на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: В.И Вернадский

Реферат: В.И Вернадский

Министерство образования Российской Федерации

Нижнекамский государственный нефтехимический колледж

Реферат

Дисциплина: Концепция современного

естествознания

Тема: В. И. Вернадский

Выполнила: Шамсутдинова Э. Ф.

111 группа

Проверила: Зарипова Р. Х.

Нижнекамск

2002

Реферат: В.И Вернадский

Владимир Иванович Вернадский - российский естествоиспытатель, мыслитель-

энциклопедист, гуманист, специалист в области наук о Земле, основатель ряда

новых наук и научных направлений, организатор науки, педагог, общественный и

политический деятель, историк, публицист.

В. И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 г. Родом из

дворян. Мать - Анна Петровна Константинович (1837-1898), отец - Иван

Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической экономии и

статистики. В 1886 г. Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862-

1943), с которой прожил более 56 лет в гармонии и согласии, по его словам -

“душа в душу, мысль в мысль”. В семье было двое детей - сын Георгий

Владимирович Вернадский (1887-1973), профессор русской истории, дочь Нина

Владимировна Вернадская-Толль (1898-1985), врач-психиатр; оба скончались в

США в эмиграции.

В 1873-1881 гг. В.И. Вернадский учился в классических гимназиях Харькова и

Петербурга. В 1881-1885 гг. обучался на естественном отделении физико-

математического факультета Петербургского университета. Его учителями были

крупнейшие русские ученые Д.И.Менделеев, В.В.Докучаев, А.Н.Бекетов,

И.М.Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в области

естественных наук, проблем философии и научного мировоззрения. С 1885 по 1888

г. Вернадский работал хранителем Минералогического кабинета столичного

университета, с 1888 по 1890 г. был в научной командировке в Италии, Германии

и Франции для подготовки к профессорскому званию. С 1890 по 1911 г.

Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора преподавал

минералогию и кристаллографию в Московском университете, защитил в

Петербургском университете магистерскую (1891) и докторскую (1897)

диссертации. В 1906 г. был избран действительным членом-адъюнктом по

минералогии Петербургской Академии наук и назначен заведующим

минералогическим отделением Геологического музея академии. В конце XIX -

начале XX в. в Москве и Петербурге сложилась научная школа Вернадского в

области геологии и минералогии. В 1911 г. он переехал в Петербург, работал в

Академии наук и в 1912 г. был избран в ней ординарным академиком по

минералогии.

С 1916 г. в научном творчестве Вернадского начался принципиально новый

качественный этап, продолжавшийся до конца жизни, - он приступил к

систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-

космическом аспектах, перейдя одновременно к естественно-историческому

изучению человека и человечества, их настоящего и будущего. С конца 1917 г.

Вернадский жил и работал на Украине и юге России, в 1921 г. возвратился в

Петроград. С 1922 г. он продолжал свою научную и педагогическую деятельность

во Франции и Чехословакии, в 1926 г. вернулся в Ленинград. В 1935 г. переехал

в Москву, с 1941 г. был в эвакуации в Боровом Казахской ССР, в Москву

возвратился в 1943 г. В последние годы жизни Вернадский работал над итоговой

книгой - “научным завещанием потомкам”, “книгой жизни”, как он ее называл, -

“Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”, подбирал материал к

книге воспоминаний “Пережитое и передуманное”. В.И.Вернадский скончался в

Москве 6 января 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

* * *

-2-

В.И.Вернадского нередко – и справедливо – называют “Ломоносовым XX века”.

Трудно назвать такую область естествознания, которая так или иначе не была бы

затронута его универсальным гением. В полной мере сказанное относится и к

биологии. У нас есть все основания говорить не просто о биологических, но в

прямом смысле о

биокосмических взглядах, идеях, концепциях Вернадского. Почему же? Ответ

состоит в том, что биологические взгляды Вернадского, органично входя в его

научное мировоззрение, не только составили основное ядро и содержание его, но

и сами, в свою очередь, представляют собой в подлинном смысле целый

биокосмос, охватывающий все три “разреза” реальности - микро-, макро- и

мегамир, выступающие в качестве различных по свойственным им закономерностям,

но взаимосвязанных и между собой взаимодействующих уровней проявления живого.

Особое место в биографии Вернадского занимают 1916-1926 гг. В этот период

завершается в основных чертах формирование учения о живом веществе,

биогеохимии как новой научной дисциплине и учения о биосфере как целостной

общебиологической и геологической концепции. Этим разделам своих научных

изысканий Вернадский посвящает большую серию работ под общим названием “Живое

вещество в земной коре и его геохимическое значение” (около 1200 рукописных

страниц), книгу “Биосфера”, вышедшую в 1926 г., ряд статей и заметок,

опубликованных в отечественной и зарубежной печати, а также разделы

монографии “Геохимия”, опубликованной в 1924 г. в Париже на французском

языке, много десятков и сотен (завершенных и оставшихся неоконченными)

заметок, набросков, писем, сохранившихся в рукописных вариантах. В 1927-1944

гг. этот полноводный поток не только

не иссякает, но, напротив, становится еще обширнее и мощнее, обогащаясь все

новыми трудами, идеями, концепциями, проблемами. Многое из наработанного

Вернадским в этот период в области биокосмических проблем было опубликовано

при его жизни, часть увидела свет уже после его кончины. В этот период

научная школа Вернадского расширяется, в нее вливаются свежие молодые силы.

Помимо геологов, минералогов, физиков, химиков, традиционно составлявших ее

основной костяк, это были также биологи разного профиля - биофизики,

биохимики и др., радиологи, кристаллографы, математики... Понимая, сколь

важны разрабатываемые им и его учениками и коллегами проблемы, Вернадский

стремится создать в пределах нашей страны мощный научно-исследовательский

центр, который бы организовывал и координировал разработку разнообразных

биокосмических проблем, вынашивает идею об основании Международного института

живого вещества. Этим его стремлениям было суждено осуществиться лишь

отчасти. В конце 20-х гг. в системе Академии наук СССР была создана

Биогеохимическая лаборатория, ранее существовавшая как Отдел живого вещества

в составе академической Комиссии по изучению естественных производительных

сил России, организатором и председателем которой был Вернадский; он же

возглавлял как Отдел живого вещества, так и затем Биогеохимическую

лабораторию. Последняя в 1943 г. была переименована в Лабораторию

геохимических проблем им. В.И.Вернадского АН СССР, на базе которой уже после

кончины Вернадского был создан Институт геохимии и аналитической химии им.

В.И.Вернадского АН СССР (ныне - Российской Академии наук); биогеохимическая

лаборатория функционирует в качестве структурного подразделения этого

института. Биокосмические воззрения Вернадского представляют собой сложную,

внутренне расчлененную и дифференцированную, но вместе с тем целостную и

стройную систему, являющуюся основанием, по сути, биокосмической картины

мира, в ряде наиболее важных своих положений естественно выходящую на

фундаментальные проблемы философии и научного мировоззрения. В настоящее

время ощущается все большая потребность в коллективном (так как одному автору

с этой задачей заведомо не справиться)

-3-

монографическом исследовании этой темы, в создании как итога такого исследования

своего рода “Энциклопедии биокосмоса Вернадского”. К сожалению, к настоящему

времени такая работа не проделана. В дальнейшем мы остановимся только на

некоторых узловых моментах этой большой и сложной проблемы.

* * *

В системе биокосмических воззрений В.И.Вернадского ключевое положение

занимает понятие живого вещества - совокупности всех растительных и животных

организмов планеты. Благодаря введению этого понятия был достигнут по меньшей

мере двойной эффект. Во-первых, были оставлены в стороне, как не относящиеся

к делу, различные псевдотеоретические и спекулятивные изыскания относительно

“сущности” жизни как таковой. Во-вторых, живые организмы стали признаваться

компонентами земной коры, столь же естественными и “равноправными”, как

минералы и горные породы, но намного превосходящими последних по своей

геологической активности, что особенно ярко проявляется в деятельности

человечества - составной части живого вещества планеты. В плане этой

активности, отмечал Вернадский, сопоставимыми с живым веществом в прошлые

геологические эпохи могут быть лишь радиоактивные минералы Земли. Отсюда

следовали - и в этом, пожалуй, заключалось главное своеобразие исходной

позиции Вернадского - возможность и необходимость изучения живых организмов и

их сообществ не только в традиционно биологическом плане, но также и как

объекта геологии. Этот произведенный Вернадским в научном познании поворот

“системы отсчета”, необходимость которого была обоснована им с большой

убедительностью и глубиной, оказал подлинно революционизирующее воздействие

не только на биологию и геологию, но и на весь комплекс наук о Земле. Каковы

же основные аспекты учения Вернадского о живом веществе? Прежде всего он

сосредоточивает внимание на составных элементах и структуре живого вещества.

Это, во-первых, сами живые организмы; во-вторых, жизненная среда - та часть

косной (абиотической) природы, жидкой, твердой и газообразной, которая

безусловно необходима для поддержания жизнедеятельности организмов; в-

третьих, все выделения живых организмов (газы, пот, экскременты и т.д.),

находящиеся в земной коре; в-четвертых, отмершие и отмирающие части

организмов, трупы и их остатки на земной поверхности. Таким образом, в

понимании Вернадского, строение и состав живого вещества внутренне

противоречивы, представляя собой единство противоположностей: живого и

косного, биогенного и абиогенного, живого и мертвого. Он писал: “Отмершие

части живых организмов и трупы должны быть отнесены к живому веществу, так

как они всегда - в среднем - насыщены разнообразными организмами, до конца

использующими для жизни находящиеся в них соединения. В среднем масса и

энергия всех этих организмов в конце концов будут равны массе и энергии

трупов и их отмерших частей. Лишь небольшая - может быть, постоянная - часть

их ими не используется”. При фиксации элементов и структуры живого вещества,

считал Вернадский, по возможности должен приниматься во внимание временной

аспект: чем короче промежуток времени, в пределах которого такая фиксация

происходит, тем точнее будет определено живое вещество. Обращаясь

непосредственно к проблемам экологии живых организмов и их сообществ

(биоэкологии), Вернадский рассматривает основные формы существования живого

вещества. Под ними, употребляя его собственную терминологию, он

подразумевает: 1) пленки жизни, например пленки планктоновую и бентосовую

(или донную) в пределах океана; 2) сгущения - в атмосфере, в гидросфере, в

пограничных областях гидро- и литосферы (области приливов и отливов,

прибрежные морские и океанические территории) и в литосфере (озера, пруды,

реки, грунтовые воды, болота, торфяники, леса, степи, луга); 3) разрежения -

в атмосфере

-4-

(воздушное пространство в горах), в гидросфере (нижние слои некоторых морей,

ледяные покровы) и в литосфере (пустыни различных типов, ледники, пески,

скалистые обнажения). Разрежения разбросаны среди сгущений живой природы и

взаимодействуют с ними. “Первичные сгущения не остаются неизменными. Всюду в

природе между ними

происходит борьба, идет переход одних сгущений в другие”. Переходы эти

двоякого рода:

сгущения одного типа переходят в другие (лес/степь) или происходит

видоизменение сгущений (хвойный лес/лиственный лес). Говоря о динамике и

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.