на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Агитация в правовом аспекте

Агитация в правовом аспекте

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие предвыборной агитации
    • 1.1 Понятия предвыборной агитации, выработанные юридической наукой
    • 1.2 Нормативное понятие предвыборной агитации
  • 1.3 Формы предвыборной агитации
  • 2. Условия предвыборной агитации
    • 2.1 Условия, распространяющиеся на все методы предвыборной агитации
    • 2.2 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
    • 2.3 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио
    • 2.4 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях
    • 2.5 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий
    • 2.6 Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
  • 2.7 Ограничения при проведении предвыборной агитации
  • Заключение
  • Содержание
  • Список использованных источников
Введение

Курсовая работа посвящена понятию и нормативному регулированию предвыборной агитации.
Актуальность темы не может вызвать сомнений, так как агитация очень широко применяется в условиях становления постиндустриального информационного общества.

Конечной целью любого избирательного процесса является выявление волеизъявления избирателей с целью формирования представительных органов публичной власти. Выборы - неотъемлемый инструмент народовластия в демократическом правовом государстве. Агитация является важнейшей составляющей избирательного процесса, так как именно она наиболее существенно влияет на волеизъявление избирателей, а соответственно и на результаты выборов. Волеизъявление избирателей должно являться основой формирования власти, когда отражает реальные потребности и пожелания народа по поводу направленности функционирования будущей власти. Поэтому недопустимо такое влияние на волеизъявление избирателей, которое делает это волеизъявление независимым от политической позиции избирателя. Также недопустима агитация, нарушающая принцип равного избирательного права, закрепленный в Конституции, как пассивного, так и активного. Необходимо препятствовать агитации, содержащей в себе состав уголовного, административного, гражданского или иного правонарушения.

Задачей курсовой работы является анализ законодательного регулирования агитации. В курсовой работе анализируются нормы, ограничивающие право на проведение агитации в той мере, в какой это способствует тому, чтобы агитация только надлежащим образом влияла на волеизъявления избирателей, а также не была сопряжена с правонарушениями и нарушением равенства кандидатов и избирательных объединений.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.

1. Понятие предвыборной агитации

1.1 Понятия предвыборной агитации, выработанные юридической наукой

Понятие "предвыборная агитация" является одним из основополагающих для избирательного процесса, поскольку от содержания этого понятия во многом зависит дальнейшее установление рамок законных агитационных действий избирателей, иных участников избирательного процесса.

В теории предвыборная агитация рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле ее следует считать составной частью политической агитации, под которой понимается деятельность, проводимая политиками, политическими группами и партиями, их сторонниками, по распространению политических идей, взглядов в целях создания и закрепления у всего населения определенной системы ценностей и побуждения его к конкретному поведению в общественной жизни. Предвыборная агитация обладает всеми признаками политической агитации, но объект ее воздействия - не все население, а лишь те, кто обладает активным избирательным правом. Данная позиция расходится с нормативным определением предвыборной агитации, однако я считаю, что она имеет право на существование, т.к. агитация должна рассматриваться не только с юридической, но и с социально-политической точки зрения, а также с позиции политических технологий. Политическая практика поставила вопрос о необходимости законодательного решения проблемы "заблаговременного" начала предвыборной агитации определенными политическими силами, группами, сторонниками конкретных политических лидеров. Подобная деятельность имеет все признаки предвыборной агитации: цель, содержание, субъекты, виды, формы и методы. Ее осуществление задолго до назначения выборов реально воздействует на формирование волеизъявления избирателей по отношению к конкретным потенциальным кандидатам, в то время как иные кандидаты не ведут подобной деятельности, что ставит первых и вторых в неравные правовые условия. Нарушается один из основных принципов избирательного процесса - равенство условий и возможностей всех кандидатов. В узком смысле предвыборная агитация представляет одновременно и институт избирательного права, и стадию избирательного процесса. Институт предвыборной агитации представляет собой совокупность материальных и процессуальных норм избирательного права, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами избирательного процесса в ходе совершения ими избирательных действий с целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Как стадию избирательного процесса предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный законом период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Эта деятельность включает строго определенный набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1.2 Нормативное понятие предвыборной агитации

В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях…", агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Поскольку агитация определяется как деятельность, то в качестве таковой следует, как правило, рассматривать определенные действия (производство и (или) распространение информации, носящей агитационный характер, личные выступления субъектов избирательного процесса, других лиц и т.п.). Данные действия направлены на достижение определенного результата (голосование за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)) и могут способствовать, а при достижении соответствующей цели - способствуют выработке у избирателя определенного мнения о кандидате, избирательном объединении, в том числе политической партии, избирательном блоке. Таким образом, основополагающим для выявления в деятельности признаков предвыборной агитации является либо "формальный" момент - из характера самой деятельности следует ее направленность на достижение определенного результата выборов, либо "материальный" - деятельность побудила избирателя поддержать или не поддержать того или иного кандидата (список кандидатов).

Квалифицировать деятельность в качестве агитационной легко в случае, если в ее процессе распространяются призывы голосовать за или против кандидата (список кандидатов), против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и т.п., либо в случае наличия факта оплаты изготовления агитационного материала из избирательного фонда либо размещения материала в рамках специально предоставленного бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади.

Однако предвыборная агитация может и не иметь таких формальных признаков (в части отсутствия оплаты из избирательного фонда изготовления агитационного материала это означает нарушение правил изготовления и распространения агитационных материалов). В этом случае следует прибегать к выявлению в деятельности субъекта избирательного процесса признаков, указывающих на цель изготовления (распространения) агитационного материала, или к рассмотрению конкретных результатов его распространения. При этом важная роль в оценке материала отводится избирательной комиссии, которая коллегиально рассматривает тот или иной факт и вправе признать либо не признать материал агитационным. В случае судебного спора такая же роль отводится суду. В целях объективизации оценок п. 2 ст. 48 Федерального закона для предвыборной агитации установлен ряд критериев отнесения той или иной деятельности к агитационной.

1.3 Формы предвыборной агитации

В п. 2 ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…" приводится перечень действий, которые признаются предвыборной агитацией. Рассмотрим каждое из этих действий.

А) Призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них). Для того чтобы воздействовать в период избирательной кампании на сознание избирателя с целью побудить его голосовать за того или иного кандидата, не требуется формальный акт выдвижения или регистрации кандидата. В связи с этим, если в период избирательной кампании совершаются действия, создающие определенное общественное мнение в отношении какого-либо гражданина как потенциального кандидата, если он позиционируется в качестве возможного кандидата на назначенных выборах, такие действия также следует признавать предвыборной агитацией. Следует иметь в виду, что закон не предусматривает в избирательном бюллетене графы "против кандидата". В связи с этим на практике агитация против какого-либо кандидата возможна, но, поскольку закон исходит из принципа альтернативности выборов, такая агитация одновременно может рассматриваться и как агитация за иных кандидатов, что следует учитывать, рассматривая вопрос финансирования "агитации против", который до настоящего времени является одним из самых спорных.

Б) Выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 закона). Из данной формулировки следует, что в аналитических информационных программах (т.е. не являющихся агитационными) при анализе и сопоставлении предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков целесообразно воздерживаться от сравнивания этих предвыборных программ.

В) Описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов. При этом возможно описание как положительных, так и отрицательных последствий избрания или неизбрания кандидата, то есть в данной форме может проводиться агитация как за, так и против кандидата. Следует отметить, что последствия могут быть одновременно желательными для одной категории избирателей и нежелательными для другой. В этом случае, чтобы определить, проводится агитация в пользу или против кандидата, нужно знать, на какую категорию избирателей рассчитывает кандидат.

Г) Распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Думаю, что при освещении профессиональной или служебной деятельности кандидата следует также воздерживаться от субъективных оценок его деятельности, так как по смыслу закона освещение деятельности кандидата не является агитацией только в том случае, когда оно носит чисто информативный характер.

Д) Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Из закона следует, что не признается предвыборной агитацией распространение информации о кандидате, связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. При рассмотрении комментируемой нормы во взаимосвязи с положениями ст. 40 данного Федерального закона есть основания полагать, что информационным (не носящим агитационный характер) может признаваться только сообщение о текущей деятельности кандидата. Объем трудовых обязанностей, составляющих содержание профессиональной деятельности, определяется трудовым договором. Объем служебных (должностных) обязанностей гражданина, замещающего государственную или муниципальную должность, закрепляется в Конституции РФ (например, для Президента РФ - ст. 80, 82 - 90), федеральных законах (например, для депутата Государственной Думы - ст. 7 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), конституциях, уставах, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований, регламентах государственных и муниципальных органов, должностных инструкциях.

Е) Деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Такую агитацию называют "скрытой" агитацией. Она не содержит прямых призывов к голосованию за или против кандидата, списка кандидатов и явно выраженного мнения о кандидате, но способ подачи информации, характер ее изложения, само содержание информации направлены на создание у избирателя положительного или отрицательного мнения о том или ином участнике избирательного процесса, соответствующего "образа" этого участника в глазах избирателей. На практике такая форма агитации наиболее трудно отграничивается от информирования избирателей.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.