Реферат: В.И Вернадский
Министерство образования Российской Федерации
Нижнекамский государственный нефтехимический колледж
Реферат Дисциплина: Концепция современного
естествознания
Тема: В. И. Вернадский
Выполнила: Шамсутдинова Э. Ф.
111 группа
Проверила: Зарипова Р. Х.
Нижнекамск
2002
Владимир Иванович Вернадский - российский естествоиспытатель, мыслитель-
энциклопедист, гуманист, специалист в области наук о Земле, основатель ряда
новых наук и научных направлений, организатор науки, педагог, общественный и
политический деятель, историк, публицист.
В. И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 г. Родом из
дворян. Мать - Анна Петровна Константинович (1837-1898), отец - Иван
Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической экономии и
статистики. В 1886 г. Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862-
1943), с которой прожил более 56 лет в гармонии и согласии, по его словам -
“душа в душу, мысль в мысль”. В семье было двое детей - сын Георгий
Владимирович Вернадский (1887-1973), профессор русской истории, дочь Нина
Владимировна Вернадская-Толль (1898-1985), врач-психиатр; оба скончались в
США в эмиграции.
В 1873-1881 гг. В.И. Вернадский учился в классических гимназиях Харькова и
Петербурга. В 1881-1885 гг. обучался на естественном отделении физико-
математического факультета Петербургского университета. Его учителями были
крупнейшие русские ученые Д.И.Менделеев, В.В.Докучаев, А.Н.Бекетов,
И.М.Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в области
естественных наук, проблем философии и научного мировоззрения. С 1885 по 1888
г. Вернадский работал хранителем Минералогического кабинета столичного
университета, с 1888 по 1890 г. был в научной командировке в Италии, Германии
и Франции для подготовки к профессорскому званию. С 1890 по 1911 г.
Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора преподавал
минералогию и кристаллографию в Московском университете, защитил в
Петербургском университете магистерскую (1891) и докторскую (1897)
диссертации. В 1906 г. был избран действительным членом-адъюнктом по
минералогии Петербургской Академии наук и назначен заведующим
минералогическим отделением Геологического музея академии. В конце XIX -
начале XX в. в Москве и Петербурге сложилась научная школа Вернадского в
области геологии и минералогии. В 1911 г. он переехал в Петербург, работал в
Академии наук и в 1912 г. был избран в ней ординарным академиком по
минералогии.
С 1916 г. в научном творчестве Вернадского начался принципиально новый
качественный этап, продолжавшийся до конца жизни, - он приступил к
систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-
космическом аспектах, перейдя одновременно к естественно-историческому
изучению человека и человечества, их настоящего и будущего. С конца 1917 г.
Вернадский жил и работал на Украине и юге России, в 1921 г. возвратился в
Петроград. С 1922 г. он продолжал свою научную и педагогическую деятельность
во Франции и Чехословакии, в 1926 г. вернулся в Ленинград. В 1935 г. переехал
в Москву, с 1941 г. был в эвакуации в Боровом Казахской ССР, в Москву
возвратился в 1943 г. В последние годы жизни Вернадский работал над итоговой
книгой - “научным завещанием потомкам”, “книгой жизни”, как он ее называл, -
“Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”, подбирал материал к
книге воспоминаний “Пережитое и передуманное”. В.И.Вернадский скончался в
Москве 6 января 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * *
-2-
В.И.Вернадского нередко – и справедливо – называют “Ломоносовым XX века”.
Трудно назвать такую область естествознания, которая так или иначе не была бы
затронута его универсальным гением. В полной мере сказанное относится и к
биологии. У нас есть все основания говорить не просто о биологических, но в
прямом смысле о
биокосмических взглядах, идеях, концепциях Вернадского. Почему же? Ответ
состоит в том, что биологические взгляды Вернадского, органично входя в его
научное мировоззрение, не только составили основное ядро и содержание его, но
и сами, в свою очередь, представляют собой в подлинном смысле целый
биокосмос, охватывающий все три “разреза” реальности - микро-, макро- и
мегамир, выступающие в качестве различных по свойственным им закономерностям,
но взаимосвязанных и между собой взаимодействующих уровней проявления живого.
Особое место в биографии Вернадского занимают 1916-1926 гг. В этот период
завершается в основных чертах формирование учения о живом веществе,
биогеохимии как новой научной дисциплине и учения о биосфере как целостной
общебиологической и геологической концепции. Этим разделам своих научных
изысканий Вернадский посвящает большую серию работ под общим названием “Живое
вещество в земной коре и его геохимическое значение” (около 1200 рукописных
страниц), книгу “Биосфера”, вышедшую в 1926 г., ряд статей и заметок,
опубликованных в отечественной и зарубежной печати, а также разделы
монографии “Геохимия”, опубликованной в 1924 г. в Париже на французском
языке, много десятков и сотен (завершенных и оставшихся неоконченными)
заметок, набросков, писем, сохранившихся в рукописных вариантах. В 1927-1944
гг. этот полноводный поток не только
не иссякает, но, напротив, становится еще обширнее и мощнее, обогащаясь все
новыми трудами, идеями, концепциями, проблемами. Многое из наработанного
Вернадским в этот период в области биокосмических проблем было опубликовано
при его жизни, часть увидела свет уже после его кончины. В этот период
научная школа Вернадского расширяется, в нее вливаются свежие молодые силы.
Помимо геологов, минералогов, физиков, химиков, традиционно составлявших ее
основной костяк, это были также биологи разного профиля - биофизики,
биохимики и др., радиологи, кристаллографы, математики... Понимая, сколь
важны разрабатываемые им и его учениками и коллегами проблемы, Вернадский
стремится создать в пределах нашей страны мощный научно-исследовательский
центр, который бы организовывал и координировал разработку разнообразных
биокосмических проблем, вынашивает идею об основании Международного института
живого вещества. Этим его стремлениям было суждено осуществиться лишь
отчасти. В конце 20-х гг. в системе Академии наук СССР была создана
Биогеохимическая лаборатория, ранее существовавшая как Отдел живого вещества
в составе академической Комиссии по изучению естественных производительных
сил России, организатором и председателем которой был Вернадский; он же
возглавлял как Отдел живого вещества, так и затем Биогеохимическую
лабораторию. Последняя в 1943 г. была переименована в Лабораторию
геохимических проблем им. В.И.Вернадского АН СССР, на базе которой уже после
кончины Вернадского был создан Институт геохимии и аналитической химии им.
В.И.Вернадского АН СССР (ныне - Российской Академии наук); биогеохимическая
лаборатория функционирует в качестве структурного подразделения этого
института. Биокосмические воззрения Вернадского представляют собой сложную,
внутренне расчлененную и дифференцированную, но вместе с тем целостную и
стройную систему, являющуюся основанием, по сути, биокосмической картины
мира, в ряде наиболее важных своих положений естественно выходящую на
фундаментальные проблемы философии и научного мировоззрения. В настоящее
время ощущается все большая потребность в коллективном (так как одному автору
с этой задачей заведомо не справиться)
-3-
монографическом исследовании этой темы, в создании как итога такого исследования
своего рода “Энциклопедии биокосмоса Вернадского”. К сожалению, к настоящему
времени такая работа не проделана. В дальнейшем мы остановимся только на
некоторых узловых моментах этой большой и сложной проблемы.
* * *
В системе биокосмических воззрений В.И.Вернадского ключевое положение
занимает понятие живого вещества - совокупности всех растительных и животных
организмов планеты. Благодаря введению этого понятия был достигнут по меньшей
мере двойной эффект. Во-первых, были оставлены в стороне, как не относящиеся
к делу, различные псевдотеоретические и спекулятивные изыскания относительно
“сущности” жизни как таковой. Во-вторых, живые организмы стали признаваться
компонентами земной коры, столь же естественными и “равноправными”, как
минералы и горные породы, но намного превосходящими последних по своей
геологической активности, что особенно ярко проявляется в деятельности
человечества - составной части живого вещества планеты. В плане этой
активности, отмечал Вернадский, сопоставимыми с живым веществом в прошлые
геологические эпохи могут быть лишь радиоактивные минералы Земли. Отсюда
следовали - и в этом, пожалуй, заключалось главное своеобразие исходной
позиции Вернадского - возможность и необходимость изучения живых организмов и
их сообществ не только в традиционно биологическом плане, но также и как
объекта геологии. Этот произведенный Вернадским в научном познании поворот
“системы отсчета”, необходимость которого была обоснована им с большой
убедительностью и глубиной, оказал подлинно революционизирующее воздействие
не только на биологию и геологию, но и на весь комплекс наук о Земле. Каковы
же основные аспекты учения Вернадского о живом веществе? Прежде всего он
сосредоточивает внимание на составных элементах и структуре живого вещества.
Это, во-первых, сами живые организмы; во-вторых, жизненная среда - та часть
косной (абиотической) природы, жидкой, твердой и газообразной, которая
безусловно необходима для поддержания жизнедеятельности организмов; в-
третьих, все выделения живых организмов (газы, пот, экскременты и т.д.),
находящиеся в земной коре; в-четвертых, отмершие и отмирающие части
организмов, трупы и их остатки на земной поверхности. Таким образом, в
понимании Вернадского, строение и состав живого вещества внутренне
противоречивы, представляя собой единство противоположностей: живого и
косного, биогенного и абиогенного, живого и мертвого. Он писал: “Отмершие
части живых организмов и трупы должны быть отнесены к живому веществу, так
как они всегда - в среднем - насыщены разнообразными организмами, до конца
использующими для жизни находящиеся в них соединения. В среднем масса и
энергия всех этих организмов в конце концов будут равны массе и энергии
трупов и их отмерших частей. Лишь небольшая - может быть, постоянная - часть
их ими не используется”. При фиксации элементов и структуры живого вещества,
считал Вернадский, по возможности должен приниматься во внимание временной
аспект: чем короче промежуток времени, в пределах которого такая фиксация
происходит, тем точнее будет определено живое вещество. Обращаясь
непосредственно к проблемам экологии живых организмов и их сообществ
(биоэкологии), Вернадский рассматривает основные формы существования живого
вещества. Под ними, употребляя его собственную терминологию, он
подразумевает: 1) пленки жизни, например пленки планктоновую и бентосовую
(или донную) в пределах океана; 2) сгущения - в атмосфере, в гидросфере, в
пограничных областях гидро- и литосферы (области приливов и отливов,
прибрежные морские и океанические территории) и в литосфере (озера, пруды,
реки, грунтовые воды, болота, торфяники, леса, степи, луга); 3) разрежения -
в атмосфере
-4-
(воздушное пространство в горах), в гидросфере (нижние слои некоторых морей,
ледяные покровы) и в литосфере (пустыни различных типов, ледники, пески,
скалистые обнажения). Разрежения разбросаны среди сгущений живой природы и
взаимодействуют с ними. “Первичные сгущения не остаются неизменными. Всюду в
природе между ними
происходит борьба, идет переход одних сгущений в другие”. Переходы эти
двоякого рода:
сгущения одного типа переходят в другие (лес/степь) или происходит
видоизменение сгущений (хвойный лес/лиственный лес). Говоря о динамике и
Страницы: 1, 2
|