на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Восточный Институт Экономики Гуманитарных Наук Управления и Права

Педагогический факультет

Психология

Дифференциация обучения — как условие развития одаренных.

Реферат по предмету(

Методика работы с одаренными детьми.

Студентки группы С-96

Мавлявиевой

А.А.

Преподаватель(

Бадретдинов В.М.

Альметьевск

2000г.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………………………3

1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.…5

2. Обучение одаренных……………………………………………………………………..13

2.1. Общие особенности одаренных детей……………………………………………………..13

2.2. Ускорение обучения……………………………………………………………………………13

2.3. Обогащение обучения…………………………………………………………………………15

3. Учитель для одаренных……………………………………………………….19

3.1. Подготовка учителя…………………………………………………………………………….19

3.2. Личностные особенности и поведенческие черты для

одаренных…………………….20

3.3Менторство как форма работы с одаренными детьми…………………………………….21

Заключение….……………………………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………………24

Введение.

В моду входят не только фасоны платьев но и те или иные слова или идеи…

Сегодня модной стала модной проблема детской одаренности. Везде и всюду

ищут таланты( развивают таланты( создают фонды для помощи талантам. Но это

сейчас. А долгое время одаренных по сути дела( в нашей стране не

существовало. Провозглашался ханжеский лозунг( «Неспособных детей нет!».

Все объявлялись одаренными. А раз все дети одарены от природы в равной

степени( то надо ли заниматься талантами( разрабатывать для них особые

методы обучения и воспитания( готовить учителей…

Психологи показали( что для развития потребности ребенка в познании и —

на этой основе — одаренности наиболее пагубно именно пренебрежение(

безразличие к его познавательной деятельности. Даже запрещение творчества(

как это ни парадоксально( может более положительно влиять на развитие

ребенка (в случае сильной потребности в познании)( чем равнодушие.

У нас до сих пор бытует мнение( что работа с одаренными детьми( создание

для них специальных школ( особых программ — все это не что иное( как

формирование элиты( нарушение правила равенства( гуманизма. По-видимому(

нашему обществу еще придется вырабатывать принципы подлинного гуманизма(

заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности»( а в уважении к

уникальности каждой личности( к ее неповторимости. Ведь люди различаются от

природы самым основательным образом,( в том числе и по своим талантам.

Надо сказать( что( несмотря на большую — длительную и временами широкую

историю изучения одаренности на Западе и нашей стране( тем не менее

терминология еще не вполне установилась. Понятие «одаренность» имеет

несколько различных значений: как представление о наследственных

предпосылках( об уровне умственного развития( характеризующем каждого

человека ( и т.д.

Понимание одаренности как только интеллектуальной характеристики не

соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей

человека. Одарен( необычно развит не сам по себе ум человека( одарена его

личность. Человек( наделенный развитыми способностями( — другой и по

характеру( и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с

окружающими( по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку(

прежде всего к ребенку( как к личности необходим( чтобы суметь развить его

способности реализовать его дар. Более того( лишь понимание личностной

непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его

творческие и интеллектуальные потенции.

Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренности детей( если

они опережают в своем развитии сверстников( необыкновенно легко усваивают

человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая

одаренность( гораздо более трудная и для учителей( и для родителей. Это

одаренность нестандартным видением( нешаблонным мышлением. При этом

способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся( что мешает

окружающим вовремя угадать этот дар.

Особенно трудно таким детям с учителями. Видимо( сама профессия педагога

противоречива по своей сущности( ведь он учит своих учеников наиболее

устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости консервативен.

Добавим при этом( что при всех вариациях он все же имеет дело каждый год с

одним и тем же основным содержанием своего предмета. В такой ситуации тем

более трудно не только заметить нестандартного ребенка — трудно его

оценить( примириться с нешаблонностью его восприятия( его деятельности. Еще

прибавим( что у творчески одаренного ребенка( как правило( менее уживчив

характер( чем у «нормальных» детей( из-за чего у него не редки трудности в

общении.

Не будет преувеличением сказать( что( общаясь с одаренными детьми(

учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу(

свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем( кто никогда не работал

с одаренными детьми ( такой ребенок представляется чудом( которое нельзя не

заметить( а сама работа с ним — праздничной и полной непрерывного

удовлетворения. Это далеко не всегда так. Многие талантливые дети на первый

взгляд ни чем не выделяются( и нужен большой опыт( специальные знания(

чтобы заметить их в общей массе. Еще больше особой психологической

подготовки нужно( чтобы уметь работать с такими детьми.

Одаренные дети — целый мир( особый мир детства.

1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.

Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных

дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и

установление между ними эмоционально благополучных отношений.

В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три

основных направления:

1. факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной

программе;

2. предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной

программы;

3. создание классов (школ)(работающих по специально разработанным

программам.

При этом многие исследователи,( занимающиеся проблемой одаренных детей(

отмечают значительные трудности,( которые могут возникать в сфере общения и

взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их

сверстниками при работе по первым двум направлениям.

Так( по мнению ряда авторов( некоторые особенности поведения и личности

одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками(

конфликтности их взаимоотношений вплоть до изоляции ребенка со стороны

детей( имеющих обычный уровень развития способностей. Некоторые

исследователи полагают( что в основе многих особенностей поведения

одаренных детей( нарушающих их отношения с людьми( лежит неравномерность

психического развития. Она проявляется в том( что высокое развитие

интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим

высоким эмоциональным и социальным развитием.

Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми( в

общении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как

правило( эти трудности обусловлены тем( что старшие дети опережают их в

физическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в таком

коллективе. А переживания по поводу того( что они не могут сделать что-то(

как старшие( иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей

так как они весьма критичны к своим достижениям. Н.С.Лейтес описывает

также случаи( когда при обучении экстерном одаренные дети оказывались в

эмоциональной изоляции от группы старших детей из-за возрастных различий в

личностном развитии.

Существуют и противоположные данные относительно особенностей социального

взаимодействия и развития одаренных детей. Они свидетельствуют о том( что

ребенок с высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет

себя как инициативный лидер( которого другие дети предпочитают выбирать в

качестве партнера по играм и занятиям. К.Абромс( указывает что высокое

познавательное и речевое развитие одаренных детей способствует более

раннему появлению у них социализированных форм проявления агрессии( а также

что просоциальное поведение (альтруизм) связано с высоким уровнем

умственного развития.

На вопрос о том( насколько благоприятно для развития ребенка складывается

его общение в группе детского сада или в классе( позволяет ответить анализ

групповых взаимоотношений( проводимый с помощью социометрических методик.

Такой анализ основывается на выявлении существующих в группе( главным

образом( эмоциональных предпочтений. В зависимости от степени

предпочитаемости дети имеют различное положение (статус) в системе

взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время в статусной

структуре группы большинство авторов выделяет четыре основные категории

(подгруппы). Положение детей( входящих в I и II подгруппы («звезды» и «

предпочитаемые»)( рассматриваются как благоприятное( а в III и IV

(«пренебрегаемые» и «изолированные») – как неблагоприятное и

свидетельствующее о наличии различных трудностей или конфликтов в общении с

членами группы.

На положении ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие

факторы. В первую очередь оно зависит от его успешности в игровой

деятельности( умение организовывать игру( обогатить ее сюжет и содержание.

Оно обусловлено и личностными качествами ребенка( которое обеспечивает

успешность( эмоционально благоприятный фон совместной деятельности. На

избирательное отношение дошкольников оказывает влияние и то насколько полно

они удовлетворяют потребность друг друга в общении.

Обеспечивает ли высокий уровень развития познавательных способностей

(взятый в относительной независимости от успешности совместной игровой

деятельности и личностных особенностей) благоприятное положение в группе?

На этот вопрос исследования детских групповых взаимоотношений( как и

результата наблюдений за особенностями взаимодействия и общения одаренных

детей( не дают однозначного ответа. Так в работе Т.В.Сенько было

установлен( что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней

успешностью в индивидуальной познавательной деятельности( как правило(

имеют благоприятное положение в группе – входят в категории «звезды» или «

предпочитаемые». Вместе с тем отмечается и тот факт иногда попадали и в

категорию «изолированные».

Основываясь на анализе данных по проблеме отношения детей к более

интеллектуально развитым сверстникам( можно говорить о том( что( конечно

же( оно зависит и от особенностей личности и от поведения ее( но во многом

определяются целями( задачами совместной деятельности( ее успешностью(

ценностными ориентациями группы. По этому в каких-то группах (или у

отдельных ее членов) одаренные дети будут популярными и пользоваться

симпатиями( а в других – нет.

Вопросы же о том( какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их

совместном воспитании; когда объединены в группу достаточно однородную и не

только по показателям умственного развития( но и по характеру мотивации(

некоторым личностным особенностям( обусловленным высоким развитием;

насколько такие взаимоотношения благоприятны для их эмоционального

самочувствия( до настоящего времени остаются практически не изученными.

Групповые взаимоотношения – это сложная система различных

взаимопроникающих и взаимовлияющих видов отношений человека к человеку.

Наиболее часто в ней выделяют межличностные (отношения( симпатии(

антипатии( безразличие) деловые (отношения к другому как к партнеру по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.