на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции в республике Бурятия - (диплом)

Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции в республике Бурятия - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Иркутская государственная экономическая академия
    Кафедра “Экономики предприятия и
    предпринимательской деятельности”
    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

    Исполнитель А . Ю. Комарь
    Руководитель канд. экон. наук, доц. Н. В. Елькина
    Нормоконтроль канд. экон. наук, доц. Н. Н. Грибанова
    Зав. кафедрой, д-р экон. наук, проф. В. Т. Солодков
    г. Иркутск 2000 г.
    СОДЕРЖАНИЕ
    ЗАДАНИЕ ………………………………………………………………………….... 2
    АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………3
    СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………...4
    ВВЕДЕНИЕ 5
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 7
    1. 1. Понятие и сущность конкуренции. 7

1. 2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка. 17 1. 3. Методы оценки конкурентной среды. 18

2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 26

    2. 1. Организационные формы оптовой торговли 26
    2. 2. Особенности товарного рынка алкогольной продукции 32

2. 3. Анализ рынка алкогольной продукции Республики Бурятия 34 2. 4. Оценка конкурентной среды рынка алкогольной продукции Республики Бурятия 40 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ. 52

3. 1. Методические подходы к оценке состояния конкурентной среды 52 3. 2. Пути снижения концентрации рынка 64

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 78
    ВВЕДЕНИЕ

Несомненно, что рыночная конкуренция в России не только весьма интенсивна, но и с каждым годом обостряется. Компания должна постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению и рекламные компании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои конкурентные преимущества и недостатки. Необходимо отметить что, становление рыночных отношений в России проходит на фоне кардинальных перемен в обществе и сознании каждого человека. При командно-административной экономике понятие конкуренции между производителями отсутствовало. При переходе к рыночным отношениям все больше внимания уделяется конкурентным взаимоотношениям между товаропроизводителями. Оценка конкурентной среды на товарных рынках или в отраслях народного хозяйства является одним из методов оценки конкуренции. По уровню конкурентной среды можно судить о привлекательности того или иного товарного рынка либо для потенциальных инвесторов, либо для новых хозяйствующих субъектов. Таким образом, оценка конкурентной среды является одним из важнейших процессов развития рыночных отношений в России.

В данной дипломной работе автор рассматривает взаимоотношения на рынке алкогольной продукции, внутри которого тесно переплетаются интересы государства, бизнеса, потребителей. В ходе исследования будут проанализированы количественный и качественный состав конкурентной среды на рынке алкогольной продукции. Влияние государственной монополии на конъюктуру рынка алкогольной продукции в России и Республике Бурятия. Выявлены общие тенденции становления и развития экономических отношений в условиях переходного периода от командно-административной экономики к рыночной. Данная работа представляет практическое значение для оценки привлекательности различных отраслей народного хозяйства при решении вопроса о целесообразности инвестиции, задач по оперативному и стратегическому планированию деятельности предприятия. Цель проекта:

* Обосновать алгоритм и определить необходимые организационно-технические мероприятия по изучению исследуемой отрасли и её конкурентной среды. В рамках указанной цели основными задачами проекта стали:

* Проведение исследования рынка алкогольной продукции в разрезе государства, хозяйствующих субъектов, потребителей.

* Оценка состояния конкурентной среды с использованием различных подходов; * На основе полученных данных составление прогноза развития рынка. Основу теоретической работы составили: литература по менеджменту, экономике, управлению финансами, маркетингу, управленческому учету, основам российского хозяйственного права.

Кроме того, в процессе подготовки дипломной работы автором были изучены публикации в периодической литературе, отчеты статистического управления, программные продукты по экономике и праву, в работе использована оригинальная документация одного из предприятий - внутренние отчёты и другие источники информации о работе предприятия. В связи с конфиденциальностью информации наименование предприятий оптовой торговли заменены на условные названия (например, фирма 1, фирма 2 и т. д. )

Проанализированы законодательные акты федерального и республиканского уровня, регулирующие деятельность всех заинтересованных структур, функционирующих на исследуемом рынке.

В процессе работы, помимо литературных и документарных источников, использован практический опыт работы автора в коммерческих структурах.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
    Понятие и сущность конкуренции.

Действие рыночного механизма и характер поведения отдельных фирм во многом зависят от специфики структуры того или иного рынка. Существуют различные варианты подходов к рыночным структурам. Наиболее значимыми в экономическом отношении являются структуры, отражающие количество и размеры производителей и потребителей в тех или иных отраслях экономики. В зависимости от размеров фирм и их количества в различных отраслях в неодинаковой степени и в разных формах проявляет себя самая специфическая и сильная составляющая рыночного механизма конкуренция.

Согласно “Толкового словаря рыночной экономики”, конкуренция- это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Р. Макконел и Л. Брю считают, что обязательными условиями конкуренции является “наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса”, а также “свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их”.

Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:

“Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

    Угрозой появления новых конкурентов.
    Угрозой появления товаров заменителей.

Способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться. Способностью покупателей торговаться

    Соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

В. Синько в своей работе “Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия” считает, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:

проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования. изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);

является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр. );

служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции. экономического закона. выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.

Как и каждая экономическая категория, конкуренция обладает определенными функциями. К наиболее основным и явным можно отнести следующие: Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: - предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс; - предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Исходя из сложившихся общепринятых представлений, в настоящее время выделяют, как правило, четыре основных типа конкурентных рыночных структур: совершенную конкуренцию, монополию и монопсонию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Данные типы подразделяются в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей.

Полиполия (совершенная конкуренция). Для данной рыночной структуры характерно большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т. к. на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена это заданная величина. Следует отметить, что хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке

Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену.

Также, если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

Таким образом, исходя из вышесказанного, условия совершенной конкуренции можно определить следующим образом:

- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;

- каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов;

- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует;

- никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны;

- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта , затратах и спросе на рынке.

Нетрудно увидеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Монополия. Для этого типа рыночной структуры характерно следующее положение. Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет свои характерные черты: - продавец является единственным производителем данного товара (продукта); - реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей; монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок; - на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения. Монополистическая конкуренция. В данной структуре действует относительно большое число производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию, т. е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.