на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Международные стратегические альянсы и механизмы их организации

Курсовая: Международные стратегические альянсы и механизмы их организации

Ярославский филиал Московского государственного университета

экономики, статистики и информатики

Кафедра экономики

Курсовая работа

на тему: Международные стратегические альянсы и механизмы их организации

Студента 3-го курса, группы МЭ-35

Захарикова Павла Алексеевича

Руководитель

г. Ярославль-2003

План:

1. Введение____________________________________________________3

2. Общие предпосылки к формированию международных стратегических

альянсов____________________________________________________4

3. Общее определение стратегического альянса_____________________7

4. Механизмы организации______________________________________23

5. Заключение_________________________________________________25

6. Список литературы__________________________________________26

Введение

Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по

крайней мере, на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились

разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей

сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками,

степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это

стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации,

конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные

группы и т.п.

Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации

управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких

организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место

между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в

чисто рыночной среде.

Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по

степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и

семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия.

Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют

предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит

расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями

становится все более сложным и весьма тонким, учитывая вдобавок ко всему и

возможность кооперации интегрированных структур.

В данной работе представляется важным попытаться оценить мировую практику

организации и функционирования международных стратегических альянсов,

рассмотреть особенности и механизмы их организации.

Общие предпосылки к формированию международных стратегических альянсов

Стратегия прямых инвестиций в сферу НИОКР зарубежных стран расширяет возможности

ТНК по мобилизации человеческого капитала – привлечению к работе

лучших специалистов из других государств и регионов. Она обеспечивает доступ к

новейшим научно-техническим разработкам всего мира, однако имеет один весьма

существенный недостаток. Это – необходимость последовательного увеличения или,

по меньшей мере, поддержания достигнутого уровня затрат на НИОКР, невзирая на

периодически изменяющуюся конъюнктуру рынка и экономические кризисы.

Бремя расходов на НИОКР становится все более тяжелой ношей даже для

крупнейших транснациональных корпораций. Тем более что подобные исследования

не всегда приводят к ожидаемым коммерческим результатам ввиду высокой степени

сопутствующих рисков и, нередко, из-за непредсказуемости конечных

результатов. Однако промышленные компании ясно сознают, что отказ от

проведения НИОКР был бы чреват в современных условиях, куда большими

потерями.

Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении затрат на

получение нового научного знания и освоение новых передовых технологий.

Учитывая фактор конкуренции, сделать это проще всего в пределах неформально

складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические

интересы.

В теоретическом плане этот подход стимулировал развитие концепции

национальных и международных стратегических альянсов, которые

понимаются как такая форма организации научно-технической кооперации между

промышленными компаниями разных стран, при которой все участвующие партнеры

отвечают следующим основным требованиям:

1) вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний в

рамках выбранной для сотрудничества области или осуществляют обмен уже

имеющимися у них технологиями;

2) разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются

правом контроля за его осуществлением;

3) сохраняют при этом свою полную самостоятельность и независимость, получая

от партнеров по стратегическим технологическим альянсам только то, в чем

испытывают актуальную потребность.

На доконкурентных стадиях совместного освоения новых продуктов или технологий

преобладают альянсы, нацеленные на проведение НИОКР. На более поздних

конкурентных стадиях возможны также производственные и маркетинговые альянсы.

К середине 90-х годов насчитывалось более 10000 международных стратегических

альянсов. Более четверти из них было связано с микроэлектроникой,

вычислительной техникой, автоматизацией промышленного производства и

технологиями телекоммуникаций. Альянсы активно используются также в области

биотехнологии и новых материалов. В страновом контексте преобладают

стратегические альянсы между партнерами из США и стран Западной Европы.

Согласно недавней оценке Дж.Харбирсона, консультанта фирмы “Буз, Аллен энд

Хэмилтон”, на долю альянсов в настоящее время приходится 18% всех доходов

крупнейших американских компаний. Только за последние три года во всем мире

сформировалось около 32 тысяч альянсов различного вида, три четверти из

которых были международными. О том, в какой степени этот процесс затрагивает

Россию, будет немного подробнее сказано далее.

Здесь же следует еще отметить, что развитие глобальных процессов в сфере НИОКР

неизбежно повлияет на состояние национальных систем нововведений

и может привести в ближайшем будущем к их значительной трансформации. Некоторые

авторы даже используют в этой связи термин “техноглобализм”, сопоставляя его с

“технонационализмом” (последний характеризует в рассматриваемом контексте

технологическую самодостаточность государства).

1

Общее определение стратегического альянса.

Стратегический альянс (Strategic Alliance) – соглашение о

кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных

коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих

стратегических ресурсов компаний.

В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся

функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и

опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию производства,

совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в

активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и

без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).

В стратегических альянсах существует ряд особенностей:

  • это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше

    обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний.

    Существуют значительные различия между стратегическими союзами,

    основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими

    отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества

    существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или

    целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают

    развития отношений в дальнейшем;

  • этот тип хозяйственного

    объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных,

    двусторонних или многосторонних соглашений;

  • в стратегический

    альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например,

    Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими

    поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и

    Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover

    в мобильной связи);

  • в рамках стратегических союзов осуществляется

    совместная координация стратегического планирования и управления

    участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные

    партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

  • стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной

    кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах

    деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

  • альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;

  • компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;

  • стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более

    ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в

    отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и

    распределении продукции и услуг;

  • альянсы создаются на

    определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении

    отпадает;

  • альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся

    компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем

    против друг друга;

  • это пока наименее ограничиваемые в

    законодательном порядке способы проникновения на рынок.

В стратегических альянсах так же можно выделить четыре разновидности:

  • альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;
  • стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);

  • консорциумы для реализации инвестиционных проектов;

  • альянсы со

    слабой кооперацией.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно

разделить на три вида:

  • альянсы по реализации проектов НИОКР;
  • альянсы по организации

    совместного производства;

  • альянсы по совместному освоению новых

    рынков.

Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества

в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех

стратегических союзов2.

Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД,

Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов

(в области производства новых материалов, информационных технологий и

биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995 году, т.е. почти

в 9 раз.

В настоящий момент многие организации, малые и крупные, используют альянсы с

конкурентами, клиентами, поставщиками и государственными структурами и

создают обширную транснациональную сеть, объединяющую множество организаций

по всему миру. Они, заключая международные соглашения по сотрудничеству, ищут

возможности для получения нового знания, необходимого для того, чтобы

завоевывать новые рынки, осваивать и внедрять новую продукцию. Процесс

создания знаний основывается на получении знаний индивидами и организациями.

Организационное знание стало необходимым элементом преуспевания на мировом

рынке в 90-ые годы.

В мире, характеризующемся процессами глобализации постоянно и быстро

изменяющихся технологий, продукции и процессов, устойчивое преимущество

организации может заключаться в ее способности эффективно обучаться,

аккумулировать и распространять знания в организации. Организационные знания

могут быть определены и как набор принципов, фактов, опыта и навыков, правил,

которые дают знания при принятии решений, поведении и действиях организации.

Организация должна стремиться быстрее конкурентов получать больше знаний о

характере своей внешней и внутренней среды, их взаимосвязи. Вне своей границы

организация должна совершенствовать знания потребителей, поставщиков,

конкурентов, технологии, экономической обстановки и т.д. В рамках своих

границ организация должна стремиться к лучшему пониманию источников своих

компетенций. Организационные знания базируются на знаниях людей. Знания

индивидов подразделяются на “открытое”, явно выраженное (explicit), и

“скрытое”, неосязаемое (tacit). “Открытый” компонент знания, например,

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.