законов

науки), на образование по­нятий, обобщающих опытные данные. То и другое

вместе осуществляет проверку познанного на практике.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпи­рической и

теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обу­словливают друг друга. Их

разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к

правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт -

слепым.

Методы естествознания могут быть подразделены на сле­дующие группы:

,

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные

формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса

познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к

кон­кретному, единства логического и исторического. Это, скорее,

общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изу­чаемого предмета или

же определенного приема исследования:

анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных мето­дов также

относятся наблюдение, измерение, сравнение и экс­перимент.

В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное

значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть

их сущность.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс вос­приятия предметов

действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения

развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя

установление соответствия продукта труда его запланирован­ному образцу.

Наблюдение как метод познания действительности приме­няется либо там, где

невозможен или очень затруднен экспе­римент (в астрономии, вулканологии,

гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное

функциониро­вание или поведение объекта (в этологии, социальной психо­логии и

т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования,

формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых

концепций. Ча­стными случаями метода наблюдения являются измерение и

сравнение.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого яв­ления

действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он

отличается от наблюдения вмеша­тельством в исследуемый объект, то есть

активностью по от­ношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не

ог­раничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в

естественный ход их протекания путем непо­средственного воздействия на

изучаемый процесс или измене­ния условий, в которых проходит этот процесс.

Специфика эксперимента состоит также в том, что в обыч­ных условиях процессы

в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и

управлению. Поэтому воз­никает задача организации такого исследования, при

кото­ром можно было бы проследить ход процесса в «чистом» ви­де. В этих целях

в эксперименте отделяют существенные фак­торы от несущественных и тем самым

значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более

глу­бокому пониманию явлений и создает возможность контро­лировать немногие

существенные для данного процесса фак­торы и величины.

Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и

эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и

приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами

начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по

условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в области

физики микромира (квантовой меха­нике, квантовой электродинамике и т.д.).

Аналогия - метод познания, при котором происходит пере­нос знания,

полученного в ходе рассмотрения какого-либо од­ного объекта, на другой, менее

изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве

предме­тов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне

достоверные знания об изучаемом предмете.

Применение метода аналогии в научном познании требует определенной

осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он

работает наиболее эффек­тивно. Однако в тех случаях, когда можно разработать

систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип,

результаты и выводы по методу аналогии приобре­тают доказательную силу.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении

каких-либо объектов посредством их моделей. Появ­ление этого метода вызвано

тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для

прямого вмеша­тельства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду

причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос

исследовательской деятельности на дру­гой объект, выступающий в роли

заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют

моде­лью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель

выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о

последнем определенное знание.

Таким образом, сущность моделирования как метода по­знания заключается в

замещении объекта исследования моде­лью, причем в качестве модели могут быть

использованы объ­екты как естественного, так и искусственного происхождения.

Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном

отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень

важно наличие соответ­ствующей теории или гипотезы, которые строго указывают

пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделиро­вания:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели,

воспроизводящей определенные геометри­ческие, физические, динамические или

функциональные харак­теристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моде­лей выступают схемы,

чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является

математическое моделирова­ние, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знако­вых моделей используются

мысленно-наглядные представле­ния этих знаков и операций с ними.

В последнее время широкое распространение получил мо­дельный эксперимент с

использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и

объектом эксперимен­тального исследования, заменяющими оригинал. В таком

слу­чае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функ­ционирования

объекта.

Анализ - метод научного познания, в основу которого положе­на процедура

мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.

Расчленение имеет целью переход от изу­чения целого к изучению его частей и

осуществляется путем абстра­гирования от связи частей друг с другом.

Анализ - органичная составная часть всякого научного ис­следования,

являющаяся обычно его первой стадией, когда ис­следователь переходит от

нерасчлененного описания изучае­мого объекта к выявлению его строения,

состава, а также его свойств и признаков.

Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена

процедура соединения различных элементов предме­та в единое целое, систему, без

чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает

не как ме­тод конструирования целого, а как метод представления цело­го в форме

единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто

объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей

объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию

объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного

поиска.

Индукция - метод научного познания, представляющий со­бой формулирование

логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.

Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость

признаков в ряду предметов опреде­ленного класса. Заключение по индукции

представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к

данному классу, на основании наблюдения достаточно широ­кого множества

единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные

истины, или эмпи­рические законы.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индук­ция строит общий вывод на

основании изучения всех предме­тов или явлений данного класса. В результате

полной индук­ции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода.

Суть неполной индукции состоит в том, что она стро­ит общий вывод на

основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не

встретились такие, ко­торые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому

естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем

вероятностное знание, требующее дополнитель­ного подтверждения.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от

некоторых общих посылок к частным результа­там-следствиям.

Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме;

все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к

классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод

познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции

не позволяет | получить содержательно нового знания. Дедукция представля- ^

ет собой лишь способ логического развертывания системы по- | ложений на базе

исходного знания, способ выявления кон­кретного содержания общепринятых

посылок.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок,

предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью

которых исследова­тель пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые

теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых

становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а

также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для

разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

Гипотеза представляет собой всякое предположение, до­гадку или

предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.