Расчет оптимального уровня цены, объема производства и продажи
Задача 1 Фирма осуществляет производство и продажу товара через сеть фирменных магазинов. Данные о цене товара и объеме проданных товаров в среднем за сутки в одном из географических сегментов рынка приведены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Данные о цене и объеме проданных товаров в среднем за сутки |
Цена товара, тыс. руб. | Объем продажи товара в среднем за сутки (штук) | | 3,00 | 48 | | 3,05 | 46 | | 3,10 | 41 | | 3,15 | 39 | | 3,20 | 36 | | 3,25 | 31 | | 3,30 | 27 | | 3,35 | 26 | | 3,40 | 24 | | 3,45 | 26 | | 3,50 | 22 | | |
Необходимо: 1. Проанализировать существующую зависимость между объемом продажи товара и уровнем его цены. 2. Определить коэффициент эластичности между ценой и объемом продажи товара. 3. Определить тесноту связи между ценой и объемом продажи товара. Решение: 1. На основании данных таблицы 1.1, графически изобразим объем продажи товара: Рис. 1.1 Из рисунка 1.1 видно, что для зависимости может быть использовано уравнение прямой линии . Для расчета значений и составим вспомогательную таблицу 1.2. Таблица 1.2. Для расчета значений и . |
№ п.п. | Цена единицы товара, тыс. руб. (X) | Общий объем продаж за сутки ед. (У) | ХУ | X2 | У2 | у(х) | | 1 | 3 | 48 | 144 | 9 | 2304 | 46,73 | | 2 | 3,05 | 46 | 140,3 | 9,3025 | 2116 | 44,04 | | 3 | 3,1 | 41 | 127,1 | 9,61 | 1681 | 41,35 | | 4 | 3,15 | 39 | 122,85 | 9,9225 | 1521 | 38,66 | | 5 | 3,2 | 36 | 115,2 | 10,24 | 1296 | 35,97 | | 6 | 3,25 | 31 | 100,75 | 10,5625 | 961 | 33,28 | | 7 | 3,3 | 27 | 89,1 | 10,89 | 729 | 30,59 | | 8 | 3,35 | 26 | 87,1 | 11,2225 | 676 | 27,90 | | 9 | 3,4 | 24 | 81,6 | 11,56 | 576 | 25,21 | | 10 | 3,45 | 26 | 89,7 | 11,9025 | 676 | 22,52 | | 11 | 3,5 | 22 | 77 | 12,25 | 484 | 19,82 | | итого | 35,75 | 366 | 1174,7 | 116,463 | 13020 | 366,07 | | среднее | 3,25 | 33,27 | | | | | | |
Значение коэффициента определим по формуле: , подставив данные таблицы 1.2, получим: Это число показывает теоретическую величину падения объема продаж при увеличении цены на единицу стоимости. Тогда коэффициент для средних значений определим по формуле: , подставив числовые значения, получим: Это число показывает теоретический возможный объем продаж при минимальной цене. Тогда теоретическое уравнение зависимости объема продаж от цены примет вид: Полученные значения приведем в таблице 1.2 (графа 7). То есть теоретическая зависимость между объемом продаж и ценой равна: . 2. Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле: . Если - спрос эластичный, Если - спрос неэластичный. Используя данные таблицы 1.2 и полученное значение , определяем коэффициент эластичности спроса по цене: . Это число показывает процент изменения объема продаж при изменении цены на 1%. 3. Теснота связи между показателями цены и объема продаж рассчитывается по формуле: Если - связь слабая; - связь умеренная; - связь заметная; - связь сильная; - стремится к функциональной; - связь прямая; - связь обратная; В данной задаче . Так как значение близко к 1, следовательно, связь между ценой и объемом продажи сильная. Вывод: 1. Спрос эластичен. Коэффициент эластичности больше единицы и равен 5,26. 2. При таком спросе политика увеличения цены нецелесообразна. Необходимо определять оптимальную цену, при которой размер прибыли от продаж достигнет максимального значения. Задача 2 Для оперативного регулирования цены с учетом установленной эластичности спроса проанализировать затраты на производство и обращение товара на основании следующих исходных данных. Фирма осуществляет производство товара. Данные об объеме производства и суммарных затрат в среднем за сутки приведем в таблице 2.1. Таблица 2.1. Исходные данные об объеме производства и расходов производства в среднем за сутки |
Месяц | Объем производства в среднем за сутки, штук, Q | Расходы производства в среднем за сутки, тыс. руб., ТС | | 01 | 160 | 1155 | | 02 | 150 | 1135 | | 03 | 160 | 1145 | | 04 | 240 | 1190 | | 05 | 170 | 1140 | | 06 | 210 | 1200 | | 07 | 270 | 1300 | | 08 | 260 | 1225 | | 09 | 280 | 1300 | | 10 | 225 | 1195 | | 11 | 260 | 1230 | | 12 | 250 | 1220 | | |
Таблица 2.2. Исходные данные об объеме реализации и затрат обращения в среднем за сутки. |
Месяц | Затраты обращения в среднем за сутки, тыс. руб. | Объем реализации в среднем за сутки (штук) по вариантам | | 1 | 2 | 3 | | 01 | 1155 | 160 | | 02 | 1135 | 150 | | 03 | 1145 | 160 | | 04 | 1190 | 240 | | 05 | 1140 | 170 | | 06 | 1200 | 210 | | 07 | 1300 | 270 | | 08 | 1225 | 260 | | 1 | 2 | 3 | | 09 | 1300 | 280 | | 10 | 1195 | 225 | | 11 | 1230 | 260 | | 12 | 1220 | 250 | | |
Необходимо используя данные таблицы 2.1: 1. Разделить суммарные издержки производства, используя метод "максимальной и минимальной точки". 2. Используя данные таблицы 2.2 разделить суммарные издержки обращения товара с помощью метода наименьших квадратов. 3. Составить математическую модель валовых издержек производства и обращения товара. Решение: 1. Из всей совокупности данных выберем два периода с наименьшим и наибольшим объемом производства. Из таблицы 2.1 видно, что наибольший объем производства в сентябре составил 280 штук. Наименьший объем производства в феврале - он составил 150 штук. Для расчета постоянных и переменных затрат составим вспомогательную таблицу 2.3. Таблица 2.3. Вспомогательная таблица для расчета постоянных и переменных затрат. |
Показатель | Объем производства | Разность между максимальными и минимальными величинами | | | Максимальный | минимальный | | | 1.Уровень производства в среднем за сутки, штук (Q) (Q%) | 280 100% | 150 53,57% | 130 46,43% | | 2. Расходы производства в среднем за сутки, тыс. руб. (ТС) | 1300 | 1135 | 165 | | |
Страницы: 1, 2
|