на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

2

ЧФ ЮИ МВД РФ

ОЗО

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика в деятельности

сотрудников ОВД»

на тему (вариант 7):

Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

САРАТОВ

2000

ПЛАН

стр.

Введение

3

1.

Теоретические аспекты психологической

подготовки к юридической деятельности

1.1. Память человека

1.2. Мышление и интуиция в решении задач

1.3. Речь в юридической работе

1.4. Профессиональная наблюдательность

1.5. Воля и ее воспитание

1.6. Эмоциональная саморегуляция

4

4

8

12

12

15

17

2.

Психологические особенности выполнения

служебных задач сотрудниками ОВД

21

Заключение

33

Список использованной литературы

34

Введение

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностя-ми своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. По-нимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого при-держиваются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психо-логическую науку.

На современном этапе общественного развития психология все настой-чивее занимает ключевую позицию в системе наук. В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при ре-шении конкретных юридических задач.

В деятельности юриста главное - работа с людьми. В нее входит ряд вза-имосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них определенного влия-ния, обучения, воспитания и т.д. Приобретение психологических знаний становится просто необходимостью для работников любого юридического труда, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, которая опирается на изу-чение основных психологических явлений, процессов, состояний, их осо-бенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, ус-тановка, социальная направленность и другие характеристики личности).

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работ-ников юридических органов системы психологических знаний, а также на-выков и приемов, которые обеспечивали бы им высокую культуру общения. Психологические знания повышают эффективность юридической деятель-ности, способствуют ее гуманизации и постоянному совершенствованию.

В практике существует два способа применения психологических зна-ний: непосредственное и опосредованное. В первом случае познанные зако-номерности непосредственно используются при осуществлении той или иной деятельности. В частности, непосредственно применяется и использу-ется знание законов восприятия, воображения, мышления, адаптации и т.д.

Чаще психологические знания применяются опосредованно, так как познанные закономерности не могут быть применены и использованы сра-зу. Требуется сначала выявить, как видоизменяются эти общие закономер-ности в особых условиях определенной деятельности, при выполнении ее задач. В прикладной психологии мы имеем дело преимущественно с опос-редствованным применением психологических знаний Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959, с. 23.

.

1. Теоретические аспекты психологической

подготовки к юридической деятельности

1.1. Память человека

В деятельности юриста, где ведущим является коммуни-кативный процесс, получение информации и ее запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подго-товки к юридической деятельности. Эта тренировка должна орга-низовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

Память представляет собой сложный психический про-цесс, включающий, в себя:

1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.;

2) сохранение в па-мяти того, что было запомнено;

3) узнавание при повторном вос-приятии и воспроизведение запомненного.

Физиологической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняю-щихся в коре больших полушарий головного мозга.

Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредовано через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены по-вторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.

В психологии различают четыре типа памяти.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т. п. образов. Это может быть зрительное пред-ставление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, здания, процесса общения и т.д. Наглядно-образная память имеет большое значение для учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, т. к. любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обуче-ния. Чтобы запоминание было более эффективным, используют-ся образная речь и интонация.

Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток, например, следователь может очень четко пред-ставить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему при-дется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмо-циональные образы быстро запоминаются и легко воспроизво-дятся. Отличительными особенностями эмоциональной памяти являются широта обобщения и глубина проникновения в сущ-ность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной па-мяти зависят от особенностей работы органов чувств.

Различают следующие виды памяти: зрительную, слухо-вую, двигательную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой, вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия пра-вильного решения.

Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в не-полном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложный. Сведения о кратковремен-ной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.

Протекание процессов запоминания, сохранения и после-дующего воспроизведения определяется тем, какое место зани-мает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее про-дуктивно запоминается материал, связанный с целью деятель-ности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непро-извольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное.

Следует учитывать влияние эмоций на процесс запомина-ния. Он будет более продуктивным, если восприятие осу-ществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обви-няемого будет более активна, заставляя неоднократно возвра-щаться к пережитому.

Забывание представляет собой процесс, противополож-ный запечатлению и сохранению. Забывание - явление физиоло-гически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапли-ваемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговре-менной памяти ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Движение мысли - пи-шет А. Н. Лук, - та нить, которая переводит необходимую инфор-мацию из длительной памяти в оперативную»11 Лук А. Н. Память и кибернетика. - М. , 1966 , с. 80.. Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозре-ваемым, обвиняемым.

Большую роль при запоминании материала играет уста-новка на запоминание. Как показывает практика и эксперимен-тальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запомина-ет с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что за-поминаемый материал решает успех важной операции, то уста-новка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифи-цирован по степени важности.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

основная мысль (осмысливание запоминаемого),

факты и события (что, когда и где происходит),

причины происходящих событий,

4) выводы и источник информации

Для правильной оценки показаний свидетеля, потер-певшего, подозреваемого, обвиняемого работникам правоохра-нительных органов и судьям важно знать закономерности про-цесса развития памяти человека Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обу-чения, выполняемая деятельность. При этом развитие происхо-дит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происхо-дят подъемы и спады в памяти человека.

Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать11 Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. - М., 1965, с. 77.

. Одна-ко, если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть мало заметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.

Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся методом ассо-циаций, удается добиться того, что амнезия устраняется.

На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, вни-мательности, наблюдательности с применением осмысленных приемов заучивания Можно рекомендовать следующие приемы развития памяти:

1. Повторение заученного. Известно, что К. Маркс посто-янно занимался повторением даже того, что им было хорошо усвоено. «У него была привычка после продолжительных пере-рывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в кни-гах места для того, чтобы закрепить их в своей памяти. Он изощ-рял свою память с юных лет, выучивая по совету Гегеля наизусть статьи на незнакомом языке»11 Пекелис В. Твои возможности, человек. - М., 1973, с. 90.. Работник юридической профессии должен периодически освежать а памяти все, что было им усвоено в процессе деятельности (перечитывать и просматривать источники, продумывать полученную информацию и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.