на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Становление человечества

Реферат: Становление человечества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

Реферат по дисциплине «Концепции Современного Естествознания»

На тему:

Становление человечества.

Выполнила:

Студентка гр. 4150-с

Заочного отделения

Тарасова Е.В.

Проверила:

Ст. препод.

Фролова Т.И.

Набережные Челны

2003 г.

Содержание:

Введение 3

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО. 5

1. Человек как биопсихосоциальное существо

2. Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

3. Человек как личность

4. Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие

Раздел 2. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ 11

Конкретно-историческое понимание личности

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 12

1. Природа человека. Диалектика сущности и существования

2. О смысле жизни

Раздел 4. Будущее человечества в тени глобальных 17

проблем настоящего

1. Угроза термоядерного пожара.

2. Близость экологической катастрофы.

3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Введение.

Один древний мудрец сказал: для челове­ка нет более интересного объекта, чем

сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единст­венным

создателем всех достижений культуры на земле, разум­ным центром вселенной,

тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно

возвращаться.

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажет­ся до смешного

простым: в самом деле, кто ж не знает, что та­кое человек. Но в том-то все и

дело, что-то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым

сложным, как толь­ко мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности.

Естествознание смогло создать непрев­зойденные образцы натуралистических

исследований природы человека.

Чело­век думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то

стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым

целям и идеалам.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение

которого ознаменовало собой превраще­ние животного предка в человека. В труде

человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в

со­ответствии со своими постоянно развивающимися потребностя­ми, создает мир

материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в

какой сам человек форми­руется культурой. Труд невозможен в единичном

проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный.

Раз­витие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка

человека. В социальном отношении труд по­влек за собой формирование новых,

социальных качеств чело­века, как-то: язык, мышление, общение, убеждения,

ценност­ные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отно­шении он

имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их

подавления, торможения и в плане их преобразования в новое качест­венное

состояние сугубо познавательной человеческой деятель­ности — интуицию.

Все это и означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который

с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях — как человек

разумный и как человек общественный. Подчеркивая универсальность социального

начала в человеке, Понятие человека непременно предпола­гает других людей, и

только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова .

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является

результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который

индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со

всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за

прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя

культуры общества, оказывается самым не­приспособленным к жизни из всех живых

существ. Вне общест­ва нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу

не­счастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к жи­вотным. Они не

овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими

звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление

оказалось примитивным. Это — яркий пример того, что че­ловек в собственном

смысле слова есть как бы постоянно дейст­вующий приемник и передатчик

социальной информации, по­нимаемой в самом широком смысле слова как способ

деятель­ности. Сущ­ность человека не абстрактна, то есть содержание ее

изменяется в зависимости от конкрет­ного содержания той или иной эпохи,

формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д.

Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его (человека)

сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек — это разумное

существо, субъект труда, социальных отношений и общения.

Человек — прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и эмоции

его пронизаны соз­нанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь

дру­гому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной

жизнью, человек не думает о значимости своего по­ступка, не рассчитывает, не

обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но

сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских

навы­ков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмо­циональным

порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубо­кие пласты «снятой»

сознательной жизни.

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ — ОБЩЕСТВО.

1. Человек как биопсихосоциальное существо.

Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования:

биоло­гическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в

морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозго­вых,

электрохимических и некоторых других процессах чело­веческого организма. Под

психическим понимается внутренний духовный мир человека — его сознательные и

бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и

т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам фе­номен человека в

его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком

случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим

законо­мерностям или только социальным? Любой категорический от­вет был бы

явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный

биопсихосоциальный феномен.

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке,

в абстракции фиксируют лишь крайние по­люсы в многообразии человеческих

свойств и действий. В этом аспекте человек выступает как носитель

биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не

просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений.

Организм и личность—две нераз­делимые стороны человека. Своим организменным

уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной

необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к со­циальному бытию, к

обществу, к истории человечества, к куль­туре.

Измерение человека с двух сторон — биологической и социальной — имеет

отношение именно к его лич­ности. Биологическая сторона человека

детерминируется глав­ным образом наследственным (генетическим) механизмом.

Социальная же сторона человеческой личности обусловлена про­цессом вхождения

человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в

отдельности, а только их функцио­нирующее единство может приблизить нас к

пониманию тайны человека.

Каким же образом в человеке объединяются его биологиче­ское и социальное

начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека

как биологического вида.

Человек появился на Земле в результате длительной эволю­ции, приведшей к

изменению собственно животной морфоло­гии, появлению прямохождения,

освобождению верхних конеч­ностей и связанному с этим развитию

артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и

развитие го­ловного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась как бы

материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного

существования. Таким образом, на определен­ном уровне антропогенез, движимый

удачными мутациями, тру­довой деятельностью, общением и формирующейся

духов­ностью, как бы «перевел стрелки» с биологического развития на рельсы

исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и

сформировался человек как биосо­циальное единство. Это значит, что он

появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими

системами, которые деформируются в условиях социума, то есть генети­чески они

заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий

биологическую сторону чело­века, включает в себя и его социальную сущность.

Наследственность снабжает родившегося человека не только сугубо биологическими

свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой

способности к под­ражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему прису­ще

любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать

страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это

привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как

челове­ческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь канди­дат в

человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться

стать человеком. Его вводит в мир людей об­щество, именно оно регулирует и

наполняет его поведение со­циальным содержанием.

Каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть,

краски и начать рисовать. Но не это сде­лает его настоящим живописцем. Точно

так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием.

Сознатель­ные психические явления формируются при жизни в резуль­тате

воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким

образом, общественное начало проникает че­рез психическое внутрь биологии

индивида, которая в таком пре­образованном виде выступает основой.

2. Человек и среда его обитания: от Земли до космоса

Человек, как и любое другое живое существо, имеет свою среду обитания,

которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его

составляющих. В последнее время в науках о человеке все более начинает

осоз­наваться факт влияния среды на состояние организма, психи­ки, определяя

собой чувство его комфорта или дискомфорта.

Наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от яв­лений природы. Мы

живем на планете, в глубинах которой по­стоянно бурлит множество еще

неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода

песчинка, несется в своих круговых движениях в космических безднах.

Зависи­мость состояния организма человека от природных процессов — от разных

перепадов температуры, от колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и

т. д.— выражается чаще всего в его нервно-психическом состоянии и вообще в

состоянии орга­низма.

Разные места земли оказываются более или менее благопри­ятными для человека.

Например, воздействие благодатных для организма подземных излучении может

способствовать осво­бождению от нервных стрессов или облегчению некоторых

не­дугов организма. Большинство природных влияний на челове­ческий организм

до сих пор остается еще неведомым, наука рас­познала лишь ничтожно малую их

часть. Так, известно, что, если человека поместить в безмагнитную среду, он

немедленно по­гибнет.

Человек существует в системе взаимодействия всех сил при­роды и испытывает от

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.