на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие региональной торговли: проблемы и перспективы (на примере Ставропольского края)

Развитие региональной торговли: проблемы и перспективы (на примере Ставропольского края)

2

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. . . . . . . .6

1.1 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования .6

1.2 Основные понятия розничной и оптовой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

1.3 Роль и виды торгового маркетинга в розничной торговле . . . . . . . . . . . . 34

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48

2.1 Современное состояние розничной и оптовой торговли Ставропольского края . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48

2.2 Проблемы развития торговой деятельности в Ставропольском крае . . . 68

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Предлагаемые мероприятия по улучшению региональной торговли в Ставропольском крае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82

ВВЕДЕНИЕ

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.

Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.

Торговля взаимосвязана как с отдельными отраслями, так и со всей экономикой страны и Ставропольского края в целях достижения рыночного соответствия объемов, структуры и качества товарного предложения требуемым объему, структуре и качеству потребительского спроса.

Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета Ставропольского края.

От результатов деятельности торговой отрасли зависит степень удовлетворения платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги. Поступления в бюджет Ставропольского края создают экономические условия для развития важнейших социальных сфер - образования, здравоохранения, культуры, спорта.

В результате реформирования экономики Российской Федерации и Ставропольского края за последние пятнадцать лет в торговле объективно начали формироваться предпосылки цивилизованных рыночных отношений.

Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, преобладанием свободной купли - продажи. Динамика объемов и структуры реализованных товаров приобретает все более устойчивый характер. Упразднены торги, тресты, на смену товарно - распределительной системе пришла свободная деятельность предпринимателей (в негосударственном секторе в настоящее время формируется 94,7% оборота розничной торговли). Организации торговли и общественного питания получили хозяйственно - финансовую самостоятельность и перешли на рыночную модель функционирования.

Как ни в одной из других отраслей экономики края в торговле созрела конкурентная среда, сложились разнообразный ассортимент предлагаемых потребительских товаров и услуг и самая высокая предпринимательская и инвестиционная активность. Здесь реально апробированы меры организационно - экономического и нормативно - правового характера, направленные на согласование объемов, структуры и качества товарного предложения и потребительского спроса. Как ни одна другая отраслевая система торговля оказывает наиболее сильное влияние на формирование и рост доходной части бюджета Ставропольского края.

Все это в настоящее время требует всестороннего исследования и выработки рациональных решений по накоплению и практическому применению опыта эффективной экономической деятельности хозяйствующих субъектов торговли в Ставропольском крае, что говорит об актуальности поднятой нами темы.

Целью научного исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли в Ставропольском крае. В соответствии со стратегической целью научного исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы организации и управления торговлей на современном этапе хозяйствования, а именно:

- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;

- раскрыть формирование и развитие инфраструктуры розничной и оптовой торговли;

- обозначить роль и виды торгового маркетинга в розничной торговле

2. рассмотреть общее состояние торговой деятельности в Ставропольском крае;

3. выявить проблемы развития торговой деятельности в Ставропольском крае;

4. обозначить возможные перспективы развития торговой деятельности в Ставропольском крае.

Методологической основой работы явилась специальная, периодическая литература по вопро-сам экономики, торговли и анализа торговли.

Объектом исследования является региональная торговля Ставропольского края.

Предметом исследования являются факторы и механизмы развития региональной торговли.

Данная работа состоит из трех глав:

В первой главе «Теоретические основы организации и управления торговлей на современном этапе хозяйствования» раскрывается место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования, понятия розничной и оптовой торговли.

Во второй главе «Современное состояние торговой сферы в Ставропольском крае» в качестве примера рассматривается розничная и оптовая торговля Ставропольского края, и анализируется розничный товарооборот, товарные запасы, отображается влияние факторов на розничный товарооборот за 2004 - 2006 гг.

В третьей главе «Основные направления совершенствования торговой сферы в Ставропольском крае» предложены конкретные мероприятия, направленные на улучшение региональной торговли в Ставропольском крае.

В конце работы приводится заключение, кратко отражающее полученные результаты и выводы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1.1 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования

Определяющим фактором в системе рыночного хозяйствования выступает торгово-коммерческая деятельность. С переходом к свободным рыночным отношениям все большее значение приобретают торговая сфера и коммерческая деятельность с их потенциальными возможностями. Рассмотрим толкование этих понятий в экономической теории рыночной экономики.

В сфере обращения происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров, созданию действенного рыночного механизма. Этому способствует разгосударствление торгово-сбытовой системы услуг, их демонополизация, приватизация и акционирование, возникновение подлинных конкретных отношений. Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производства на удовлетворение нужд потребителей. Должен окончательно сложить рыночный механизм, регулирующий товарно-денежный обмен, сформировать маркетинг, позволяющий сориентировать производство и распределение на удовлетворение покупательского спроса с оптимальной рентабельностью услуг.

Рынок представляет собой единую систему с определенной иерархией, прочными взаимосвязями и определенными пропорциями между его секторами. При этом, рынок товаров является составной частью рынка как единого целого, охватывающего также рынки ценных бумаг, инвестиций, рабочей силы и некоторые виды рынков.

Иногда ставят знак равенства между понятием рынка и торговли. На наш взгляд, это не совсем верною действительно термин «торговля» или «торговая сфера» имеют в экономике два семантических уровня. Во-первых, торговля - это происходящий во время и в пространстве процесс товарно-денежного обмена, то есть торговля - главная функция рынка. Во-вторых, торговля - это отрасль народного хозяйства, которая осуществляет процесс поступления товаров из сферы производства в сферу товарного обращения, а затем их продажу покупателям. В торговой отрасли происходят необходимые для реализации товаров затраты труда, материалов и денежных средств, образуется прибыль, функционирует материально-техническая база. Торговая отрасль выступает в качестве посредника между производством и сферой потребления. Реже под торговлей понимают рыночную инфраструктуру.

Границы понятия «рынок» значительно шире понятия «торговля», так как он представляет собой всю совокупность отношений купли-продажи и охватывает, сферу производства, распределения, обмена и потребления. В торговле рынок проявляет себя во всей социально-экономической конкретности, когда его субъекты уже не абстрактные компоненты, а реально существующие в действительности контрагенты обменных операций. Торговля всегда осуществлялась на рынке и посредством рынка. Таков подход и выводы о месте и взаимодействиях экономических категорий «торговля», «рынок товаров», «обмен».

Специфической особенностью процессов, происходящих в сфере обращения, является тот факт, что результатом ее функционирования является не создание продуктов, а удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг производителям и потребителям, а также то, что эффект проявления не только в самой этой сфере, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности. От насыщенности рынка товарами и услугами, своевременности их реализации зависят возможности развития производства, степень и качество удовлетворения потребностей.

Очень важно и то обстоятельство, что в сфере обращения рождается дебиторская задолженность, которая увеличивает финансовый цикл предприятия производителя товаров и услуг, ухудшает его финансовое состояние - уровень платежеспособности, тем самым косвенно отражается и на состоянии торговли, а именно способствует: рождению монопольных рынков; повышению цен при прежнем уровне оплачиваемого потребительского спроса.

В нашей стране в дореформенный период ведущей формой торговли товарами народного потребления была государственная торговля, которая обслуживала преимущественно городское население. Доля государственной торговли в розничном товарообороте страны составляла 70 %. Ее вели ряд торговых систем: республиканские министерства торговли, ОРСы (отделы рабочего снабжения) и ПРОДСНАБы некоторых отраслей промышленности, транспорта, строительства.

Экономика строилась по законам прямого распределения, регулирования, без эффективных обратных связей по всей совокупности параметров народного хозяйства.

Торговли как отрасли рыночной экономики в стране не существовало. Господствующей точкой зрения было то, что закон спроса и предложения в нашей экономике не действует, его просто нет, он «побежден» законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.

Вместе с тем в условиях рыночной экономики торговле принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции вынуждают фирмы большое внимание уделять изучение конъюнктуры рынка. Это неизбежно приводит к усилению роли торговли и придают ей соответствующих функций.

Основной задачей торговли является организация распределения и движение материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления таким образом, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.

Для реализации этой задачи торговля выполняет ряд функций, к основным из которых можно отнести: распределение предметов потребления в пространстве (концентрация расстояния); сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления); компенсация различий в объемах производства и потребления; ориентация на требования потребителей к качеству продукции; формирование товарного ассортимента; освоение новых рынков и стимулирование сбыта; предоставление информации о рынке; предоставление различного рода сервисных услуг.

Это далеко не полный перечень функций торговли. Отдельные функции присущи любому типу экономии, основанному на общественном разделении труда, другие - лишь рыночной экономике. При этом коммерсанты оказывают услуги, как производителям, так и потребителям.

Таким образом, в условиях рыночной экономики торговля играет активную роль. С ее помощью производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменениях спроса на продукцию, в результате чего стимулируется производство соответствующих товаров. И, наоборот, торговля побуждает новый спрос, осуществляя рекламу новых изделий и их продвижение на рынке.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.