Философия качества - (лекции)
Дата добавления: март 2006г.
Раздел I ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА Т. 1. 1. Категория "качество" - как социально-экономическая категория. Т. 1. 2. Концепция раскрытия понятия "качество". К А Ч Е С Т В О (Раздел 1. Философия качества) Т. 1. 1. Категория "качество" - как социально-экономическая категория. а) понятие "качество" б) приоритеты в конкурсе товаров
в) объективные тенденции, требующие новых подходов к качеству г) аспекты качества
Сущностная категория качества.
Как известно в философии существуют два (противоположных) понятия -------------¬ ------------¬
¦ КОЛИЧЕСТВО +-------+ КАЧЕСТВО ¦ L------------- L-----------
Количество - философская категория выражающая внешнюю определен ность объекта (его величину, число, объем) Качество - философская категория выражающая существенную опреде ленность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не дру гим.
Здесь:
Категория - (греч. - "высказывание", "признак") фундаментальное понятие, отражающее свойства и отношения явлений действительности и познания. Объект - в широком понимании - (продукт, процесс, среда, сущест во, информация и т. п. ) Философская трактовка качества раскрывает его в самом общем виде и только с объективной стороны игнорируя субъективную сущность качест ва. Количество и качество - эти категории сопровождают человека и человечество ( в целом ) на протяжении всей истории. Однако, мы сегод ня понимаем, что значение этих категорий - особое. - от того на что делает акцент человек, на количественные или качественные факторы, во многом определяется направленность его раз вития, его жизненные установки, его перспективы и возможности. - приоритет количественных или качественных показателей определяет, подчас в решающей степени, характер развития фирмы, ее будущее. - применительно к развитию нации, государству сегодня эти категории также обретают решающее значение. Становится все более очевидным, что будующее нации определяется также тем, на количественных или качествен ных факторах государство делает акцент в стратегии своего развития. Можно утверждать, например, что наше будующее благополучие опреде ляется не столько формой экономики или социально - политического уст ройства, сколько тем на качестве или количестве мы будем делать ак цент. От этого две альтернативы, даже при капитализации:
1) ведущая, передовая держава мира; 2) сырьевой придаток, отсталая страна ( Индия, Пакистан - 100 лет им нехватило - хотя там рынок в классическом виде, частная собственность и т. п. )
Неспроста ведущие страны мира давно поняли значение качества - в планах обучения мененджеров университетов и колледжей - курсы "ка чество" или "У. К. ". И эту дисциплину мененджер должен знать, иначе он неполноценен. Хотя письменный зачет сдать будет сложно тем, кто бу дет пропускать занятия потому, что плохо с нашей и переводной литерату рой.
Конкретизируем, например, значение для фирм:
- разработка стратегии фирмы (политика в области качества - основа); - прогнозирование параметров сбыта;
- оценка конкурентоспособности; - отбор продуктов при разработке и конструировании нового; - отбор технологий; - определение политики ценообразования; - работа с персоналом; - оптимизация системы товародвижения; - оптимизация каналов ФОСТИС; - обеспечение конкурентоспособности фирмы: а) создание системы качества б) сертификация
Вот почему одна из задач курса " качество " заложить новое мышле ние, новую философию во взглядах на проблемы качества. Мы рассмотрели в общем значение приоритетности " качества " для ( личности ) государства, фирмы. Теперь для потребителя:
Приоритеты в конкурсе товаров.
------------T--------T----------T------T--------T------T----------¬ ¦Факторы при¦Велико- ¦Прочие ¦Прочие¦Страны ¦Прочие¦Место ¦ ¦выборе ¦британия¦страны ЕЭС¦страны¦Северной¦страны¦фактора ¦ ¦поставщика ¦ ¦ ¦Европы¦Америки ¦ ¦по сред. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦данным ¦ +-----------+--------+----------+------+--------+------+----------+ ¦Качество. ¦ 25 ¦ 28 ¦ 7 ¦ 24 ¦ 21 ¦ 1 ¦ ¦Цена. ¦ 18 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 12 ¦ 37 ¦ 2 ¦ ¦Уникаль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ность (но- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦визна изде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лия. ¦ 6 ¦ 16 ¦ 7 ¦ 12 ¦ 14 ¦ 5 ¦ ¦Надежность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поставок. ¦ 8 ¦ 2 ¦ 7 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 6 ¦ ¦Связи с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экспортером¦ 15 ¦ 16 ¦ 22 ¦ 12 ¦ 7 ¦ 3 ¦ ¦Послепро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дажное обс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦луживание. ¦ 10 ¦ -- ¦ 7 ¦ 4 ¦ -- ¦ 7 ¦ ¦-----------------------------------------------------------------¦ ¦Прочие со- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ображения. ¦ 18 ¦ 25 ¦ 36 ¦ 32 ¦ 14 ¦ 4 ¦ +-----------+--------+----------+------+--------+------+----------+ ¦Итого ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ ¦ L-----------+--------+----------+------+--------+------+----------
Брайан Клейнер - калифорнийский уневерситет. Приоритеты в конкуренции.
Качество - высокое техническое качество ( высокофункцио нальная конструкция + устойчивое качество )
Время - доставка точно в срок Эластичность - эластичность продукта - эластичность объемов производства Стоимость - низкая цена потребления - низкая цена купли-продажи Объективные тенденции, требующие новых подходов к качеству - как к социально-экономической категории.
1) Начиная с наиболее развитых стран, все большее влияние начина ют приобретать показатели " качества жизнедеятельности ". Людей все больше волнуют идеи качества их существования. Соответственно критерии такой жизнедеятельности - ее показатели в цивилизованных странах становятся все более высокими. Многие из них стандартизируются и государства выступают как их гаранты ( например стандарты на охрану окружающей среды, направленные на защиту здоровья граждан, стандарты образования - а государства сертифицируют и лицензируют учебные заведения и т. д. ).
Качество жизнедеятельности
субъективно-объективная категория, раскрываемая через степень удовлетворения, постоянно меняющихся ИН и АУТ потребностей. Объектив ность - важна для нации и человечества.
КАЧЕСТВО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - КАК
ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ (а в пекрспективе и глобальной) СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА. --------------¬ --------------¬ -----------¬ ----------¬ -----------¬ ¦Качество поз-¦ ¦Качество про-¦ ¦ Качество ¦ ¦Качество ¦ ¦Качество ¦ ¦нания и раз- ¦ ¦дукции и ус- ¦ ¦ внешней ¦ ¦охраны ¦ ¦коммуни- ¦ ¦вития личнос-¦ ¦ луг ¦ ¦ среды ¦ ¦ здоровья¦ ¦ каций ¦ ¦ти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +¬ L-----------T-- L------------T- L---------T- L---T------ L-----------¦ ----------¬ ¦ ------------¬¦ ---------¬¦ ----+-----¬ ---------¬ ¦ ¦Обучения. +-+ ¦Расходуемых++ ¦Экологи-++ ¦Профилак-¦ ¦Информа-¦ ¦ L---------- ¦ L------------¦ ¦ческой. ¦¦ ¦тики. ¦ ¦ционных. +-+ ---------¬ ¦ ------------¬¦ L---------¦ L---T------ L--------- ¦ ¦Самообу-¦ ¦ ¦Расходующих¦¦ ---------¬¦ ----+-----¬ ---------¬ ¦ ¦чения +--+ ¦свой ресурс+- ¦Психоло-¦¦ ¦Лечения ¦ ¦Транс- ¦ ¦ L--------- ¦ L------------ ¦гической++ L---------- ¦портных +- ----------¬ ¦ L---------¦ L-------- ¦Интеллек-¦ ¦ ---------¬¦
¦туального+-- ¦Социаль-¦¦ ¦развития ¦ ¦ной + L---------- L-------- ----------------¬ ¦ Инпотребности. ¦ L------T-------- -------------+---------------¬ ¦ Качество жизнедеятельности. ¦ L------------T--------------- --------+----------¬ ------------+ Аутпотребности. +--------¬ ¦ L------------------- ¦ --------+-----------¬ ------------+--------¬
-----+ Качество трудовой ¦ ¦ Качество отдыха ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ +---¬ ¦ L-------------------- L--------------------- ¦ ¦ -----------------------¬ -------------------------¬ ¦ +-+Степень самовыражения. ¦ ¦ Производительный отдых. +-+ ¦ L----------------------- L------------------------- ¦ ¦ -----------------------¬ -------------------------¬ ¦ ¦ ¦Степень полезности ¦ ¦ Развлекательный отдых. +-+ L-+ труда. ¦ L------------------------- ¦ L----------------------- -------------------------¬ ¦ ¦ Условно пассивный отдых+-
L------------------------
2) Возрастает роль стратегических факторов благосостояния нации а) Сегецци Г. Д. (итальянец - президент ЕОКК ) " Дефицит торгового баланса следствие невнимания к качеству ". Сегодня возмож ности государства в области качества - это возможности повышения бла госгосостояния нации.
б) Государство, ставящее как приоритетную задачу повыше
ния качества - заботится о будущих поколениях своих граждан ( экология и природные ресурсы )
- американские экономисты - эксперты о советс кой экономики - сравнение станкостроительных заводов - проблема ненадежности - теория расчетов канатов
3) Качество и производительность. Критерием производительности сегодня все в большей степени становится не увеличение объема произ водства, а расширение выпуска продукции ( и услуг ) высокого качества. Пример: автомобильные заводы
---------T---------T-----------------------¬ ¦ уровни ¦ отказы ¦ производительность ¦ +--------+---------+-----------------------+ ¦страны ¦ ¦ ¦ +--------+---------+-----------------------+ ¦Япония ¦ 1 ¦ 2, 5 ¦ +--------+---------+-----------------------+ ¦США ¦ 10 ¦ 1 ¦ L--------+---------+-----------------------
т. е. производительность не а за счет качества, а с помощью качества 4) Качество и экономичность. Фейгенбаум: " То, что качество и стоимость - альтернативы - это распространившийся повсюду миф, японцы поняли первыми ". Качество и стоимость в большей степени являются вза имодополняющими показателями, чем взаимоисключающими, т. е. повышать качество - выгодно и экономично для фирмы. Фейгенбаум: " повышать ка чество - наилучший способ расширения выпуска и продаж по более низким ценам. " Это и демонстрируют японцы.
--------------------T------------------T--------------¬ ¦ Затраты: ¦ США ¦ Япония ¦ +-------------------+------------------+--------------+ ¦ на профилактику. ¦ 0, 5 % ¦ 2, 5 % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на проверку. ¦ 4, 5 % ¦ 3 % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на коррекцию и ¦ ¦ ¦ ¦ исправления. ¦ 20 % ¦ 7, 5 % ¦ +-------------------+------------------+--------------+ ¦ Сумма. ¦ 25 % ¦ 13 % ¦ L-------------------+------------------+--------------
5) Качество и инновационность. Японцы: " Инновации и качество обуславливают друг друга ". Проблема доводок при низком качестве. Пример с заводов форда. Японцы - " у нас нет лишних денег и време ни, чтобы сначала продукт производить, а потом его доводить. " . - " параллельный инженеринг ", т. е. качество - это партнер ново введений, а не фактор, приводящий к нарастанию проблем после внедрения" т. е. это сумма, а не разность. 6) Качество и логистика. Логистика - производственная деятель ность, которая связана с планированием и управлением потоками товаров и решением проблем запасов. Заниматься качеством - это заниматься по рядком. Качество - это база для реализации стратегий логистики - " ноль запасов "
- " как раз вовремя " - " точно в срок " - " канбан " и т. п.
7) Проблема выживания фирм. Фейгенбаум - " не существует такого понятия, как постоянный уровень качества ( он не может быть констан той ). Постоянное повышение качества - это способ существования фирмы ( езда на велосипеде ).
Аспекты качества:
1) Национальный - характеризует определенные черты нации в отно шении создания качества ( аутпотребности ) и требований, предъявляемых к качеству ( инпотребности ), например: японцы, американцы, мексикан цы, камерунцы, русские имеют свои стандарты аут и ин - потребностей в соответствии с особенностями данных наций.
Стратегические факторы:
2) Политический - качество жизни благосостояния нации определяют как внутри так и внешне - политическую обстановку ( фактически причина " перестройки " 1985 г. у нас - низкое качество и эффективность произ водства, и мы видим, что у нас от этого произошли политические измене ния ). В свою очередь политика определяет структуру экономики и следо вательно влияет на подходы к качеству.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|