на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Китай-Город - (реферат)

Китай-Город - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Китай-Город

Кремль, по старому разделению Москвы, называется Городом, строения вне Кремля Пасадом, а слободы вне Белого города - Загородьем. Впоследствии теснота Кремля важность посада и увеличивающееся число жителей были причиной того, что мать Ивана Грозного Елена Глинская во избежании новых бедствий от нашествия татар и литовцев приказала выкопать глубокий ров вокруг всего посада, заключавшего в себе кроме домов многих знатных горожан все купеческие лавки, торги, или рынки, святые храмы и достопамятную Красную площадь. Работа начата была 20 мая 1534 года и в июне того же года закончена... Замечательно, что работа эта производилась всеми Московскими жителями, за исключением знатнейших граждан и государственных чиновников. Ров простирался от речки Неглинной через старую Троицкую площадь и Васильевский луг к Москве - реке.

Речка Неглинная была запружена и водой своей наполнила ров, так что Кремль и Китай-город представлялись островом. В 1535 году, 16 мая, после молебна и крестного хода по нововыкопанному рву была заложена и каменная стена с четырьмя башнями. Сам митрополит Даниил заложил камни основания как для стенки, так и для башен.

Постройкой стены заведовал зодчий итальянец Петрак Малый, и стена была окончена в 1538 году.

Так была основана новая часть города под названием Китай-город. По мнению некоторых, это слово означает Средний, но другие полагают, что Китай-город так назван по имени Китай-городка в Подольском воеводстве, откуда была родом Елена Глинская. Предположение это всего вероятнее. Однако есть и еще одно предположение относительно названия Китай-города.

Некоторые из историков уверяют, что эта часть Москвы исстари называлась Китаем, и что с этим Словом в простонародье связывался всемирный рынок, и всякая иноземная ткань называлась “Китайком”. Всё будто бы произошло оттого, торговала с Китаем. В Рязанской губернии среди простого народа слово “Китай” и до сех пор составляет насмешливое прозвище всякого барышника и торгаша. Как бы там ни было, но московский Китай-город действительно был центром, где сосредоточилась всякого рода торговля и всякого рода промышленность, имеющая значение не только для Москвы , нот даже и для всей России. Подобно Кремлю и Китай-город после перенесения столицы из Москвы в Петербург стал заметно падать и приходить разрушение. Стены Китай-города в эти годы стали обваливаться, в башнях открыты мелкими чиновниками лавки. К стенам были пристроены погреба, сараи, конюшни.

Нечистоты при стенах всё больше увеличивались заражали воздух . Много лачужек и плохих построек в этой части города было на землях, захваченных духовными властями.

Церковное духовенство не только на подворьях, но и церковных землях завело погреба, харчевни.

Начальник Кремлёвской экспедиции И. С. Валуев входил к обер-полицмейстеру Беклешеву в 1806 году с прошением по этому поводу. Беклешев предлагал митрополиту Платону свести такие заведения с церковных земель. Платон не согласился, ссылаясь на то, что от того много потерпят как церковные доходы , так церковнослужители, которых состояние было весьма близко к бедному. Самым грязным местом в Китай-городе были так называемые певчие дома , принадлежавшие владению синодальных певчих, которые сами здесь не жили, а отдавали постройки в наём. Дома эти были деревянные, разделенные перегородками на маленькие комнаты, углы и чуланы.

Здесь с давних пор были харчевни, трактиры, кофейни и разные мастерские. В случае пожара эта местность представляла большую опасность. В 1804 году здесь все деревянные строения были сломаны и оставлен один трактир. С дозволения бывшего главнокомандующего Китайской стены были построены 204 деревянные лавки, в 1783 году , а в 1786 году по воле графа Брюса лавки эти заменены каменными. Землю отдали без платы, что только застроили пустое место и содержали тут мостовую. Другие здания у стен построены до 1780 года по словесному дозволению тогдашнего обер-полицмейстера Архарова. За стеной от Воскресенских до Никольских ворот стояли постройки не менее безобразные. В старину предлагали стену от Никольских до Варварских ворот сломать, но это намерение не было исполнено. В 1807 году часть стены против воспитательного дома обрушилась на 2 сажени , а смежные растрескались. На починку их потребовалось 190 тыс. рублей серебром. Беклешев ещё в 1805 году предлагал сломать стену Китай-города с башнями от ворот Никольских до Москворецкого моста как ненужную и ветхую , а на ее месте сделать бульвары для гулянья, нол император Александр-1 на это не согласился, желая сохранить все древние строения в Москве в первобытном виде. Ров возле стены Китай-городке был везде завален мусором.

Его только расчистили в 1802 году. После 1812 года ров был засыпан и вся Китайская стена исправлена; оказалось, что площадь строений Китай-города занимает 45 десятин. Незастроенной земли было в трое меньше , чем застроенной. Площадей - 5, улиц от 4 до 8 саженей шириной, зданий - 15.

Торговых помещений втрое больше числа квартир. Китай-город есть наиболее скученно населенная местность всей Москвы. Жителей считается более 30 тысяч, домов более 2 тысяч. Сама стена имеет в окружности 975 саженей. Стена построена из кирпича красного цвета. Правительница Софья приказала её выкрасить в белый цвет.

    Ворота Китай-города.

При закладке Китайской стены были устроены 4 башни, которые образовали 4 ворот. Сретенские - ныне Никольские. Эти ворота именовались Сретенскими, вероятно, потому, что вели к Сретенскому монастырю, а в последствии названы Никольскими потому, что находятся недалеко о Никольских кремлевских ворот и от церкви Николая Чудотворца Большой Крест и, вблизи Никольской улицы. Троицкие - ныне Ильинские. Название этих ворот Троицкими происходило скорее всего оттого, что через них обыкновенно государи наши хаживали к Троице. Тут же было Троицкое подворье, а за воротами простиралась земля, принадлежащая Троицкой лавре. Впоследствии ворота названы Ильинскими по совершаемому через них 20 июля из Кремля крепостному ходу Сперва к Илье Пророку, что на Новгородском подворье, а потом к Илье Пророку, что на Воронцовом поле. Всесвятские - ныне Варварские. Прежнее наименование Всесвятских было дано воротам, вероятно, потому, что недалеко от них находится церковь Всех Святых (На Солянке). Новое название происходит от церкви Варвары Великомученницы. Косьма-Дамианские Ворота. Эти именовались по церкви Косьмы и Дамиана . Ворота эти заложены при царевне Софьи Алексеевне . С течением времени появились и новые ворота : Владимирские , Новоникольские, Москворецкие. Воскресенским воротам, как воротам для Москвы особенное значение, мы посвятим следующую статью с описанием святой иконы Иверской Божьей Матери. Воскресенские ворота устроены гораздо позже возведения Китайской стены. Устройство их относится к 1680 году т. е. к царствованию Федора Алексеевича, который повелел поставить над ними вместе с другими иконами и Икону Воскресения Христова. По этой иконе, вероятно, и ворота названы Воскресенскими. При первоначальной постройке стены Китай-город здесь была башня хотя и с воротами, но не проезжими. Въезд в Кремль был с этой стороны через Троицкие или Боровицкие ворота. Название это, укорянилось не ранее первой половины 18 столетия. Прежде они назывались Курятными от находившегося вблизи Курятного ряда, Неглинными от протекающей перед самими воротами речки Неглинной, Львиными - от находившегося, Львиного двора. В этом дворе содержались львы, присланные в дар Ивану Грозному из Англии, а позднее из Персии. Во время пожара 1737 гола , который охватил почти всю Москву, ворота тоже пострадали. При возобновлении ворот после пожара в фасаде произошли некоторые изменения, а остальное все было сохранено, не были поставлены только иконы. Часовня для иконы Иверской Божьей Матери была устроена впервые в 1669 году , куда икона и поставлена в этом году 19 мая. При перестройки ворот в 1680 году для Часовни сделаны была на внешней стороне ворот печура в стене между двух проездов и к ней пристроена деревянная Храмина с чуланом. Эту часовню приписали к Ноколо-Перервинскому монастырю. Хотя указом в 1722 году были уничтожены почти все часовни в Москве, Воскресенская часовня по просьбе народа к чудотворной иконе Иверской Божьей Матери осталась неприкосновенной. Главнейшей достопримечательностью и бесценным украшением Воскресенских ворот является, чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Она была привезена в Москву 13 октября 1648 года. 143 года икона Иверской Божьей Матери находилась в часовне у Воскресенских ворот, но в 1812 году она была вывезена из Москвы, а потом снова возвращена 10 ноября 1812 года и поставлена на прежнее место.

    Крестцы Китай-Города.

Крестцами в Китай-городе назывались те места, где находились особые часовни, в которых приводили к крестному целованию народ в особенно важных случаях, а также объявлялись царские и патриаршие указы. Сюда же привозили трупы безродных тюремных узников, умерших в тюрьме или под пытками, для сбора денег на их погребение.

Перед Семиком на эти же крестцы вывозили из убогих домов, содержавшихся там подкидышей, и там их брали на воспитание бездетные супруги. Таких крестцов в Китай-городе было три : Никольский, Ильинский, Варварский.

Никольский крестец (часовня) находится при церкви Николы Старого Греческого монастыря. Часовня эта была особенно чтима в народе. Перед образом Николая Чудотворца теплится неугасимая лампада, а в прежнее время горела неугасимая поставная свеча. Тогда между обывателями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни Св. Николая и им зажигать свечи и ночники в свих домах. Обычай этот наблюдался до 18 столетия.

Ильинский крестец получил своё название от Ильинского монастыря, что стал церковью Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. Он простирался от Ильинского моста ( через ров у стены Китай-город) и до Фроловских (Спасских) ворот или даже до Лобного места. На этом крестце по обычаю собирались попы и дьяконы, и сюда присылали обыватели нанимать их в свои церкви для совершения церковных служб. Эти духовные лица вели себя крайне неприлично, бранились между собой и делали разные бесчинства , вследствие чего против этого обычая восстали многие из духовных лиц. Обычай был прекращен только в 18 столетии. У Ильинского крестца производились также торговые казни, которые указом в 1685 году переведены отсюда на Красную площадь.

Варварский крестец получил своё название от церкви СВ. Варвары. Тут в старину продавались знахарями разные целительные травы и заговаривались разные болезни. С течением времени значение крестцов исчезало , крестное целование прекратилось, подкидышей со времени Петра Великого туда не привозили, наемных попов и дьяконов туда не пускали, знахарей и знахарок прогнали. В начале 18 столетия оставались одни часовни, которые тоже были уничтожены синодальным указом 1722 года, за исключением одной Никольской, и крестцы остались в одних только воспоминаниях народа да в исторических актах.

    Соборы в Китай-городе.

Собор Василия Блаженного. Немногие из московских и даже вообще русских храмов пользуются такой известностью как церковь Василия Блаженного. Монастырь основан в 1352 году по воле великого князя нижегородского Бориса Константиновича преподобным Евфимием , который и был здесь первым архимандритом. Монастырь мужской, 2-го класса. Находясь на возвышенном, открытом месте, церковь Василия Блаженного видна издалека и отовсюду заметна своей необыкновенной архитектурой, так что вид её остается в памяти, и на всяком рисунке, даже на самом простом, можно узнать собор. Множество раз и во все возможных размерах был выгравирован вид этого достопамятного храм, который таким образом стал известен не одним москвичам, но и всем обывателям страны. Славе его способствовало ещё и народное предание, будто царь Иван Грозный, при котором построен этот храм, был так восхищен необыкновенной красотой его, что призвал архитектора и спросил : может ли он построить другой, подобный , или ещё более прекрасный храм ? “Могу”, - ответил архитектор. “Ты лжешь! ” вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы он не мог исполнить своего вызова и чтобы храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве. Рассказ этот - выдумка, не основанная ни на каком историческом свидетельстве ; но она много способствовала архитектурной славе церкви Василия Блаженного, и простолюдины до сих пор уверены, что Иван Грозный велел ослепить строителя достопамятной церкви.

Достоверно известно только то, что царь Иван Грозный построил этот храм в 1554 году в память покорения Казанского, прежнего Татарского, царства, о чем он дал обет ещё ранее. Казань взята в 1552 году, а в в1554 году, спустя два года, заложена эта (святая) святыня близ Спасских ворот на месте бывшей тут деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом, при котором погребено тело святого Василия Блаженного. Так как покорение Казани совершилось 1 октября, в праздник Покрова, то и новый собор в честь того дня был наименован Покровским. Постройка храма была окончена в 1557 году, и в том же году совершилось его освящение. Это было 29 июля. При освящении находились сам царь и его брат Юрий, все бояре и множество народа. Освящение совершал митрополит Макарий. Нет сомнения, что Покровский собор представляется нам теперь не в первобытном своем виде, так что мы даже не в состоянии судить по нему о вкусе наших предков и не можем сказать, что особенно восхищало их в нем. За 30 лет, протекших от заложения храма до кончины Ивана 4, он не был ещё совершенно окончен. Царь Федор Иванович по восшествии на престол доканчивал здание своего родителя, устроил несколько новых приделов, повелел расписать церковь и покрыть её узорчато железом и черепицей. В царствование Федора Ивановича были обретены и мощи СВ. Василия Блаженного, который, как уже сказано, был погребен здесь при Троицкой церкви в (1552 г. ). Мощи обретены в 1588 году, прославились чудесами, и с тех пор Покровский собор получил в народе наименование Василия Блаженного. Собор не был окончен и царем Федором Ивановичем. Последующие цари - Михаил Иванович, Алексей Иванович и Федор Алексеевич - продолжали увеличивать число приделов собора, так что всё строительство его тянулось с промежутками более 125 лет. Было произведено много изменений как во внутреннем устройстве, так и снаружи. Важнейшие переделки и прибавления в соборе окончились около 1679 года, и он остался в том виде, в каком существует. Тогда имел он 20 приделов, а по некоторым известиям, впрочем не весьма достоверным , до 70. От этих переделок храм как снаружи, так и внутри не имеет ни малейшей симметрии, а оригинальная красота его является чистой случайностью.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.