на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.

I. Введение.

Определение манипуляции. Признаки манипуляции. . . . . .

1

II. Психология манипуляции.

Манипуляция на уровне психических процессов. Манипуляция на уровне

психологических процессов. Перцептивные, мнемические, интеллектуальные

процессы. Механизмы реализующие манипулятивное воздействие. . . .

4

III. Манипуляция в СМК.

СМИ. Информация. Информационная коммуникация. Массовая коммуникация.

Необходимые условия функционирования СМК. Участие телевидения в

политической манипуляции. Основные манипулятивные технологии в системе

массовых коммуникаций. . . . . . . . . .

.14

IV. Политическая манипуляция.

Политическая манипуляция. Символическая политика. Информационная

асимметрия. Политическая манипуляция в США. Последствия "российского

направления" политической манипуляции США.. . . . . .29

V. Заключение.

Современные тенденции российских СМИ во влиянии на политическое сознание. .

. . . . . . . . . .37

VI. Список использовавшейся литературы. . . . .40

I. Введение.

Введение. Определение манипуляции. Признаки манипуляции.

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus –

пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских

языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными

намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование

пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких

действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для

управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги,

рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными

материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую

руку.

Отсюда произошло и современное переносное значение слова – ловкое обращение

с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка

трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с

ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление

или обработка". Изданный в 1969 году в Нью-Йорке "Современный словарь

социологии" определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором

обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения,

которое он от них ожидает".

С. Кара-Мурза[3] выделяет три главных, родовых признаков манипуляции. Во-

первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое

насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух,

психические структуры человеческой личности.

Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен

быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и

разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно

свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору

значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так,

чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к

выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации –

обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя

"предельное самораскрытие", игру в искренность, когда политик рвет на груди

рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного

мастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной

интуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью

доморощенных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным

воздействием – в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет об

общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как

правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы

специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку

манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились

профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).

Как мы установили, манипуляция – способ господства путем духовного

воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие

направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и

ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном

власти направлении. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха

манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован,

когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно.

Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в

которой ее присутствие не будет ощущаться». Одной из первых книг, прямо

посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта

Франке "Манипулируемый человек" (1964). Он дает такое определение: "Под

манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое

воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем

лицам, на которых оно направлено".

Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия – наряду с

посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату

"закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании

адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие

опирается на "неявное знание", которым обладает адресат, на его способность

создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и

поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс

воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого

воздействия.

II. Психология манипуляции.

Манипуляция на уровне психических процессов.

В том искусственном мире культуры, который окружает человека, выделяется

особый мир слов – логосфера. Он включает в себя язык как средство общения и

все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык

как система понятий, в которых человек воспринимает мир и общество, есть

самое главное средство подчинения. В культурный багаж современного человека

вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит

основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к

мнению, что проблема глубже, и первоначальной функцией слова на заре

человечества было его суггесторное воздействие – внушение, подчинение не

через рассудок, а через чувства. Внушаемость – глубинное свойство психики,

возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.

Многие ученые и специалисты акцентировали внимание на значении внушения в

общественных процессах. Необходимо подчеркнуть различия внушения и

убеждения, как непосредственных элементов воздействия. Внушение

осуществляется манипулятивным методом, также действует контрвнушение для

сохранения самобытности восприятия индивида. Убеждение – процесс

логического обоснования, с целью добиться результата. В ходе убеждения

приводятся факты, аргументы, разъяснения. Убеждение предполагает активное

участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает

и принимает или отвергает. "Внушение, напротив, "обходит" разум субъекта и

проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой

переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь там, как

всякий предмет пассивного восприятия"[3].

Внушение прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет

собой вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного

участия в этом акте "Я" субъекта. В этом принципиальное отличие внушения от

убеждения. Производится ли внушение словами или другими знаками, везде оно

влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на

психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему

происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного

психофизического состояния.

Несмотря на существенную роль внушения в практике массовых коммуникаций,

бытовала и иная точка зрения, отрицающая иррациональный, происходящий

помимо разума, процесс внушения. Согласно этой точке зрения, при внушении

человек не меняет свои убеждения и оценки, а меняет объект оценки. То есть,

с помощью внушения в сознании производится подмена объекта суждения, так

что человек мысленно восклицает: "Ах, вот оно что! Вот кто виноват!" и т.п.

Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, в котором

мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении. На этой теории

была основана так называемая «комментированная пресса» – сообщение о факте

сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или

слушателю несколько разумных вариантов объяснения. В рамки этих вариантов

загоняется мысль – но все же мысль человека. От ловкости комментатора

зависит возможность сделать необходимый манипулятору вариант наиболее

правдоподобным.

Манипуляция на уровне психологических процессов. Перцептивные, мнемические,

интеллектуальные процессы.

Восприятие неразрывно связано в воображением, которое новым образом

комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в

памяти: нельзя вообразить то, что в разных своих элементах не

присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие с

процессом тиснения печати на восковой пластинке, а воображение, согласно

Платону, это оттиск, который остается после удаления печати. Дети до

полутора лет не проявляют никаких признаков воображения – им для этого не

хватает материала.

Так как воображение – способность творческая, оно гораздо меньше, чем

мышление, подвержено дисциплине (логики, традиции). Значит, более уязвимо

для воздействия извне. Преобразуя в нашем сознании полученные когда-то и

где-то от действительности впечатления, воображение создает образы и

мыслительные, и чувственные. Следовательно, через воображение манипулятор

может воздействовать и на мышление, и на чувства. Максимальной подвижностью

и уязвимостью перед манипуляцией обладает сочетание двух «гибких» миров –

воображения и чувств. Говорят, что эмоции – основные деятели в психическом

мире, а образы – строительный материал для эмоций.

На сочетании воображения и чувств основано, например, одно из самых мощных

средств воздействия на общественное сознание – терроризм, соединенный с

телевидением. Образ изуродованной взрывом невинной жертвы доводится

телевидением буквально до каждой семьи, а воображение «подставляет» на

место жертвы самого телезрителя или его близких, и это порождает целую бурю

чувств. Затем уже дело техники – направить эти чувства на тот образ,

который подрядились разрушить манипуляторы (образ армии, федерального

центра, исламских фундаменталистов, чеченцев и т.д.). В этой акции

необходима лишь цепочка: террористический акт – телевидение – воображение –

чувства – нужное поведение. Желательно при этом отключить мышление (здравый

смысл), потому что террор не является реальным средством уничтожения и даже

не создает значительной реальной опасности. Его цель – устрашение, т.е.

создание неадекватного чувства страха.

Для понимания процессов массового сознания важно, что воображение тесно

связано с имитацией – мы "воображаем себя на месте кого-то". При этом

имитация часто производится непроизвольно и ускользает от критического

самоанализа. Так, наблюдая движения танцующих, люди порой начинают

повторять эти движения, хотя бы покачиванием рук или мысленно – при этом не

отдавая себе отчета в том, что они вовлечены в имитацию. Так воображение,

если его умело направлять, может привести к массовому "заражению"

настроением и даже действием. Некоторые лидеры и харизматические шарлатаны

обладают искусством провоцировать такие состояния.

Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать воздействие при

манипуляции сознанием являются память и внимание. Задача манипулятора – в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.