Основы паблик рилейшнз
ТЕМА 1. ХРОНОЛОГИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПР В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Древние корни ПР. Искусство общения с другими и умелое использование такого мощного оружия, как общественное мнение, коренится еще в античных временах. Примеры: 1800 г. до н.э. письменные материалы на территории Ирака «Должностные обязанности» королевских шпионов в древней Индии Идеи и фразы ученых античности и средневековья перекликаются с современными концепциями общественного мнения Vox populi, vox Dei - «Глас народный - глас Божий» - Лорд-канцлер как «хранитель королевской чести» Зарождение ПР в США (1600 - 1799 гг.) Ключевая особенность ПР на этом этапе состоит, в том что это была деятельность преимущественно политическая. Этот период необходимо разделить на 2 этапа: начальный период колонизации американская революция ПР-инструменты: листовки, газеты, известные личности, лозунги, символы, риторика, организации, сеть печати и распространения своих взглядов, а также парады, шествия, выставки, праздники, стихи, песни, шаржи, фейерверки, портреты и т.д. Исторические даты: 1620-ые - Акция Виргинской компании 1643 - выход в свет 1-ой брошюры 1758 - выход в свет первого пресс-релиза 1775 - Комитет согласия 1787 - 1788 - «письма 85 федералистам», принятие Конституции Вывод: Именно в США была создана атмосфера свободного обмена мнениями, которая привела развитие ПР к их нынешнему полностью сформировавшемуся состоянию. Эпоха развития отношений с прессой и гласность (1800 - 1899 г.) Рост крупных городов, значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формирование гигантских корпораций, которые наступали на права мелких собственников и фермеров, и как результат ответной реакции - протесты, митинги и т.д., активная роль профсоюзов обусловили смещение акцентов в области ПР в сторону регулирования социально-экономических отношений. Организация ПР начинает играть заметную роль в конкурентной борьбе, построении отношений с профсоюзами, решении производственных задач, поддержке различных форм экономической активности. Основные инструменты: связь с прессой и гласность. Исторические даты: 1824 - внедрение парового двигателя 1830 - Амос Кендал внедрил новые приемы ПР, появилась система обязательного начального образования 1833 - появление 1-ой массовой газеты 1850 - пресс-агенты на железных дорогах и в цирках 1889 - создание первого отдела корпоративных пресс-агентов 1897 - американская ассоциация железных дорог впервые использует термин «паблик рилейшинз». Вывод: Появление массового читателя и набора средств массовой информации, обусловили дальнейшее развитие ПР. Эпоха корпоративных писателей (1900 - 1939 гг.) Г. Почепцов: «Реально ПР возникли в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой. США первыми прошли путь монополизации, поэтому здесь в конце 19 - начале 20 века и возникли первые варианты реализации идей ПР». Основные этапы ПР в данный период: Эпоха подготовки почвы (1900 - 1917 гг.) В этот период происходили публичные скандалы вокруг монополий и коррумпированных чиновников. Фрэнк Норрис: «Осьминог» (1901), «Яма» (1903) Ида Тарбелл: «История компании Стандарт Ойл» Эптон Синклер: «Джунгли» (1906) 1906 - принятие закона о чистоте продуктов питания и лекарств Основные даты: 1903 - Айви Ли обращается в практике ПР 1907 - «Декларация принципов» 1914 - Рокфеллер нанимает Ли для исправления своей репутации Период первой мировой войны (1917 - 1919 гг.) 1-ая мировая война придала практике ПР новый наступательный импульс. Важные события и факты: Комитет по общественной информации Компания по сбору средств «Займ во имя свободы» Вывод: данный период показал впечатляющие возможности организованной пропаганды, проводящейся с целью возбуждения пламенного патриотизма. Эпоха экономического бума 20-х (1919 - 1929 гг.) Основные факты и даты: 1920 - принятие «сухого закона», триумф суфражисток 1923 - вышла первая книга по ПР «Кристаллизуя общественное мнение». 1923 - Прочитан 1-ый курс лекций по ПР. 20-ые - выход на арену ПР Дорис Флейшман 1922 - выход в свет книги «Общественное мнение» Выдающиеся личности: Джон Хилл, Эвард Д. Хауэрд, Гленн Г. Хейес, Пол Гарретт, Артур У. Пейдж, Эварт Г. Раутцан, Мэри Суэйн Раутцан, Элис Л. Биман Вывод: Принципы и практика организации паблисити, освоенные в годы войны, были успешно использованы для продвижения на рынок продукции, пропаганды изменений. Эпоха Рузвельта (1930 - 1939 гг.) Основные факты и цифры: 1929 - крах биржевого рынка; 30-ые - великая депрессия, «новый курс» экономических преобразований Рузвельта Середина 30-х - появились опросы общественного мнения, как новый ПР инструмент Выдающиеся личности: Франклин Д. Рузвельт, Луис Макгенри Хаув, Джордж Гэллап, Джозеф Варни Бейкер, Клем Уайтакер, Лиони Бакстер. Вывод: События заставили представителей всех общественных групп осознать необходимость обеспечения для себя «информированной общественной поддержки» Развитие ПР как функции управления (1940-1979 гг.). - II Мировая война и влияние 50-ых годы на развитие ПР Основные цифры и факты: 1942 - появление Военного совета по рекламе 1947 - учреждение 1-ой кафедры ПР 1949 - более 100 колледжей и университетов преподавали ПР 40-60-ые - консолидация ПР общества Вывод: Формируются школы ПР в различных странах, которые развивают свои собственные взгляды на природу и сущность ПР. ПР прочно закрепляется как функция управления. - влияние 60-х и 70-х годов 20 века на развитие ПР. В данный период ПР специалисты стали играть заметную роль внутри корпораций. Спутники связи, разрушительная сила ядерного оружия и возникновение электронных средств хранения и обработки информации привели к возникновению огромного количества противоречий в различных сферах, которые требовали квалифицированного решения на основе знания проблем различных общественных групп. 60-70-ые годы прежде всего характеризуются глубоким расколом гражданской общественности (движение потребителей). Вывод: Раскол страны в 60-70ые годы показал необходимость в посредничестве ПР-профессионалов, хорошо знающих особенности общественного развития. Эпоха глобальных коммуникаций (80-ые настоящее время). Период развития ПР с 80-х годов до наших дней исследователи увязывают со становлением общества глобальной информации, характерными признаками которого являются ускоренный рост высоких технологий, увеличение числа коммуникационных каналов, постепенное превращение национальных экономик в единую мировую экономическую систему, для которой типичны глобальная зависимость и глобальная конкуренция входящих в нее экономик. Крупные социально-экономические, политические, экологические перемены вызывают серьезные конфликты и постоянно требуют достижения того или иного уровня согласия, что вызывает спрос на ПР технологии. Становление и развитие ПР в Росии. Основные факты и цифры: 90-ые - декларирование рынка ПР услуг в России 1991 - создание РАСО 1992 - появление специальности ПР (МГИМО) 1997 - присуждена Национальная премия в области развития ПР 1999 - 2000 - проведены исследования известности и популярности российских ПР-агентств 2000 - по настоящее время - дальнейшее становление и развитие ПР в России, как науки, области знаний и сферы деятельности ТЕМА 2. АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПР Выделяют три подхода в определение ПР: Альтруистический: ПР - некая деятельность по организации всеобщего сотрудничества во имя «служения интересам общественности Компромиссный: ПР - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот. Прагматический: ПР- это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта. Вывод: ПР - это сознательная организация коммуникации. ПР - одна из функций менеджмента. Цель ПР - достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации. Как функция менеджмента, PR охватывает решение следующих задач: предвидение, анализирование и интерпретирование общественного мнения, отношений и вопросов, которые могут воздействовать - во благо или во вред - на операции и планы организации; консультирование менеджмента на всех уровнях организации в отношении политики решений, курса действий и коммуникаций, учитывая их общественные последствия, а также социальную и гражданскую ответственность организации. исследование, ведение и оценку на постоянной основе программ действий и коммуникаций для достижения информационного общественного понимания, необходимого для успеха целей организации. планирование и реализацию организационных усилий для влияния на общественную политику и для ее изменения. Как наука и сфера деятельности ПР делится: ПР для бизнесе и промышленности; ПР для политики и правительства; ПР для некоммерческих организаций, здравоохранения и образования; ПР для торгово-промышленных ассоциаций, профессиональных объединений и профсоюзов Как вид деятельности внутри организации ПР подразделяется на : Работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями; Управление корпоративным имиджем; Создание благоприятного образа личности; Построение отношений со СМИ; Закрепление кадров, создание хороших отношений с персоналом; Общественная экспертиза; Взаимоотношения с инвесторами; Проведение мобилизационных и презентационных мероприятий; Управление кризисными ситуациями; Управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений Смежные понятия: Лоббизм Лоббизм - многоступенчатый процесс, включающий систему аргументации и механизм подготовки и принятия нормативных актов в пользу тех или иных социально-политических сил через органы государственной власти. Пропаганда Пропаганда - использование определенных тенологий для безоговорочного внедрения в массовое сознание тезисов. Пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как ПР основывается на правдивой информации. Пропаганда имеет жесткую установку и стремиться заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят они этого или нет. Пропаганда делает упор на одностороннем воздействии на индивида или группу. Реклама Реклама - это любая платная форма неличной презентации и продвижения товаров, работ, услуг, идей идентифицированным спонсором. Маркетинг Маркетинг - процесс разработки концепции, ценообразования, распространения и продвижения идей, товаров, услуг, обеспечивающих удовлетворение отношений обмена. Агитация в печати Мерчендайзинг Взаимоотношения с инвесторами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|