на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Планирование работы муниципального управления

Планирование работы муниципального управления

13

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Планирование как элемент управления
  • 2. Планирование работы муниципального управления
    • 3. Виды планов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • В изменившихся в последнее десятилетие условиях, муниципальные образования столкнулись с проблемой поиска новых подходов, методов планирования. Относительная самостоятельность органов местного самоуправления одновременно стала проблемой выживаемости территориальных сообществ. Строгое директивное государственное планирование прекратилось. На каждой территории в ходе приватизации возникло множество различных собственников. Согласовать их интересы с интересами сообщества оказалось не так просто. Администрации муниципалитетов ограничивались преимущественно текущим планированием. За редким исключением разрабатывались среднесрочные планы социально-экономического развития.
  • Внимание к планированию в структурах местного управления связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях. В тех странах, где процесс децентрализации совпал с процессом экономической глобализации, местные органы власти сумели переориентироваться в формулировании собственной экономической политики и оказались более подготовленными для преодоления структурного кризиса местной экономики. Там, где этого не произошло, экономический спад приобрел серьезные масштабы и значительно повлиял на благосостояние городского и сельского населения.
  • Практика традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования требует оптимального использования человеческих и финансовых ресурсов на местах.
  • Планирование - это систематический процесс, с помощью которого сообщества рисуют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:
  • * согласование групповых интересов внутри сообщества перед тем, как приступить к планированию;
  • * инвентаризацию реальных свободных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
  • * определение реально осуществимых задач и целей;
  • * назначение ответственных за исполнение плана действий по осуществлению поставленных задач.
  • Предмет исследования: процесс планирования работы органов муниципального управления.
  • Объектом исследования являются планы работ органов муниципального управления.
  • Цель работы: изучение особенностей планирования как элемента управления.
  • Задачи работы:
  • 1. изучить понятие «планирование»;
  • 2. выявить особенности планирования работы муниципальных органов;
  • 3. рассмотреть виды планов.
  • Структура. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

Управление - это интеграционный процесс последовательного формирования и развития системы целей и способов их достижения. Технология управления на любом ее уровне и функциональном направлении предполагает выполнение общих функций управления. Состав общих функций управления включает в себя - планирование и прогнозирование, организацию, координацию и регулирование, контроль, учет и анализ. Отсюда вытекает, что планирование - это элемент управления, одна из его общих функций. Вместе с тем, планирование предопределяет направленность и содержание остальных общих функций управления и потому еще именуется ведущей функцией управления [10, с. 197].

Сущность планирования состоит в формировании системы адресных мероприятий и показателей (критериев) по достижению целей управления, увязанных во времени и пространстве, т.е. - в систематическом поиске возможностей предприятия действовать и прогнозировании последствий этих действий.

Функции планирования заключаются в решении плановых задач на основе принципов планирования, при использовании плановых методов и обеспечивающих подсистем.

Необходимость планирования в процессе муниципального управления при отсутствии комплексных исследований элементов системы управления обусловила формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации. До сих пор зачастую происходит подмена понятий в отношении инструментов планирования: концепции и стратегии развития наделяются свойствами программ и проектов. Между тем, от степени ожиданий при разработке документов планирования во многом будет зависеть результат и качество управления муниципальным развитием.

Концепция формулирование перспектив развития муниципалитета, документ, в котором изложена общая философия развития, а также провозглашены намерения разработать подходы к реализации перспектив. Смысловая нагрузка и организационная ценность этого документа в том, что в нем декларируется решение предпринимать дальнейшие управленческие действия.

Стратегия (стратегический план) документ общественного согласия о приоритетных (стратегически важных для различных групп местного сообщества) направлениях развития территории проживания и работы. В стратегическом плане декларируется выбор в пользу наиболее оптимальной модели развития муниципалитета (направление «главного удара») на основе комплексного анализа социально-экономической ситуации, оценки влияния внешних и внутренних факторов в различных сценарных условиях.

Программа социально-экономического развития, как правило, она понимается как комплексная, обеспечивающая достижение заявленных в стратегии целей. Как инструмент программно-целевого характера, программа является документом, обеспечивающим баланс целей, задач, ресурсов. Содержит детальные расчеты всех ресурсных затрат с указанием их источников и этапов привлечения для реализации программных мероприятий. Программа это тот инструмент, который позволяет осуществить многоуровневое бюджетное финансирование, а также привлечение внебюджетных средств заинтересованных в реализации мероприятий программы участников. Результативность и эффективность программы оценивается на основе системы показателей и индикаторов, позволяющей проводить мониторинг и оценку приближения (достижения) запланированных целей и задач посредством сравнения поэтапных результатов с базовым (стартовым) значением установленных показателей/индикаторов.

Применение на практике различных видов программ (комплексных, социально-экономического развития, целевых, ведомственных, долгосрочных) породило различные толкования термина «программа». По этому поводу следует пояснить, что существенной разницы в программах перечисленных видов нет, так как в их основе лежат взаимоувязанные по целям, задачам, ресурсам, срокам и исполнителям мероприятия; все они должны содержать механизм эффективного управления результатами и специально разработанную систему индикаторов (показателей) измерения достижения запланированных целей.

План действий ввиду того, что муниципальный бюджет разрабатывается сроком на один год, среднесрочный финансовый план на три года, а горизонт программы (в зависимости от сложности и ресурсоемкости поставленных целей) может быть более пяти лет, организационно удобно формировать приоритеты развития в бюджетном периоде в виде плана действий органов местного самоуправления. План акцентирует управленческие ресурсы на главных мероприятиях, которые были предусмотрены в программе социально-экономического развития для данного этапа.

Политика развития базируется на документах стратегического и программного планирования, является инструментом взаимодействия, коммуникации, отражает последовательность управленческих решений. Политика развития, основанная на документах стратегического планирования, обеспечивает преемственность и непрерывность эволюционного развития муниципалитета.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

С целью обеспечения соответствия текущей деятельности местной администрации стоящим передней целям и задачам формируется система планирования работы администрации

Система планирования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых местной администрацией и ее структурными подразделениями с целью определения задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в соответствии с целями администрации на основе анализа ситуации, прогнозных оценок ее развития, возможных ресурсов. Планирование обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов, внутреннюю координацию, адаптивность структурно-функциональной организации администрации к внешним требованиям, осознание организационных стратегий руководителями и специалистами. Процесс планирования включает в себя анализ стратегических целей, являющихся отражением текущего состояния и проблем в сфере деятельности местной администрации; прогноз будущего состояния целевых объектов и внешних условий; формирование системы задач; определение оптимальных стратегий деятельности.

Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.

В свою очередь, на основании стратегии развития, целей и задач деятельности органов местного самоуправления формируются среднесрочные программы социально-экономического развития и стратегический план (концепция) деятельности местной администрации.

На основе программы социально-экономического развитии муниципального образования на среднесрочную перспективу и соответствии со стратегическим планом (концепцией) деятельности местной администрации разрабатывается годовой план работы администрации.

Такая комплексная многоуровневая система планирования обладает значительным потенциалом в решении и текущих проблем и долгосрочных задач, стоящих перед администрацией, однако и настоящее время в связи с недостаточной степенью использования программно-целевых методов управления на уровне муниципальных образований является практически невостребованной [2, с. 98].

Как правило, существующие системы планирования работы администрации направлены в основном на согласование во времени деятельности руководства местной администрации и ее структурных подразделений. С этой целью в администрациях разрабатывают годовые и квартальные, а иногда и месячные планы работы местной администрации и ее структурных подразделений. На урон не структурных подразделений могут формироваться недельные планы работы.

Система планирования поддерживается и регулируется внутренними правовыми актами, главным из которых является регламент местной администрации.

3. ВИДЫ ПЛАНОВ

Годовой план администрации -- документ, включающий перечень мероприятий, проводимых администрацией в течение года с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителен и плановых показателей эффективности и результативности деятельности с конкретными значениями. Мероприятия группируются по основным направлениям деятельности администрации. Ответственным за формирование годового плана администрации является руководитель аппарата администрации, находящийся, как правило, в статусе заместителя главы администрации.

Предложения по формированию годового плана вносятся главой администрации, его заместителями, структурными подразделениями. Руководители структурных подразделений в установленные сроки вносят в аппарат администрации предложения по включению мероприятий в годовой план работы администрации с указанием сроков исполнения, ответственного структурною подразделения и плановых показателей эффективности и результативности деятельности. Руководитель аппарата обобщает по ступившие предложения и готовит проект годового плана работы администрации. Проект плана работы направляется на согласование руководителям структурных подразделений и дорабатывается с учетом полученных замечаний. В планы работы администрации, как правило, включаются:

1) вопросы, которые вносятся на рассмотрение представительного органа муниципального образования;

2) вопросы, рассмотрение которых требует созыва коллегии;

3) вопросы, по которым необходимо принятие постановлений главы администрации;

4) организационные мероприятия администрации.

Годовой план работы утверждается главой администрации и передается структурным подразделениям для исполнения.

После утверждения годового плана работы администрации формируются годовые планы деятельности структурных подразделений. Они согласовываются с заместителем главы администрации, курирующим эти подразделения, и утверждаются главой администрации.

Вопросы о ходе выполнения мероприятий, включенных в годовой план работы администрации должны, выноситься на постоянно действующее совещание при главе администрации. Мероприятия годового плана работы администрации, годовых планов работы отделов и секторов могут корректироваться в течение года.

Квартальный (месячный) план представляет собой элемент годового плана. Он формируется на уровне администрации, уровне самостоятельных структурных подразделений. Мероприятия годового плана, планируемые на соответствующий месяц, могут корректироваться в соответствии с актуальными проблемами, заданиями и поручениями представительного органа муниципального образования.

Недельный план представляет собой перечень мероприятий, проводимых в течение недели. Недельный план может формироваться на уровне самостоятельных структурных подразделений как элемент месячного плана с учетом дополнительных поручений и заданий и по решению руководителя структурного подразделения.

В соответствии со стратегическим и оперативными планами определяется объем планируемых работ для каждого сотрудника, его вклад или участие в достижении общих целей деятельности, отраженными в индивидуальных планах сотрудника [2, с. 65].

Индивидуальные планы являются одним из методов научной организации труда работников местной администрации, способствующим эффективному использованию рабочего времени, определению главных и второстепенных направлений деятельности и препятствующим выполнению излишних функций. Индивидуальные планы составляются на квартал, месяц, неделю, очередной день.

Координационные и совещательные органы (коллегия, постоянно действующее совещание, рабочие группы), образуемые в администрации, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с положениями о них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для успешного муниципального экономического развития недостаточно понимания процесса планирования и знания его регулирующих законодательных основ. Возрастающая конкуренция между муниципалитетами (за человеческие ресурсы, за инвестиции, за федеральные бюджетные вложения в развитие инфраструктуры) требует от специалистов сферы муниципального управления освоения современных управленческих технологий.

Владение технологией организации планирования муниципального экономического развития является существенным «козырем» в условиях конкуренции. В отличие от менеджмента в сфере экономической деятельности государственное и муниципальное управление в России еще не стало полноценной научной дисциплиной. Кроме опыта зарубежных стран, имеющих больший «управленческий стаж» в сфере местного самоуправления в рыночных условиях, и «наработанного опыта» отдельных регионов и муниципальных образований в организации процессов развития необходимо создание целостной системы управления развитием, основанной на научном подходе и обеспеченной не только успешной практикой, но и необходимым методическим сопровождением. Создание системы стратегического планирования муниципального развития предполагает соответствующее научное сопровождение. Между тем существует множество нерешенных методологических и методических проблем, начиная с отсутствия комплексного подхода в вопросах организации планирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Вильямский В.С. Основы организации муниципального управления: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 384 с.

2. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008. - 183 с.

3. Государственное управление в России: учебник / ред. А.Н. Маркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 333 с.

4. Деловое планирование. Учебное пособие под ред. Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 368 с.

5. Зотов В.Б. Муниципальное управление: учебник / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 279 с.

6. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник : / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 672 с.

7. Муниципальное управление: учеб. пособие / ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Муниципальный мир, 2002. - 560 с

8. Муниципальное управление: учебные конкретные ситуации, деловые игры и практикумы / ред. Б.Т. Пономаренко; сост. Д.И. Вениаминова, Б.Т. Пономаренко. - М., 2004. - 185 с.

9. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учеб. пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2008. - 496 с.

10. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 320 с.

11. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 672 с.



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.