на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие идеологии Республики Беларусь

Понятие идеологии Республики Беларусь

16

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

2. ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАСРВТЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Идеология (от идея и ...логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.

В культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. До того как древнегреческие философы ввели в оборот понятие идеи, роль и значение общих мыслей и ценностей в жизни человека и общества уже понимали создатели древних мифов и исторических традиций. Сегодня слово «миф» чаще всего отождествляют со сказкой. Важно подчеркнуть, что состоявшие из обобщенных мыслей и ценностей древние мифы не являлись сказками в современном значении этого слова. Первобытные люди верили в них. Мифы как комплексы идей способствовали и способствуют объединению людей, были и являются стратегиями человеческой деятельности, или, пользуясь более современной терминологией, «руководством к действию». Показателен и удобен для изучения в этом отношении древнегреческий миф о Прометее. Главный герой данного мифа - Прометей был персонификацией совокупности идей ловкости и прогресса, промышленного производства и свободы. Не одобряя роскошных жертвоприношений богам, Прометей ввел в заблуждение верховного бога Зевса (Юпитера), разделив приносимого в жертву олимпийским богам быка на две части: меньшую, представлявшую собой сочную мякоть, прикрытую малопривлекательным желудком животного, и большую, состоявшую из костей и жира. Обман при жертвоприношении заметил Зевс, который в гневе лишил людей необходимого для их существования огня. В ответ на это легендарный герой украл с Олимпа божественную искру и передал ее людям. Обратим внимание на важные свойства идей, раскрывающихся в мифе. За обман Зевса люди лишились огня, а у его похитителя - Прометея, прикованного за данный проступок Зевсом к скале, орел каждый день клевал печень и рвал острыми когтями тело. Из ящика Пандоры, доставшегося брату Прометея - Эпиметею, на род человеческий обрушились болезни, голод, злоба и т.д. Следовательно, идеи могут играть не только позитивную, но и деструктивную, разрушающую общественный организм роль. В отличие от специально сконструированных философских идей укорененные в глубинных структурах человеческой повседневности мифологические идеи изменились. Раскрывая идейные предпосылки человеческой цивилизации и культуры, миф о Прометее выполнял несколько функций. Он помогал, во-первых, усваивать представления о сверхъестественном характере основ человеческой цивилизации, во-вторых, глубже уяснять смысл неотвратимости наказания за разрушение устоев жизни общества, за ее дестабилизацию, в-третьих, осознавать важнейшую и ничем другим не заменимую роль идей в преодолении затруднений в повседневной личной и государственной жизни. Миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы является ценностью, способной возвышать человека над традиционным страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил. Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была раскрыта в религии и теологии (от греч. слов «теос» -- Бог и «логос» -- учение, т.е. учение о Боге). История православной религии на территории Беларуси насчитывает уже более тысячи лет. Менее короткой по историческим меркам является история католицизма, иудаизма и ислама. Еще короче история лютеранства, на которую приходится всего около 400 лет. Религиозные идеи исторически были тесно связаны с мифологическими: общей для них является вера в сверхъестественное. Однако по сравнению с мифологическим религиозное сознание является более организованным, структурированным и исторически зрелым. Это не исключает того известного факта, что многие религиозные идеи излагались еще в форме мифов-повествований. Таковы, например, христианские повествования о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе. Если эти и подобные им виды религиозных идей были предназначены в первую очередь для «индивидуального потребления», то идеи о святой Земле, на которой разворачивалась жизнь Иисуса Христа в реальной истории, становились мощными массовыми мобилизационными факторами. Эти идеи подвигли и полоцкую княжну Предславу, получившую при пострижении в монахини имя Ефросиньи Полоцкой (1104(?)--1167), оставить организованные ею в родном городе школу и библиотеку и отправиться в долгое и роковое для нее путешествие к гробу Господню в Иерусалим. Христианские идеи «святой Земли» и «гроба Господня» во времена Ефросиньи Полоцкой -- игуменьи монастыря Святого Спаса -- были кратким выражением организационно-мобилизующей функции христианской религиозной идеологии. Переведенные теоретиками христианской церкви на язык лозунгов, они побуждали к действию большие массы людей.

Современные ученые чаще всего объединяют мифологию и религию и отличают единый мифологическо-религиозный подход к идее от философского, т.е. основанного не на вере в сверхъестественное, а на мышлении и критике, анализе идей.

Понятие идеологии изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто «идеология» - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об идеологии писали Ж. Кабанис и другие поздние представители школы французского материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёл пренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845-46) и позднейших работах под идеологией понимали:

1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов;

2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей;

3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления».

Таким образом, действительность предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде и идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «...на почве действительной истории...». Методы научного анализа и критики идеологии даёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.

В развитии идеологии накапливается определённый запас понятий и представлений - мыслительный материал, и каждая новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере идеологии существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Вместе с тем, если в идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, - подобно тому, как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни. Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии - не просто случайные заблуждения, что идеология выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.

К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин «идеология» к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия идеология в марксистской литературе. В.И. Ленин расширил понятие идеология, введя категорию «научной идеологии» и указав, что в предшествующих марксизму системах идеологии имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью, вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития, Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, то есть стремится выразить интересы и практические задачи класса угнетённых с помощью научной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы - программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как научная идеология. С разработкой концепции научной идеологии само понимание идеологии стало более цельным и завершенным, были обобщены и методы её анализа на основе сочетания социального и гносеологического подходов. Поскольку идеология - духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях - как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологический подход при анализе и оценке идеологических явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной идеологии имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности идеологии, всесторонне разработанный в трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивный стремится строить свою идеологию на основе более полного использования объективных знаний (например, буржуазия в период её восходящего развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, которая может сильно видоизменяться под влиянием конкретных исторических условий, особенно в период добуржуазного развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы которого совпадают с объективными потребностями общественного развития, делают его заинтересованным именно в научной идеологии, во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.

Буржуазные идеологи в борьбе против научного коммунизма предпринимают также попытки опровергнуть марксистско-ленинское понимание идеологии. Значительным влиянием на Западе пользуется концепция немецкого философа К. Манхейма («Идеология и утопия», 1929), который, заимствуя в искажённой форме идеи марксизма о социальной обусловленности всякой идеологии, ложно истолковывал положения марксистской критики иллюзорного сознания. Он выступил с отрицанием познавательной ценности всякой идеологии, рассматривая её как совокупность идей, направленных на сохранение существующего порядка и поддерживаемых определённой общественной группой. Утверждения об иррациональности, мифологическом характере всякой идеологии, принципиальное отрицание самой возможности научной идеологии, широко используются в буржуазной литературе для борьбы против прогрессивных взглядов и, прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики идеологии явилась концепция «деидеологизации» (Д. Белл, «Конец идеологии», 1960), согласно которой современные развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технических решений», а не идеологии, и потому влияние идеологии якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергает эту концепцию. После 2-й мировой войны 1939--45 произошёл резкий упадок влияния фашистской идеологии в связи с военно-политическим разгромом фашистских держав. Однако реакционные империалистические круги стремятся возродить эту идеологию в виде различных систем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм, антигуманизм, идеи милитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так и для либеральной буржуазной идеологии является антикоммунизм -- главное идейно-политическое оружие империализма. Разнообразные антивоенные, антиимпериалистические, национально-освободительные движения сопровождаются сложными идеологическими процессами, в которых отражается антиимпериалистическая направленность и социальная природа этих движений (некоторые течения «африканского социализма», идеология «новых левых» и т. д.).

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.