Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
27 САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЁННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ кафедра УП и К Предмет: уголовный процесс КУРСОВАЯ РАБОТА ОСОБЕННОСТЬ ДОЗНАНИЯ ПО ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 4 2. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия 11 2.1. Дознание в Российской милиции 13 2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте 15 2.3. Дознание в органах государственной безопасности 17 2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях 18 2.5. Дознание в органах государственного пожарного надзора 18 2.6. Дознание в органах пограничной охраны 22 2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнем плавании 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 ВВЕДЕНИЕ Слово «дознание» происходит от широко в прошлом распространенных русских слов «дознать», «дознаться», т. е. точно разузнать, удостовериться в чем-нибудь. В качестве юридического понятия это слово обозначает особую форму расследования уголовных дел, осуществляемого управомоченными на это государственными органами. Дознание,-это деятель-ность некоторых административных органов государства, вы-текающая из задачи предупреждения, пресечения и обеспече-ния раскрытия преступлений, выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно их назна-чением, а для других-особыми условиями, в которых они на-ходятся, н заключающаяся в проверке по полученным сообще-ниям и заявлениям наличия событий преступлений н в выявле-нии обстоятельств, препятствующих возникновению уголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения по уголовному делу предварительного следствия пу-тем производства неотложных следственных действий Донцов А. М. Проблема соотношения дознания и предварительного следствия в советском уголовном процессе: Автореф. кавд. дис. Л., 1971. . Ведь дознание-это одна из форм предварительного расследования. А процесс рас-следования, в соответствии с законом, начинается только с мо-мента возбуждения уголовного дела, которому предшествует, да и то не всегда, истребование необходимых материалов и по-лучение объяснений в порядке ст. 109 УПК РСФСР. Указанные черты дознания, разумеется, могут включаться в его определение, но только при условии, что они не будут превалировать над признаками, характеризующими собствен-но деятельность по дознанию. Это тем более необходимо, что уголовно-процессуальный закон при всей своей лаконичности характеризует процесс дознания довольно подробно. «Деятель-ность органов дознания,-говорится в ст. 118 УПК РСФСР,- различается в зависимости от того, действуют ли они по де-лам, по которым производство предварительного следствия обя-зательно, или же по делам, по которым производство предва-рительного следствия не обязательно». 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В целях укреп-ления законности в деятельности соответствующих дол-жностных лиц дознание признано одним из видов пред-варительного расследования, четко определены условия, формы и порядок его производства, и тем самым исклю-чена возможность совершения органами дознания про-извольных действий, не предусмотренных в законе и могущих ущемлять права граждан. Поэтому как пред-варительное следствие, так и дознание нами всегда рас-сматривались в качестве процессуальной деятельности, проводились в строгом соответствии с законом и их ма-териалы имели одинаковое доказательственное значе-ние. В этом была и есть принципиальная общность между этими двумя видами предварительного расследо-вания в советском уголовном процессе Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.. Советский уголовный процесс различает две формы дознания. Первая из них проводится по делам, хотя и требующим производства предварительного следствия, но ввиду неотложности начатым органами дознания. В этом смысле дознание представляет собой процес-суальную деятельность по производству только неотложных, первоначальных, не терпящих отлагательства след-ственных действий по установлению и закреплению сле-дов преступления. Оно проводится до вступления в дело следователя, предшествует предварительному следствию и вместе с ним образует единую стадию предваритель-ного расследования по конкретному делу. По мере по-степенного расширения круга дел, по которым обяза-тельно предварительное следствие, систематически рас-ширялась и сфера применения данной формы дознания в уголовном процессе. Сейчас она возможна по любому уголовному делу, если конкретные жизненные обстоя-тельства требуют немедленно возбудить это дело и пред-принять по нему не терпящие отлагательства следствен-ные действия до того, как им займется сам следователь. При этом не имеет принципиального значения, кому такое дело подследственно-следователям прокурату-ры, Министерства охраны общественного порядка или Комитета государственной безопасности. Не меняют по-ложения также признаки территориальной подследственности: рассматриваемая форма дознания может проводиться и по делу, которое впоследствии подлежит направлению следователю другого района (города). Существование данной формы дознания обусловлено необходимостью наилучшего использования возможно-стей некоторых государственных органов и должност-ных лиц, связанных с охраной или обеспечением совет-ского правопорядка, в целях достижения максимально быстрого, оперативного пресечения совершаемого пре-ступления и немедленного закрепления его следов, что вполне соответствует интересам дальнейшего усиления борьбы с преступностью, хотя в прошлом теорией и практикой допускались в этом отношении некоторые перегибы, повлекшие за собой ненужное дублирование в работе органов дознания и предварительного след-ствия. Вторая форма дознания имеет место по делам, но которым производство предварительного следствия не считается обязательным. Перечень этих дел законодате-лем неоднократно менялся, имея общую тенденцию к последовательному сокращению. Данная форма дозна-ния фактически всегда проводилась органами милиции и применялась самостоятельно: наряду с предваритель-ным следствием. Она представляет собой процессуальную деятельность по расследованию возбужденного уго-ловного дела в полном объеме, производится с соблюде-нием всех процессуальных гарантии установления объективной истины и по существу приближается к предварительному следствию. По этой причине целе-сообразность сохранения такой формы дознания в на-шей юридическом литературе порою подвергалась со-мнению. Однако, имеются срав-нительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытие которых не требует сложной следственной деятельности. С точки зрения рационального и эконом-ного расходования государственных средств представ-ляется неоправданным расследование таких дел спе-циальными следователями, ибо это ведет к перегрузке следственного аппарата и предполагает увеличение его численного состава. Эти дела могут успешно расследо-ваться некоторыми должностными лицами милиции без ущерба их основной деятельности. Поэтому законодатель с полным основанием сохранил дознание во второй его форме для небольшого круга дел. Если еще в первые два с половиной года действия УПК РСФСР 1960 года такое дознание проводилось по делам о преступлениях, предусмотренных 56 статьями уголовного кодекса, то в настоящее время оно применяется только по 17 составам преступлений, в том числе по мелким хищениям без отягчающих обстоятельств, по присвоению чужого иму-щества, по незаконному изготовлению, сбыту и хранению спиртных напитков, по занятию запрещенным промыс-лом при отсутствии квалифицирующих признаков, по незаконному занятию рыбным и другими водными добы-вающими промыслами, по незаконной охоте, по умыш-ленной потраве посевов, незаконной порубке леса, нару-шению паспортных правил, самоуправству, некоторым формам хулиганства и другим. Причем в Указе Прези-диума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1963 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» подчеркивается, что по этим делам вместо дознания может проводиться предварительное следствие, если это признает необходимым суд или про-курор. Таким образом, в уголовном процессе в настоящее время успешно сочетаются как первая, так и вторая формы дознания. Они обе предпринимаются после воз-буждения уголовного дела, являются полнокровной про-цессуальной деятельностью, и фактические данные, до-бытые в ходе их осуществления, признаются судебными доказательствами. С этой точки зрения нет принци-пиального, коренного различия между дознанием и предварительным следствием. Но в то же время нельзя отождествлять эти виды предварительного расследова-ния. Объединенные общностью задач, регламентируе-мые единым процессуальным законодательством и урав-ненные по юридической значимости добываемых ими доказательств, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков. Такое разграничение идет по нескольким направлениям. По органам. Предварительное следствие ведется следователями, т. е. должностными лицами специаль-ного назначения, имеющими своей основной задачей расследование наиболее серьезных и сложных преступ-лений, вскрытие конкретных условий и причин, способ-ствующих их совершению, и развертывание на основе обобщения следственной практики системы профилакти-ческих мероприятий по предупреждению и искоренению общественно опасных деяний. Все они вне зависимости от их ведомственной принадлежности занимаются толь-ко расследованием (а частично также возбуждением) уголовных дел. Следователи ни прокуратуры, ни Коми-тета государственной безопасности, ни Министерства охраны общественного порядка каких-либо других функ-ций не имеют. Для производства же дознания каких-либо особых органов не существует. Оно проводится органа-ми милиции, военным командованием, оперативными работниками Комитета государственной безопасности, начальниками исправительно-трудовых учреждений, ор-ганами государственного пожарного надзора, органами пограничной охраны, а также капитанами морских су-дов, находящихся в дальнем плавании, и начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зи-мовкой. Все они-администра-тивные учреждения и лица, для которых ведение дозна-ния является только одной из стоящих перед ними задач. Эти учреждения и лица имеют ряд других функ-ций, предназначены главным образом для управления или обеспечения порядка в тех или иных сферах соци-альной жизни. В то же время они, выполняя свои основ-ные обязанности, должны блюсти дисциплину и поря-док, предупреждать, препятствовать и просекать их нарушение и оказывать содействие борьбе с обществен-но опасными деяниями. Поэтому закон возлагает на них и ведение дознания, однако, всегда лишь в той мере, в какой это вытекает из основного направления деятель-ности перечисленных органов и лиц и не мешает нор-мальному ее осуществлению. Даже применительно к органам милиции, на долю которых падает фактически основная часть работы по дознанию, закон не предусматривает разграничение их подразделений, служб и должностных лиц на админи-стративные и занимающиеся расследованием преступле-ний. Такое разделение мешало бы наиболее рациональ-ному использованию сил и средств этих органов и пре-пятствовало бы успешному выполнению возложенных на них задач по производству процессуальных действий в случаях неотложной необходимости, нанося тем самым вред делу борьбы с преступностью. По методам работы. Органы следствия в ходе вы-полнения возложенных на них задач пользуются только процессуальными средствами. Хотя при определенных условиях они могут предпринять розыскные и провероч-ные действия, но это не всегда характерно для них. Деятельность следователя сводится преимущественно к аналитической, тщательной и вдумчивой следственной работе, к полному и всестороннему исследованию фак-тов путем проверки, анализа и оценки доказательств. Для него далеко не достаточны ловкость, находчивость, умение разведывать и разыскивать. От следователя, помимо того, требуется высокая юридическая квалифи-кация, точное соблюдение всех процессуальных форм, письменное закрепление обнаруженных им фактических м данных и т. д. Между тем органы дознания всегда сочетают процессуальные и оперативно-розыскные меры. Закон прямо возлагает на них «принятие оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших». Таким образом, органы дознания в ходе своей деятельности предпринимают, с одной стороны, следственные действия, с другой-оперативно-розыскные мероприятия. Причем названные средства раскрытия преступления принципиально отличаются друг от друга по непосредственным целям, по форме, содержанию ко многим другим признакам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|