Деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан
17 Содержание 1. Организация и управление деятельностью Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан 2. Кадровый резерв и организационная структура Министерства с/х и продовольствия РТ 3. Финансирование деятельности и реализации программ Министерства с/х и продовольствия РТ 1. Организация и управление деятельностью Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Министерство - это орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерство - это центральный орган управления отраслью хозяйства страны (отраслевые министерства) или сферой деятельности (функциональные министерства). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры - к функциональным. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и пр.) Одним из министерств в РТ является Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке республиканской политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания (агропромышленный комплекс и рыболовство). Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан реализует государственную политику и осуществляет управление агропромышленным комплексом и продовольственным обеспечением. Основными задачами министерства являются: - обеспечение эффективной работы системы агропромышленного комплекса; - обеспечение качества, конкурентоспособности и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; - обеспечение эффективного управления государственной собственностью в агропромышленном комплексе. Министерство осуществляет следующие основные функции: - управление сельским хозяйством; - нормативно-правовое регулирование в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за исполнением нормативных правовых актов; - управление отнесенными к собственности Республики Татарстан государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями; - управление ветеринарией; - надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. К числу предприятий - объектов деятельности Министерства относятся ОАО "Казанский мясокомбинат", ОАО ХК "АК Барс", ООО "Полимекс", Ассоциация фермеров и крестьянских подворий Татарстана, ГУП "РАЦИН", ГУ ветеринарии КМ РТ, Татплодовощпром, ОАО "Татагрохим", ОАО "Татагролизинг", ОАО "ВАМИН-Татарстан", Татпотребсоюз, ГНУ "Татарский НИИ СХ РАСХН", Управление Федеральной службы по ветеренарному и фитосанитарному надзору по РТ, ФГУ "Российский с\х центр (РСЦ) по РТ ", Татарстанский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк", ЗАО ХК "Золотой Колос", ЗАО " Агросила групп", ООО УК "КВ-Агро". Деятельность самого министерства строится на плановом принципе, когда весь порядок действий регламентирован и заранее спланирован. Например, 30 октября 2008 г. был утвержден план действий Министерства на 2009 год. В данном плане указывается месяц проведения мероприятия, содержание самого мероприятия (это может быть проведение семинаров, разработка различных положений и отчетов, прогнозов, проведение проверок, встреча со студентами вузов и т.д.), а также ответственное за данное мероприятие лицо. Преимущество применения плановой системы заключается в точном понимании того, что нужно делать и кто это должен делать. Помимо годовых общих планов, разрабатываются также месячные и недельные планы действия министерства (см.приложение 1). Это касается планирования деятельности самого министерства и его кадров внутри министерства. Помимо планов, в министерстве разрабатываются комплексные программы по развитию сельского хозяйства в целом или отдельных его секторов. Среди таких программ можно выделить - республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы"; - комплексная целевая программа развития мясного скотоводства высококачественной говядины в РТ на 2009-2012годы; - комплексная программа развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Республике Татарстан на 2009-2012 годы; - программа "Энергоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы"; - программа «Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан» на 2006-2010 годы; - программа «Развитие свиноводства в Республике Татарстан» на 2006-2010 годы; - программа развития животноводства в Республике Татарстан на 2006-2008 годы; - республиканская целевая программа «Молоко Татарстана». Важность разработки планов и программ подчеркнул министр сельского хозяйства и продовольствия М.Ахметов на встрече с руководителями хозяйств и агрономами 12.03.2009. Марат Ахметов рекомендовал руководителям хозяйств разработать рабочие планы проведения полевых работ и неукоснительно их выполнять. «Работать без грамотного планирования - это путь в тупик. Каждое хозяйство должно иметь качественно подготовленный план проведения работ - без этого доступа к бюджетным деньгам не будет». Поскольку министерство - это унитарная организация, то в ее рамках широко применяются организационно-распорядительные методы управления. Организационно-распорядительные методы - это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д. Они позволяют: - регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций); - обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе); - поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы). Однако в последнее время в связи с развитием социальных отношений используются социально-психологические методы, т.е. это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся: возраст; пол; этническая принадлежность; уровень образования и квалификация; размер рабочей группы; психологический климат. На основании вышеприведенного можно сказать какой же тип организации представляет из себя министерство. С точки зрения методов работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации министерство относится к механистическому типу. Механистические организации - это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. По типу взаимодействия с человеком министерство представляет из себя корпоративную организацию. Корпоративная организация - это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства. Что касается организационной культуры министерства, то можно сказать, что организационная культура унитарной организации относится скорее к рационально-прагматическая концепции организационной культуры В рамках этого подхода постулируется обусловленность будущего развития прошлым опытом организации. Это вытекает из положения, что поведение членов организации определяется ценностями и базовыми представлениями, вырабатываемыми в результате исторического развития организации. Кроме того, большая роль в формировании и изменении организационной культуры отводится руководству организации. Именно поэтому эта концепция называется рациональной - формирование организационной культуры рассматривается как сознательный и контролируемый процесс. Можно сказать, что организационная культура - это система ценностей и норм поведения, разделяемых всеми членами организации, имеющая целью ее эффективное функционирование 2. Кадровый резерв и организационная структура Министерства с/х и продовольствия РТ Если рассматривать организационную структуру Министерства, то можно сказать, что она относится к классу линейн-функциональных типов организационных структур. Организационная структура представлена нами в приложении 2. Линейно-функциональная структура является трансформацией функциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной структуры. В ней основная доля полномочий возлагается на линейного руководителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных (естественно, в рамках отведенных ему полномочий). В то же время имеются и функциональные руководители, которые консультируют его и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты; их руководство исполнителями хотя и входит в их полномочия, все же носит исключительно формальный характер. Преимущества линейно-функциональной структуры: - линейный руководитель выполняет функции координатора, что исключает противоречия в решениях и распоряжениях; - в основе этой системы лежит один канал коммуникации - канал между руководителем и подчиненным, а следовательно, исполнитель не должен согласовывать распоряжения, которые исходят от разных органов управления и могут вступать в противоречие друг с другом - линейный руководитель является единственным руководителем для каждого из работников. Как следствие - более сильная мотивация и отсутствие возможности избежать выполнения своих обязанностей; - уровень компетентности решений сохраняется на том же уровне, что и при функциональной структуре; - персональная ответственность руководителя за результаты принимаемых им решений. Благодаря своим преимуществам линейно-функциональная структура управления получила широкое распространение, являлась практически единственным вариантом организации предприятий в нашей стране и вполне соответствовала командно-административным принципам и методам управления Недостатки линейно-функциональной структуры: - излишнее усложнение вертикальных отношений в организации; - на горизонтальном уровне, напротив, отношения развиты слишком слабо, поскольку решения в конечном счете принимает линейный руководитель. В этом отношении функциональная структура более совершенна, поскольку она обеспечивает «связность» действий подразделений, объединенных процессом производства (по крайней мере, в каждой из областей, за которые отвечают функциональные службы); - каждое звено в рамках линейно-функциональной структуры стремится к решению стоящих перед ним задач, а не к достижению целей, стоящих перед организацией в целом. В состав руководства Министерства входят: - Ахметов Марат Готович - заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан; - Нуртдинов Минсагир Гайсович - Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан; - Салахов Айдар Фаслахович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по административной работе; - Габдрахманов Ильдус Харисович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по земледелию; - Хазипов Назип Накипович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по животноводству; - Тагирзянов Тальгат Галимзянович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по инженерно-технической политике; - Якушкин Николай Михайлович - Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по экономике и аграрным преобразованиям. Рассмотрим функции основных отделов и секторов Министерства. Отдел финансирования (нач. Гельман Александр Хаимович) - участие в разработке законодательных актов и реализации республиканских, межрегиональных и межведомственных программ по вопросам финансирования, кредитования и налоговых вопросов;
Страницы: 1, 2, 3
|