на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диплом: Внеклассная работа по математике в школе

Диплом: Внеклассная работа по математике в школе

Министерство образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)

Кафедра теории функций

Допустить к защите в ГАК

__ ___________ 2003 г.

Заведующий кафедрой

_______ Б.Е. Левицкий

Д и п л о м н а я р а б о т а

Внеклассная работа по математике в школе

Работу выполнила Линцова Виктория Валерьевна

_________

Группа 54, факультет математический, специальность 010100 – Математике

Руководитель работы __________ Б.Е.Левицкий

канд.физ.-мат. наук,

доцент

Нормоконтролёр __________ Е.

А.Пичкренко

ст. лаборант

Краснодар 2003

Содержание

Введение...............................3

1 Цели проведения внеклассной работы по математике.............5

1.1 Общая характеристика внеклассной работы по математике.........5

1.2 Классификация внеклассной работы..................7

2 Роль внеклассной работы по математике...................9

2.1 Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения........9

2.2 Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в

изучении программного материала.....................11

2.3 Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению

математики повышенный интерес и способности.........13

3 Виды внеклассной работы по математике................15

3.1 Кружковые занятия по математике и методика её проведения......15

3.2 Факультативные занятия по математике и методика их проведения.....19

3.3 Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач

математических олимпиад для 9, 10, 11 классов.............26

3.4 Математический бой .Схема проведения................37

Список использованной литературы...................49

ВВЕДЕНИЕ

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и

личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и

совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него

потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый

человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично -

добыто на всю жизнь.

Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями

образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке,

культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического

образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место

занимает развивающее обучение.

Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с

учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и

кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших

основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в

специалистах- математиках сейчас очень велика, необходимо формировать

соответствующий интерес еще в школе.

На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников

содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в

обучении определённому комплексу процедур математического характера,

занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся

происходит в рамках изучения обязательного материала.

Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым

этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по

математики, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению

заинтересовавшего материала и т.п.

1 ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

1.1 Общая характеристика внеклассной работы по математике

Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является

развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в

факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы,

математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает

возможность добровольного участия.

Проведение внеклассной работы по математике является прекрасным средством

повышения квалификации учителей. Одной из целей является расширение

изучаемого материала курса математики, иногда такое расширение выходит за

рамки обязательной программы. Рассмотрение на дополнительных занятиях таких

вопросов неизбежно приводит учителя к необходимости основательного знакомства

с этим материалом и с методикой его изложения учащимся.

Так же это помогает выявить учащихся, имеющих интерес и склонности к занятиям

математикой, что весьма важно для решения вопроса о подготовке большого числа

новых математических и научно-методических кадров. Современная школа должна

управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте. Управлять

воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать

заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные

социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него

потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных

сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам.

Основные цели проведения внеклассной работе по математике следующие:

1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной

работе по математике.

2. Определить степень совпадения интересов педагога и учеников.

3. Определить место внеклассной работы по математике средних и старших

классов в школьной жизни.

4. Определить направленность этой внеклассной работы.

1.2 Классификация внеклассной работы

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они

весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической

литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.

1. Работа с учащимися отстающими от других в изучении программного

материала, т.е. дополнительные занятия по математике.

2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.

Но можно выделить ещё и третий вид работы.

3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики .

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и

предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная

работа ведётся. То это говорит, что недостаточно организована работа на

уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный

характер и требует от учителя особого такта и характера.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень

разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о

математике ученики так, например:

1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.

2. Привитие им навыков исследовательской работы.

3. Воспитание культуры математического мышления.

4. Развитие представлений о практическом применении математики и т. п.

Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор

делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой

группы учащихся.

Существуют следующие формы внеклассной работы:

1. Математический кружок.

2. Факультатив.

3. Олимпиады конкурсы, викторины.

4. Математические олимпиады.

5. Математические дискуссии.

6. Неделя математики.

7. Школьная и классная математическая печать.

8. Изготовление математических моделей.

9. Математические экскурсии.

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними

резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при

организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении

математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и

т. д.

2 РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

2.1 Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и

сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего"

ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива

учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по

математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь

удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики

дается с большим трудом.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной

из форм которой является внеклассная работа.

Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные

систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.

Следует различать два вида внеклассной работы по математике: работа с

учащимися, отстающими от других в изучении программного материала

(дополнительные внеклассные занятия);

работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по

сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в

традиционном понимании смысла этого термина).

Говоря о первом направлении внеклассной работы, следует отметить, что

этот вид внеклассной работы с учащимися по математике в настоящее время имеет

место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения

математике с необходимостью должно привести к снижению значения

дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид

внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и

проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной

болезни учащегося, перехода из школы другого типа т. п.). Однако в настоящее

время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя

математики.

2.2 Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в

изучении программного материала

Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение)

имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики.

Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности

следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной

работы с отстающими.

1. Дополнительные (внеклассные) занятия по математике целесообразно проводить

с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы

учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у

школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к

обучаемости.

2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая

каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и

оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

3. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза

в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по

индивидуальному плану.

4. После повторного изучения того или иного раздела математики на

дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением

оценки по теме.

5. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий

характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие

варианты самостоятельных или контрольных работ из "Дидактических материалов",

а также учебные пособия (и задания) программированного типа.

6. Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания

отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки,

допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает

дополнительные занятия по математике более эффективными.

2.3 Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению

математики повышенный интерес и способности

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике -

занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает

следующим основным целям:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее

приложениям.

2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.