Курсовая: Международные стратегические альянсы и механизмы их организации
Ярославский филиал Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики
Кафедра экономики
Курсовая работа
на тему: Международные стратегические альянсы и механизмы их организации
Студента 3-го курса, группы МЭ-35
Захарикова Павла Алексеевича
Руководитель
г. Ярославль-2003
План:
1. Введение____________________________________________________3
2. Общие предпосылки к формированию международных стратегических
альянсов____________________________________________________4
3. Общее определение стратегического альянса_____________________7
4. Механизмы организации______________________________________23
5. Заключение_________________________________________________25
6. Список литературы__________________________________________26
Введение
Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по
крайней мере, на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились
разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей
сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками,
степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это
стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации,
конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные
группы и т.п.
Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации
управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких
организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место
между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в
чисто рыночной среде.
Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по
степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и
семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия.
Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют
предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит
расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями
становится все более сложным и весьма тонким, учитывая вдобавок ко всему и
возможность кооперации интегрированных структур.
В данной работе представляется важным попытаться оценить мировую практику
организации и функционирования международных стратегических альянсов,
рассмотреть особенности и механизмы их организации.
Общие предпосылки к формированию международных стратегических альянсов
Стратегия прямых инвестиций в сферу НИОКР зарубежных стран расширяет возможности
ТНК по мобилизации человеческого капитала – привлечению к работе
лучших специалистов из других государств и регионов. Она обеспечивает доступ к
новейшим научно-техническим разработкам всего мира, однако имеет один весьма
существенный недостаток. Это – необходимость последовательного увеличения или,
по меньшей мере, поддержания достигнутого уровня затрат на НИОКР, невзирая на
периодически изменяющуюся конъюнктуру рынка и экономические кризисы.
Бремя расходов на НИОКР становится все более тяжелой ношей даже для
крупнейших транснациональных корпораций. Тем более что подобные исследования
не всегда приводят к ожидаемым коммерческим результатам ввиду высокой степени
сопутствующих рисков и, нередко, из-за непредсказуемости конечных
результатов. Однако промышленные компании ясно сознают, что отказ от
проведения НИОКР был бы чреват в современных условиях, куда большими
потерями.
Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении затрат на
получение нового научного знания и освоение новых передовых технологий.
Учитывая фактор конкуренции, сделать это проще всего в пределах неформально
складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические
интересы.
В теоретическом плане этот подход стимулировал развитие концепции
национальных и международных стратегических альянсов, которые
понимаются как такая форма организации научно-технической кооперации между
промышленными компаниями разных стран, при которой все участвующие партнеры
отвечают следующим основным требованиям:
1) вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний в
рамках выбранной для сотрудничества области или осуществляют обмен уже
имеющимися у них технологиями;
2) разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются
правом контроля за его осуществлением;
3) сохраняют при этом свою полную самостоятельность и независимость, получая
от партнеров по стратегическим технологическим альянсам только то, в чем
испытывают актуальную потребность.
На доконкурентных стадиях совместного освоения новых продуктов или технологий
преобладают альянсы, нацеленные на проведение НИОКР. На более поздних
конкурентных стадиях возможны также производственные и маркетинговые альянсы.
К середине 90-х годов насчитывалось более 10000 международных стратегических
альянсов. Более четверти из них было связано с микроэлектроникой,
вычислительной техникой, автоматизацией промышленного производства и
технологиями телекоммуникаций. Альянсы активно используются также в области
биотехнологии и новых материалов. В страновом контексте преобладают
стратегические альянсы между партнерами из США и стран Западной Европы.
Согласно недавней оценке Дж.Харбирсона, консультанта фирмы “Буз, Аллен энд
Хэмилтон”, на долю альянсов в настоящее время приходится 18% всех доходов
крупнейших американских компаний. Только за последние три года во всем мире
сформировалось около 32 тысяч альянсов различного вида, три четверти из
которых были международными. О том, в какой степени этот процесс затрагивает
Россию, будет немного подробнее сказано далее.
Здесь же следует еще отметить, что развитие глобальных процессов в сфере НИОКР
неизбежно повлияет на состояние национальных систем нововведений
и может привести в ближайшем будущем к их значительной трансформации. Некоторые
авторы даже используют в этой связи термин “техноглобализм”, сопоставляя его с
“технонационализмом” (последний характеризует в рассматриваемом контексте
технологическую самодостаточность государства).
1
Общее определение стратегического альянса.
Стратегический альянс (Strategic Alliance) – соглашение о
кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных
коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих
стратегических ресурсов компаний.
В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся
функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и
опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию производства,
совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в
активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и
без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).
В стратегических альянсах существует ряд особенностей:
- это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше
обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний.
Существуют значительные различия между стратегическими союзами,
основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими
отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества
существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или
целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают
развития отношений в дальнейшем; - этот тип хозяйственного
объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных,
двусторонних или многосторонних соглашений; - в стратегический
альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например,
Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими
поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и
Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover
в мобильной связи); - в рамках стратегических союзов осуществляется
совместная координация стратегического планирования и управления
участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные
партнерские отношения с выгодой для каждого участника; -
стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной
кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах
деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом; -
альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом; -
компании могут быть участниками множества стратегических альянсов; -
стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более
ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в
отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и
распределении продукции и услуг; - альянсы создаются на
определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении
отпадает; - альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся
компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем
против друг друга; - это пока наименее ограничиваемые в
законодательном порядке способы проникновения на рынок.
В стратегических альянсах так же можно выделить четыре разновидности:
С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно
разделить на три вида:
Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества
в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех
стратегических союзов2.
Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД,
Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов
(в области производства новых материалов, информационных технологий и
биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995 году, т.е. почти
в 9 раз.
В настоящий момент многие организации, малые и крупные, используют альянсы с
конкурентами, клиентами, поставщиками и государственными структурами и
создают обширную транснациональную сеть, объединяющую множество организаций
по всему миру. Они, заключая международные соглашения по сотрудничеству, ищут
возможности для получения нового знания, необходимого для того, чтобы
завоевывать новые рынки, осваивать и внедрять новую продукцию. Процесс
создания знаний основывается на получении знаний индивидами и организациями.
Организационное знание стало необходимым элементом преуспевания на мировом
рынке в 90-ые годы.
В мире, характеризующемся процессами глобализации постоянно и быстро
изменяющихся технологий, продукции и процессов, устойчивое преимущество
организации может заключаться в ее способности эффективно обучаться,
аккумулировать и распространять знания в организации. Организационные знания
могут быть определены и как набор принципов, фактов, опыта и навыков, правил,
которые дают знания при принятии решений, поведении и действиях организации.
Организация должна стремиться быстрее конкурентов получать больше знаний о
характере своей внешней и внутренней среды, их взаимосвязи. Вне своей границы
организация должна совершенствовать знания потребителей, поставщиков,
конкурентов, технологии, экономической обстановки и т.д. В рамках своих
границ организация должна стремиться к лучшему пониманию источников своих
компетенций. Организационные знания базируются на знаниях людей. Знания
индивидов подразделяются на “открытое”, явно выраженное (explicit), и
“скрытое”, неосязаемое (tacit). “Открытый” компонент знания, например,
Страницы: 1, 2, 3
|