Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
2 ЧФ ЮИ МВД РФ ОЗО Кафедра гуманитарных дисциплин Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» на тему (вариант 7): Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач САРАТОВ 2000 ПЛАН |
| | стр. | | | Введение | 3 | | 1. | Теоретические аспекты психологической подготовки к юридической деятельности 1.1. Память человека 1.2. Мышление и интуиция в решении задач 1.3. Речь в юридической работе 1.4. Профессиональная наблюдательность 1.5. Воля и ее воспитание 1.6. Эмоциональная саморегуляция | 4 4 8 12 12 15 17 | | 2. | Психологические особенности выполнения служебных задач сотрудниками ОВД | 21 | | | Заключение | 33 | | | Список использованной литературы | 34 | | |
Введение Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностя-ми своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. По-нимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого при-держиваются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психо-логическую науку. На современном этапе общественного развития психология все настой-чивее занимает ключевую позицию в системе наук. В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при ре-шении конкретных юридических задач. В деятельности юриста главное - работа с людьми. В нее входит ряд вза-имосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них определенного влия-ния, обучения, воспитания и т.д. Приобретение психологических знаний становится просто необходимостью для работников любого юридического труда, в том числе сотрудников органов внутренних дел. Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, которая опирается на изу-чение основных психологических явлений, процессов, состояний, их осо-бенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, ус-тановка, социальная направленность и другие характеристики личности). Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работ-ников юридических органов системы психологических знаний, а также на-выков и приемов, которые обеспечивали бы им высокую культуру общения. Психологические знания повышают эффективность юридической деятель-ности, способствуют ее гуманизации и постоянному совершенствованию. В практике существует два способа применения психологических зна-ний: непосредственное и опосредованное. В первом случае познанные зако-номерности непосредственно используются при осуществлении той или иной деятельности. В частности, непосредственно применяется и использу-ется знание законов восприятия, воображения, мышления, адаптации и т.д. Чаще психологические знания применяются опосредованно, так как познанные закономерности не могут быть применены и использованы сра-зу. Требуется сначала выявить, как видоизменяются эти общие закономер-ности в особых условиях определенной деятельности, при выполнении ее задач. В прикладной психологии мы имеем дело преимущественно с опос-редствованным применением психологических знаний Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959, с. 23. . 1. Теоретические аспекты психологической подготовки к юридической деятельности 1.1. Память человека В деятельности юриста, где ведущим является коммуни-кативный процесс, получение информации и ее запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подго-товки к юридической деятельности. Эта тренировка должна орга-низовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти. Память представляет собой сложный психический про-цесс, включающий, в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.; 2) сохранение в па-мяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном вос-приятии и воспроизведение запомненного. Физиологической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняю-щихся в коре больших полушарий головного мозга. Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредовано через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены по-вторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. В психологии различают четыре типа памяти. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т. п. образов. Это может быть зрительное пред-ставление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, здания, процесса общения и т.д. Наглядно-образная память имеет большое значение для учебной и творческой деятельности человека. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, т. к. любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обуче-ния. Чтобы запоминание было более эффективным, используют-ся образная речь и интонация. Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток, например, следователь может очень четко пред-ставить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему при-дется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения. Эмоциональная память - это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмо-циональные образы быстро запоминаются и легко воспроизво-дятся. Отличительными особенностями эмоциональной памяти являются широта обобщения и глубина проникновения в сущ-ность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной па-мяти зависят от особенностей работы органов чувств. Различают следующие виды памяти: зрительную, слухо-вую, двигательную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой, вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия пра-вильного решения. Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в не-полном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложный. Сведения о кратковремен-ной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы. Протекание процессов запоминания, сохранения и после-дующего воспроизведения определяется тем, какое место зани-мает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее про-дуктивно запоминается материал, связанный с целью деятель-ности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непро-извольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать влияние эмоций на процесс запомина-ния. Он будет более продуктивным, если восприятие осу-ществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обви-няемого будет более активна, заставляя неоднократно возвра-щаться к пережитому. Забывание представляет собой процесс, противополож-ный запечатлению и сохранению. Забывание - явление физиоло-гически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапли-ваемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговре-менной памяти ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Движение мысли - пи-шет А. Н. Лук, - та нить, которая переводит необходимую инфор-мацию из длительной памяти в оперативную»11 Лук А. Н. Память и кибернетика. - М. , 1966 , с. 80.. Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозре-ваемым, обвиняемым. Большую роль при запоминании материала играет уста-новка на запоминание. Как показывает практика и эксперимен-тальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запомина-ет с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что за-поминаемый материал решает успех важной операции, то уста-новка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифи-цирован по степени важности. В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану: основная мысль (осмысливание запоминаемого), факты и события (что, когда и где происходит), причины происходящих событий, 4) выводы и источник информации Для правильной оценки показаний свидетеля, потер-певшего, подозреваемого, обвиняемого работникам правоохра-нительных органов и судьям важно знать закономерности про-цесса развития памяти человека Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обу-чения, выполняемая деятельность. При этом развитие происхо-дит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происхо-дят подъемы и спады в памяти человека. Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать11 Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. - М., 1965, с. 77. . Одна-ко, если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть мало заметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается. Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся методом ассо-циаций, удается добиться того, что амнезия устраняется. На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, вни-мательности, наблюдательности с применением осмысленных приемов заучивания Можно рекомендовать следующие приемы развития памяти: 1. Повторение заученного. Известно, что К. Маркс посто-янно занимался повторением даже того, что им было хорошо усвоено. «У него была привычка после продолжительных пере-рывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в кни-гах места для того, чтобы закрепить их в своей памяти. Он изощ-рял свою память с юных лет, выучивая по совету Гегеля наизусть статьи на незнакомом языке»11 Пекелис В. Твои возможности, человек. - М., 1973, с. 90.. Работник юридической профессии должен периодически освежать а памяти все, что было им усвоено в процессе деятельности (перечитывать и просматривать источники, продумывать полученную информацию и т. д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|