на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Отрешение Президента Российской Федерации от власти: правовая база, основания и порядок

Отрешение Президента Российской Федерации от власти: правовая база, основания и порядок

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал Тобольский

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Конституционное право России

Тема: Отрешение Президента Российской Федерации от власти: правовая база, основания и порядок

Выполнил студент(ка): Иванова Татьяна Сергеевна

Содержание

Введение

1. Отрешение Президента Российской Федерации от должности

1.1 Правовая база и основания отрешения Президента Российской Федерации от должности

2. Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Президент РФ, как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Избранный всенародно и обладающим высоким положением в обществе и государстве, он должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента РФ.

Незыблемость Президентской власти основывается на доверии народа. В силу этого Президент РФ должен нести особую ответственность перед народом. Институт отрешения существует не для того, что бы сделать Президента РФ безответным. Смысл его - принудить Президента РФ контролировать, соизмерять поведение с Конституцией РФ, законами, нравственными нормами, существующими нормами, существующими в обществе не только в обществе не только в период выборов, но и между выборами.

Действующая Конституция РФ излишне усложнила процедуру привлечения Президента РФ к ответственности, сделала ее недоступной для представителей власти, а значит и для народа. Недейственность механизма отрешения Президента РФ от должности породила уверенность в безнаказанности, в стремлении действовать по собственному усмотрению, не взирать на Конституцию РФ и законы РФ.

Отрешение Президента РФ от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда РФ, подтверждающее обвинение, - это еще не вступивший в законную силу обвинительный приговор компетентного суда.

Целью представленной работы является исследование основных элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:

- изучение правовой базы данного института;

- изучить основания отрешения Президента РФ от должности;

- обратить внимание на процедуру прекращения полномочий Президента РФ, ее возможные варианты;

Указанные выше задачи определили структуру работу: первая глава: отрешение Президента РФ от власти, разделена на подпункт: Правовая база и основания отрешения Президента РФ от должности; вторая глава: порядок отрешения Президента РФ от должности. Так же в работе будут представлены глоссарий, список использованных источников и приложения к данной теме.

Исследование будет проводиться стандартными методами научных исследований с использованием логических приемов, как анализа, так и синтеза.

База источников представлена основным кодексом, необходимым для рассмотрения института Президентства (Конституция РФ), а так же поясняющими его юридическую силу и принципы работами, которые большей своей частью представлены учебниками для высших учебных заведений. Вопросы, рассматриваемые в представленной работе, поднимаются не впервые, поскольку предмет данной работы в достаточной степени изучен в юридической литературе. Тем не менее, определенная субъективность подхода в той или иной степени присутствует.

1. Отрешение Президента Российской Федерации от должности

1.1 Правовая база и основания отрешения Президента Российской Федерации от должности

Отрешение Президента РФ - это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемое в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компонентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностейСм.: Румянцев О. Г., Додонов В. И., Юридический энциклопедический словарь. - М. Инфо-М., 2008-348.

Президент РФ в соответствии со статьей 93 Конституции РФ может быть отрешен от должности на основании выдвинутого обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления. Отрешение Президента от должности является конституционно-правовым институтом, точнее, мерой конституционно правовой ответственности. Его следует отличать, с одной стороны, от политической, а с другой от уголовно-правовой ответственности.

Довольно часто встречается ошибочное представление о том, что отрешение Президента РФ от должности является институтом политической ответственности Президентом РФ перед парламентом. Конституция РФ связывает отрешение Президента РФ от должности с необходимостью привлечения его к ответственности за тяжкое преступление. Ответственность же Президента РФ за совершение тяжкого преступления является юридической (основанием юридической ответственности является правонарушение), а не политической, как, например, у Правительства РФ перед Парламентом РФ. Политическая ответственность главы государства встречается чрезвычайно редко и не играет серьезного значения в свете отношений ветвей властиСм.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., - М:. ТК Велби, издательство Проспект, 2008-608 с..

Согласно конституционной модели разделения властей Президент РФ в соответствующей процедурной форме отстраняется от должности исключительно за уголовно-наказуемое деяние (точнее, за государственную измену или иное тяжкое преступление), а не по чисто политическим мотивам. Никакие политические мотивы не могут быть основанием для применения данной меры ответственности. А особые процедурные отрешения Президента РФ от должности как раз направлены на то, что бы данный конституционно-правовой вопрос не перерос в политический.

С другой стороны, хотя правовым основанием отрешения Президента РФ от должности является предусмотренный Уголовным Кодексом РФ конкретный состав преступления, тем не менее, данная мера резко отличается от уголовно-правовой ответственности. Дело в том, что смысл указанной меры ответственности отличны от тех целей, которые преследует уголовное законодательство. Отрешение Президента РФ от должности имеет, подчеркнуто конституционно-правовой характер: его правовой смысл заключается в том, что бы защитить ценности Конституции РФ путем лишения о высокой должности виновного (точнее, подозреваемого) в тяжком преступлении лица, избранного Президентом РФ, и отстранение такого лица от осуществления функций государственной власти. А через соответствующие сословно-правовые нормы данная конституционная мера является правовой гарантией против злоупотребления властью и нарушением Президентом РФ конституционных порядков. Этим и ограничивается репрессивное правовосстановительное содержание данной меры ответственности. А тот факт, что такая мера направлена на личность Президента РФ, объясняется особенностью статуса Президента РФ, как единоличного конституционного органа властиСм.: Смоленский М. Б., Конституционное право России: история и современное состояние. Учебное пособие/Рост - 2007 год.

Аналогичный порядок отстранения Президента РФ и иных должностных лиц от должности известен законодательству некоторых иностранных государств как импичмент (от английского слова “impeachment” - обвинение и привлечение к суду). Юридическая ответственность главы государства известна при всех формах республиканского правления. Наиболее близкой для российской процедуры ответственности главы государства является импичмент Президента США, поскольку в Италии и ФРГ аналогичные процессы не имеют серьезного значения из-за парламентской формы правления. Во Франции подобная процедура до сих пор не отработана даже в законодательстве (например, во французском уголовном праве понятие «государственная измена» до сих пор не сформулировано).

Президент РФ вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. О сроке полномочий нам гласит часть 1, статьи 81 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации избирается на пять лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при равном голосовании».

Согласно статье 91 Конституции РФ, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента РФ физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента РФ; наконец, Президента РФ нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

Для начала хотелось бы рассмотреть все основания прекращения Президентом РФ своих должностных полномочий. В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. В части 2, статьи 92 Конституции РФ, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения его от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». Большое значение имеет и следующая, третья часть статьи 92: «Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу Российской Федерации, назначать референдум, а так же вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».

- Отставка Президента РФ.

Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства РФ на себя выполнение обязанностей Президента РФ имеют уже бесповоротный для Президента РФ характер. Иначе говоря, Президент РФ не может потом объявить, что он «передумал» и отозвать свое заявление об отставке.

Возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства РФ исполнение обязанностей Президента РФ при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование статьи 92 Конституции РФ со стороны Конституционного Суда РФ.

Начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом РФ об отставке. С объявления момента Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел. Но не более того.

- Прекращение исполнения полномочий Президента РФ в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья.

При решении вопроса о судьбе полномочий Президента РФ в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

В первой ситуации Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента РФ в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула части 2 статьи 92: Президент РФ «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку - лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация предполагает, что состояние здоровья Президента РФ такого, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.