на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Чернышевский

Чернышевский

М ГЛ У

Р е ф е рат

П е дагогические идеи Н. Г. Чернышевского

1998 год

План реферата

1. Введение.

2. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского.

3. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского.

а) состояние образования и школы

б) обучение и воспитание (его задачи и содержание)

в) о методах обучения и воспитания

г) дисциплина учащихся

д) учебники и книги для чтения

е) об учителе

4. Значение педагогической теории Н. Г. Чернышевского.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

Введение

Николай Гаврилович Чернышевский вошел в историю развития

человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности

делу.

В своих сочинениях Чернышевский отводил видное место

педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими

философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены

многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и

воспитания.

Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории

педагогики, однако в его сочинениях представлена цельная система

революционно - демократических взглядов по вопросам народного

образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.

Цель данного реферата - на основе анализа работ Чернышевского

осветить основные положения его педагогической теории и тем самым

показать историческое значение педагогического наследия Н. Г.

Чернышевского.

Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского

Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович

Чернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника.

До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома.

Чернышевский с ранних лет пристрастился к чтению и стал “пожирателем

книг”, каким оставался в течении всей своей жизни.

В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования

в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики).

Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии (духовная

карьера совершенно не привлекала Чернышевского) он в 1846 году уехал в

Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачислен

студентом университета.

По окончании университета в июне 1850 года Чернышевский вернулся в

Саратов и с января 1851 года начал работать преподавателем словесности в

гимназии.

Весной 1853 года Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовского

врача Ольгой Сократовной Васильевой.

Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал в

Петербург.

Осенью 1853 года Чернышевский начал сдавать экзамены, а к концу

года в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическое

отношение искусства к действительности”.

Диссертация звала работников искусства к справедливому отражению в

их произведениях действительной жизни. Она звала к активной борьбе со

всем тем, что омрачало жизнь народа. / Смирнов В. З. Педагогические идеи

Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.: Государственное учебно-

педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 5-

11/.

С 1854 г. Чернышевский становится редактором журнала “Современник”

. В своих научных работах, литературно - критических статьях много

внимания он уделял вопросам образования, воспитания и школьного

обучения. В работах Чернышевского содержались основные положения

революционно-демократической педагогики, представлявшей собой вершину

педагогической мысли домарксова периода. В них давался ответ по таким

кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи

воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и

разделении труда умственного и физического, роль наследственности и

среды в формировании личности, биологическое и социальное развитие

человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и

дижакточеские принципы построения школьного обучения и др. / Егоров С.

Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.: Просвещение,

1986. - С. 179-180/.

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован по обвинению в

противогосударственной деятельности. 7 февраля 1864 года сенат

приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на

каторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири

навсегда.

В 1889 году благодаря усиленным хлопотам сына Чернышевскому

разрешено было вернуться в Саратов.

Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать

надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую

деятельность, создать ряд новых работ. Но этой надежде не суждено было

осуществится. 17 октября 1889 года на 61-м году жизни перестало биться

сердце пламенного патриота, борца за свободу и счастье трудового народа,

великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского. /

Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.

Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство

министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 18-28/.

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского

Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В.

Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии,

особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевский

целиком подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Из

всех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, свои

надежды возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно

связан с революционным демократизмом. /Константинов Н. А., Медынский Е.

Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.204/.

Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения по

сравнению с Белинским и Герценом. Он давал более глубокое

материалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории.

Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть материя, без

материи нет и не может быть сознания.

Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства

человеческого организма и психической деятельности человека. Вместе с

тем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, а

предполагает конкретные различия между ними. “На человека надобно

смотреть как на одно существо , имеющее только одну натуру, чтобы не

разрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным

натурам” - говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С.,

Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970.

-С. 118/.

После общей характеристики теоретического воззрения

Чернышевского перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей.

Состояние образования и школы

Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов ,

обуславливающих развитие и формирование человеческой личности,

Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в области

воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостнического

строя в России, те пороки , какими была проникнута “просветительная”

политика правительства крепостников и официальная система воспитания. /

Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.

Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство

министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 41/.

Касаясь состояния грамотности в России, в статье “Суеверие и

правила логики” он с болью в душе писал: “В целой Западной Европе ,

имеющей около 200 миллионов жителей (в России тогда насчитывалось 65-70

миллионов ), не найдется столько безграмотных людей , как в одной нашей

родине ” / НГ Чернышевский , Полн. Собр. Соч., т. 5, ГИХЛ, 1950, стр.

695./.

К тому же, говорил Чернышевский далее , большинство грамотных в

городах. Значит, какая же безграмотность , тьма-тьмущая в деревнях

среди трудового крестьянства.

Где же причина такого тяжелого положения с грамотностью? В той же

статье Чернышевский указывал, что есть люди, которые пытаются отыскать

причину этого неблагополучия в природе русского человека. В

действительности , утверждал Чернышевский, наблюдается как раз обратное,

именно чрезвычайно сильное стремление в народе к просвещению, “но

обстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют его

осуществлению”.

Те же мысли Чернышевский продолжал развивать и в статье “Ясная

поляна”, когда касался “недоумения” Л.Н. Толстого по поводу того , что

“народ постоянно противодействует тем усилиям, которые употребляет для

его образования общество и правительство“. Приведу цитату. “Кроме того,

что иногда (очень редко) случается упорное сопротивление со стороны

народа образованию, по какой-нибудь случайной ошибке народа или его

просветителей, есть еще один факт, который мог бы ввести редакцию “Ясной

поляны” в заблуждение насчет существенных отношений народа к

образованию. Этот факт уже не исключительный, а общий, и проходит через

всю историю просвещения. Он состоит в то, что когда кто бы то ни был , -

сам ли народ, т. е. , большинство простолюдинов, - образованное ли

общество, правительство ли задумает какую-нибудь реформу в народном

образовании , реформа на первых порах встречает более или менее сильную

оппозицию , - но не исключительно в народе, а точно так же и в

образованном обществе (если ею занимается оно) и в некоторых членах

самого правительства (если реформу задумает правительство).”/

Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:

Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР,

1940. -C. 158/.

То есть Чернышевский хотел сказать что, во-первых, народ никогда не

против образования, что если наблюдается подобное отношение к

образованию со стороны отдельных лиц, то на основе этого нельзя делать

обобщений и судить о народе в целом; во-вторых, когда крестьяне не

посылают своих детей в школу , если она есть поблизости, то не в силу

якобы врожденного консерватизма в их натуре, а в силу своей материальной

необеспеченности.

Что же касается способов обучения, то они , по характеристике

Чернышевского, стояли на таком низком уровне , что мало чем отличались

от дрессировки, вследствие чего убивали в детях любознательность,

притупляли их ум и заглушали всякое малейшее проявление

самостоятельности детского мышления.

Неудовлетворительное состояние школьного преподавания, по его

мнению в значительной степени объяснялось отсталостью педагогической

теории и реакционной сущностью официальной педагогики , являвшейся

теоретической основой современной ему системы обучения. Но главную,

основную причину он видел в неблагоприятных обстоятельствах , который

тормозили развитие просвещения в целом. Под этими обстоятельствами

подразумевались социально-экономические условия крепостной России. /

Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.

Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство

министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 44-47/.

Обучение и воспитание (его задачи и содержание)

Очень существенным является вопрос о задачах воспитания.

Предшественники Чернышевского - Радищев, Белинский и Герцен - выдвигали

идею подготовки человека - борца, революционера. Эта идея горячо

поддерживалась Чернышевским и получила свое выражение в сформулированной

им цели воспитания, сводившейся к тому, чтобы подготовлять человека,

всегда думающего об общей пользе, активного участника в “гражданских

делах”.

Идеал человека, активного общественного деятеля, Чернышевскому

представлялся как личность высоко идейная и всесторонне развитая в

физическом и духовном отношениях.

Требование о всестороннем развитии личности, по Чернышевскому,

диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, правильным ,

материалистическим взглядом на природу человека как на единое,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.