Диплом: История масонства
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
____________
____________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ИСТОРИЯ МАСОНСТВА:
ПОПЫТКА ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ
Выполнила:
Студентка гр. 250 МК
Лудзиш Л.А.
Научный руководитель:
Гурьева И.Ю.
Рецензент:
___________________
Томск 2000
Оглавление
Введение.......................................................................3
1. Античное наследие масонства.................................................5
1.1. Источники вдохновения масонства...........................................5
1.2. Внешняя сторона Ордена....................................................8
1.3. Внутренняя сторона Ордена................................................12
2. Масонство на Западе........................................................22
2.1. Английское оперативное масонство.........................................22
1.2. Французское масонство....................................................30
1.3. Итальянская ложа.........................................................36
3. Масонство в России.........................................................39
3.1. Русское масонство XVIII века.............................................39
3.2. Первоначальный период (1731-1762 гг.)....................................40
3.3. Второй период (176201781 гг.): первая половина \царствования императрицы
Екатерины II (масонство
нравоучительное)................................................ 44
3.4. Третий период (1781-1792 гг.): поиски высших степеней и победа
розенкрейцерства (научное
масонство)....................................................... 48
3.5. Масонство ХХ века........................................................57
Заключение....................................................................67
Литература....................................................................71
Приложения....................................................................72
Введение
В настоящее время масонство является темой довольно широкого и чаще всего
эмоционального обсуждения.
Особенно в последнее время к этому вопросу возрос общественный интерес. Это
объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация, противоречащая
своим учением всему социалистическому, была длительное время запрещена в
России, да и не только в нашей стране, но и в большинстве социалистических
стран запада. Возросший интерес к проблеме масонства объясняется также фактом
"социальной психологии" или интересом общества ко всему таинственному,
находящемуся за рамками традиционного рационалистического мировидения (ума).
Чтобы удовлетворить читательское любопытство, а зачастую следовать моде, в
последнее время появляется огромное количество литературы касающейся темы
масонства начиная от бульварной, рассчитанной на широкую публику, которая
зачастую предпочитает ложную информацию, и кончая более менее научными
трудами, которые также в свою очередь могут быть подвергнуты критике,
рассматриваться критически.
Так например, по свидетельству Н. Берберовой с 30-х годов в Советском Союзе
на протяжении полувека практически не появлялось публикаций о масонстве, даже
об иностранном, не говоря уже о русском. Только в 70-х годах на
неподготовленного читателя хлынула волна публикаций самого разного толка и
качества. Если на Западе тайные общества самых разнообразных типов давно
стали неотъемлемым атрибутом политической жизни, то для российского читателя
70-8-х годов масонская тема стала самым настоящим откровением. Сама
возможность существования тайных казалась советскому человеку крамолой. И в
наше время сохранившиеся немногочисленные дореволюционные публикации,
посвященные масонству, в большинстве своем представляют факты сомнительные.
Отсюда, почти все авторы, пишущие о масонстве, как прошлых лет, так и XX века
вынуждены в качестве опорных перебирать одни и те же источники, домысливая
свое и догадываясь обо всем остальном.
Принимая во внимание тот факт, что масонство и в наше время представляет
собой "вопрос запутанный", я бы хотела рассмотреть масонство с объективной
стороны, интерпретируя труды известных авторов, исследователей масонства — М.
Марамарко, Н. Берберовой, М. Холла, Маки, Уорд и многих других. Моя цель:
систематически рассмотреть фактическую историю масонской организации, их
образование, деятельность, поставленные задачи. На мой взгляд, это должно
способствовать демифологизации истории масонства.
В своей работе я бы хотела осветить масонство, как с внешней, так и с
внутренней стороны. Внешняя сторона затрагивает историческое развитие Ордена,
масонские ритуалы, ее символику. Что касается внутренней стороны, то она
стремится проникнуть в глубины масонского учения, дать ее философскую и
символическую интерпретацию, раскрыть духовный смысл масонства, его связь с
культурными традициями разных религий и эзотерических учений.
Интерес к масонству в моей работе прослеживается и в плане социальной
психологии, другими словами я постараюсь изучить то, как люди относятся к
масонству, какие цели, интересы влекут их вступить в масонскую организацию.
Вместе с тем я постараюсь осветить темную сторону масонского Ордена,
связанную со всеми скандальными происшествиями в истории человечества, то,
как повлияло масонство на исход революций. Опираясь на источники
вышеперечисленных авторов, я бы хотела рассмотреть масонство западное и
масонство отечественное, выявить общие черты, найти их различие.
Структура моей работы такова: работа состоит из трех глав. Первая глава
рассматривает духовные истоки масонства, которые заключаются в античном
наследии.
1. Античное наследие масонства 1.1. Источники вдохновения масонства.
В этой главе мы попытаемся воспроизвести реальную историю возникновения
масонства. Постольку поскольку заданы целью раскрыть миф о масонстве. Это —
сложная задача, т.к. изначально масонство окружено густым туманом легенд. Они
бывают двоякого рода: легенды о масонах и масонстве, возникшие в среде
"непосвященных" и легенды масонские, которые выполняют нравоучительную,
воспитательную роль в масонской организации. Обращение к истокам
возникновения масонства поможет нам уяснить, каковы были идейно-этические
корни этой организации, побудительные мотивы ее возникновения и дальнейшего
развития.
Следует отметить, что на самом деле достоверных сведений о возникновении
масонства крайне мало, да и то, что существует в поле зрения представляет
собой полную неразбериху. Поэтому многие исследователи масонства, в частности
А. Маки, попытались систематизировать все имеющиеся материалы, что приобрело
следующую форму. Происхождение масонства стало сводиться к следующим истокам:
1. Патриархальная религия.
2. Древние языческие мистерии.
3. Храм царя Соломона.
4. Крестоносцы.
5. Рыцари-тамплиеры.
6. Римские корпорации ремесленников.
7. Оперативное масонство.
8. Розенкрейцеры XVIII века.
9. Оливер Кромвель и успехи его политики.
10. Претенденты на реставрацию династии Стюартов на британском троне.
11. Сэр Кристофер Рен.
12. Др. Дезагюлье и его сподвижники в 1717 году.
Однако некоторые исследователи масонства ищут корни родословного древа в
языческих мистериях[1], другие связывают
их с деятельностью знаменитых личностей — реальных и мифических.
Постараемся собрать воедино наиболее важные исторические моменты значимые для
дальнейшего развития Ордена. Сравним масонскую версию и научное отношение к
ней.
Масонство или "Орден свободных каменщиков" представляет себя мощным и
плодотворным течением седой древности. Согласно масонским взглядам люди
делятся на две противоположные категории: посвященных и профанов. Посвященные
— это лица, принятые, допущенные в орден, знающие его тайны, т.е. франкмасоны
— " вольные каменщики". Профаны — это лица не принятые в орден,
"неотесанные", не масоны, не посвященные. Предполагая такое деление,
масонские авторы, а также сходные во взглядах с ним оккультисты ссылаются на
тайны древнеегипетских жрецов, которые якобы первыми разделили людей на
посвященных и профанов.
Масонство широко использует в своем учении древнегреческие мифы, имена
реальных и мистических персонажей. Как правило, в таких мифах собраны
личности, которые развили свои способности до сверхъестественных. Так,
например, миф об Алфее, превратившимся в подземную реку Аркадии, для того
чтобы следовать вслед за своей возлюбленной Аретузой. Этот миф особенно ценим
масонством, т.к. "подземная река" стала символом движения, скрытности и
целеустремленности. Далее встречается миф об Аргонавтах, в котором воплощен
символ предприимчивости, воли при достижении цели, которая была связана с
добычей "золотого руна". Также перечисляются родственные масонам мистерии
различного направления и содержания — орфических, элевзинских, диономийских,
Озириса-Изиды, Кибелы, секты гностиков, эссенов, манихейцев. Помимо
древнегреческих персонажей. Масонство включает в свой исторический багаж
библейских героев, начиная с Адама, "первого масона", который обладал
"божественным знанием", старца Ноя, царя Соломона и кончая мудрецами Востока,
от Вавилона и Персии до Индии и Китая. Вот пантеон учителей древности,
которые своей деятельностью создали благоприятное условие для возникновения
масонства: Рама, Кришна, Будда, Орфей, Пифагор, Платон, Конфуций, Моисей,
Иисус, Магомет. В своем историческом развитии масонство вобрало учение
древних обществ, сект. Куда посвящали "избранных", чтобы они овладевали там
представлениями о строении мира и его божественной иерархии. Причем,
приобщение к высшим истинам связывается с особым развитием личности, которое
доступно через овладение тайнами "посвящения", через мистерии и ритуалы.
Принцип эзотеризма, посвящения через таинства имеет общее с религиозным. Но
если к религиозной доктрине доступ открыт всем, то масонское учение остается
уделом немногих. Их скрывают от внешнего мира. Таким древним обществом в
масонстве представлено Пифагорейское общество. Ее основатель великий ученый
Пифагор задался целью постигнуть все таинства. Он совершил путешествие в
Египет, где был посвящен в тайны мистерий и принят в Орден жрецов. Вернувшись
на Родину г. Кротон. В VI в. до н.э. Пифагор основал подобный орден,
известный под названием Пифагорейское общество. Желающий вступить в орден
испытывался в отношении его образованности, способности к послушанию:
собирались также справки о его поведении и его привычках. Члены
Пифагорейского общества были подвергнуты особой дисциплине, делалось различие
между новичками и "старичками", т.к. последние были посвящены в высшие
научные тайны. Открытия, которые были сделаны Пифагорейским обществом в
области астрономии, геометрии, математики легли в фундамент человеческой
культуры. Общество использовало методы египетских жрецов, которые совмещали
серьезные занятия наукой с мистификацией. Пифагор привлекает современных
масонов, прежде всего тем, что он первый кто ввел суровые и трудные правила
приема в свое общество, которое приняло особо элитарный и замкнутый характер
(см. приложение ).
Известно, что тайные общества, а точнее религиозно-мистические союзы
посвященных, деятельность которых облекалась в форму мистерий, имелись в
древности не только у египтян и греков, но и у халдеев, персов, римлян,
евреев и других народов. По мнению Дэп. Фрезера, непременное возникновение
таких союзов в разных странах объяснялось как ритуальными соображениями, так
и стремлением верхушечного строя рабовладельческой знати к обособлению от
остального общества ради усиления духовного и политического господства над
ним. Господство это оправдывалось могущественной волей богов, толкователями
которой являлись члены общества. Зачастую реальные тайны политической власти
маскировались с помощью мистерий.
В глазах основной массы людей, те, кто владел тайной, непосредственно мог
обращаться с небесами, божествами. На них лежала печать избранности. И
зачастую владение тайной позволяло "посвященным" занимать особое положение в
обществе, оказывать большое влияние, получать доступ к богатству. Вместе с
тем нельзя отрицать, что в "постижении истины" присутствовал
исследовательский, творческий элемент. Так как в подобных обществах основной
контингент составляли интеллигенция, люди талантливые, большого ума. Однако
их деятельность не могла быть бескорыстной долгое время. Постижение истины не
всегда осуществлялось во имя самого знания и его распространения. Очень
быстро время диктовало свое: интеллект, ум, способности обращались к цели
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|