на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и состав земельного правонарушения в Республике Беларусь

Понятие и состав земельного правонарушения в Республике Беларусь

2

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Земельным правонарушением следует признать виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на земельный правопорядок и наносящее вред государственным или частным интересам собственников, владельцев или пользователей, в том числе арендаторов земли.

Земельное правонарушение имеет четыре основных элемента:

объект;

круг субъектов;

объективную сторону;

субъективную сторону.

Объектом земельного правонарушения являются земельные общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права. Объекты земельных правонарушений - земельный правопорядок, права и охраняемые законом интересы собственников, владельцев и пользователей земли. Предметом земельного правонарушения может быть как отдельный земельный участок, так и его часть, а также права на землю, включая земельные сервитуты.

Субъектами земельных правонарушений являются от дельные граждане и юридические лица Республики Беларусь, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями. Должностные лица могут быть субъектами земельных правонарушений, например, бесхозяйно го использования земли. Правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица (как титульные собственники, владельцы и пользователи земли, так и лица, не имеющие прав на землю и никогда не получавшие земельный участок в пользование). Так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является. Аналогичным образом субъектами земельных право нарушений могут быть проектные организации, институты, проектирующие мелиоративные работы, разрабатывающие проекты планировки и застройки городов и других населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и охраняемым законом интересам государства, физических и юридических лиц.

Субъективной стороной рассматриваемого нарушения является психическое отношение лица как к самому деянию, так и к его последствиям. Вина правонарушителя может про являться в форме умысла или неосторожности. Отдельные правонарушения могут быть совершены только при наличии прямого умысла (самовольный захват земель, самовольное строительство), другие, составляющие большинство правонарушений, - по неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него. Исключение составляют случаи ответственности владельца источника повышенной опасности, которая наступает без вины.

Земельными правонарушениями могут стать действия, совершаемые в активной форме (порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, устройство свалок производственных отходов и др.)» и бездействие правонарушителей, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением пользователями земли обязанностей и требований, условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы, ряд других.

Земельное правонарушение как основание ответственности имеет ряд особенностей. Составы земельных право нарушений содержатся в нормах земельного, гражданского, административного права, а составы преступлений - в нор мах уголовного права. Земельное правонарушение во всех случаях проявляется в невыполнении требований земельного законодательства.

Виды земельных правонарушений молено подразделить на три группы:

земельные правонарушения, направленные против установленного порядка распоряжения землей. Действующее законодательство устанавливает запрет на сделки с землей, которые совершались бы владельцами или пользователями земли (договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении);

земельные правонарушения, направленные против требований целевого, рационального использования земли в сельском, лесном хозяйстве, других областях производственной деятельности (самовольное занятие их, использование земельных участков не в соответствии с заявленными целями, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования);

земельные правонарушения, предполагающие не выполнение или ненадлежащее выполнение экологических предписаний (порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, размещение, строительство, проектирование, введение в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на со стояние земель, невыполнение требований природоохранного режима, невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы и др.).

Земельные правонарушения могут быть классифицированы и с отраслевых позиций на

чисто земельные правонарушения,

земельные и экологические правонарушения.

К числу чисто земельных правонарушений можно отнести:

использование земельных участков не по назначению;

нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязанностей по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования;

систематическое невнесение земельных платежей, искажение сведений о состоянии и использовании земель;

уничтожение межевых знаков и ряд других.

К числу и земельных, и экологических правонарушений относятся:

¦ загрязнение земель;

использование их способами, приводящими к порче земель;

проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

ряд других.

Конкретное земельное правонарушение характеризуется своими отличительными качествами. Так, например, одним из самых распространенных земельных правонарушений является самовольное занятие земельных участков (пользование им без надлежащим образом оформленного права).

Например:

1) захват земель предприятиями, организациями, гражданами, не имеющими правовых оснований пользования ими;

2) использование земель владельцами, пользователями земли до оформления их прав на землю в установленном порядке (т.е. до отвода земли в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право владения или пользования землей);

3) самовольный обмен земельными участками;

пользование земельным участком, выделенным по решению органа, не правомочного разрешать вопросы пре доставления земель или превысившего свою компетенцию;

присоединение гражданином к земельному участку, выделенному в установленном порядке, земель сельскохозяйственных предприятий, лесного фонда и т.п.

Объектом самовольного захвата могут быть как земли, находящиеся в собственности государства, так и земельные участки, предоставленные в собственность, владение или пользование граждан и юридических лиц.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Восстановление затрат производится за счет юридических или физических лиц, самовольно занявших земельные участки.

Возврат самовольно занятого участка производится по решению соответствующего органа: сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа или суда.

До 1 мая 1994 г. самовольным признавалось строительство без надлежащим образом утвержденного проекта или с существенными отступлениями и грубым нарушением основных строительных норм и правил. Гражданин, осуществивший такое строительство, не мог стать собственником самовольно возведенного строения, не вправе был самостоятельно распорядиться им: продать, подарить, сдать в аренду и т.п. По решению соответствующего исполкома Совета депутатов такой дом (дача) или часть дома (дачи) Должны быть снесены гражданином, осуществившим такое строительство, или за его счет либо безвозмездно изъяты и зачислены в фонд местного Совета депутатов (ст. 104 ГК 1964 г.).

В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК Республики Беларусь самовольной постройкой (самовольным строительством) является строительство, а также пристройка, надстройка, перестройка дома, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не при обретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет.

Для признания строительства самовольным требуется, чтобы оно велось без установленного разрешения либо с существенными отступлениями от проекта или с нарушениями градостроительных норм и правил. Законодатель для отдельных случаев самовольного строительства установил порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке пре доставлен этому лицу под возведенную постройку.

Гражданин, осуществивший самовольное строительство, вправе обратиться с заявлением в соответствующий исполнительный и распорядительный орган о предоставлении земельного участка для возведения строения, принятия строения в эксплуатацию и регистрации в установленном порядке. Исполком обязан решить вопрос, либо удовлетворив просьбу гражданина, либо отказав ему в удовлетворении ходатайства. Причем право собственности на само вольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Среди распространенных земельных правонарушений - порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

В числе опасных загрязняющих веществ - кислотные дожди (оксиды серы, азота), тяжелые металлы (свинец, кадмий, ртуть), фтор, углеводороды, нефть и нефтепродукты. Реальный ущерб земельных потерь от химических загрязнений подсчитать невозможно. По мнению ряда ученых, при содержании в почве даже нескольких процентов нефти она может превратиться в бесплодную массу, поскольку до настоящего времени не разработано методов рекультивации таких земель.

В интересах охраны здоровья человека и охраны окружающей среды в законодательном порядке устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других вредных микро биологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться мероприятия по охране земель.

Оценка отрицательного влияния на состояние земель производится по результатам экологической экспертизы, без положительного заключения которой запрещается внедрение новой техники и технологии. Невыполнение выше указанных требований влечет за собой применение мер ответственности.

К числу земельных правонарушений относят и несвоевременный возврат временно занимаемых земель или не выполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению. Такое право нарушение предполагает пользование этими землями после предупреждения об истечении сроков пользования.

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. В науке земельного права признается существование земельно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

Юридическая ответственность - особый вид право отношений. Она характеризуется рядом обязательных при знаков:

это мера государственного принуждения;

она предполагает применение к нарушителям мер воздействия;

меры этой ответственности применяются компетентными органами;

реализация этих мер обеспечивается государственным принуждением.

Юридическая ответственность как мера государственного принуждения выражается в том, что ее виды устанавливаются в правовых нормах, а их реализация обеспечивается принудительной силой государства. Одним из условий для привлечения правонарушителей к ответственности является наличие в этих нормах санкций - то есть видов ответственности за то или иное правонарушение. Санкции за земельные правонарушения могут быть карательными, правовосстановительными и компенсационными. Эти санкции установлены в материальных нормах права раз личных отраслей.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.