на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Библиотечно-информационный факультет

Специальность: менеджер информационных систем

Очное отделение

… курс, … группа

РЕФЕРАТ

по курсу

«Педагогика»

тема

«Домашнее воспитание за рубежом.

История. Традиции. Перспективы»

Выполнил:

Санкт-Петербург

2004

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика семьи

. Семья и брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

. Традиции семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

История педагогики как науки. Домашнее воспитание в Древнем Мире

. К вопросу об источниках изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Возникновение

семьи. Воспитание детей в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего востока: общее

и особенное в генезисе воспитания и школы . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

. Воспитание в Древнем Египте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

. Воспитание в Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

. Воспитание в Древнем Риме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

В заключении

. Зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

. Современный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СЕМЬЯ И БРАК

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных

человечеством за всю историю своего существования, Ни одна нация, ни одна

культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии,

сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство, в прочной

надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки

сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон,

Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их

объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как

об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в

биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все

чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой,

подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных

отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами,

нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как

совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак, семья – это малая социально-психологическая группа, члены

которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и

взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой

обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве

населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два

основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и

женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми;

родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные

отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних

семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот,

радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за

собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным

поведением. Однако понятие счастья большинство живущих на земле связывают,

прежде всего, с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем

доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам хорошую

семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко

переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с

теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или

является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических

исследований, проведенных в разных странах.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет

на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все

социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность

от общественно-экономических отношений, выступая одни из самых традиционных

и устойчивых социальных институтов.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья»

часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия по сути

дела имеющие общее, не являются синонимами.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы

социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль)

сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на

поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и

рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские

права и обязанности.

Следует иметь в виду, что

- брак и семья возникли в разные исторические периоды;

- семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,

поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их

детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых

им людей.

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих

заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные

традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает исторически

сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки,

правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует,

воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без

которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы

жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с

различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением

семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские

отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А

поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение

культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности

может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во

многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного

малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу,

передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение

семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т.д. Передаваясь из

поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни,

не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их

назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-

родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов

передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь,

доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому

человеку.

В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия

«традиция» и «обычай» используются как синонимы. Ответ на вопрос о том,

насколько правомерно такое отождествление, дается в исследовании

И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие

социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации

утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих

отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции

осуществляют разными путями. Обычаи непосредственно, путем детальных

предписаний определенных действий в конкретных ситуациях, стабилизируют те

или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности

новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в

общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и

многие другие. Каждый обычай, естественно, имеет свой смысл, но он не

выражается в форме идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что

следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким

нужно быть.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая

определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается

детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к

определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой

придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то

делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем,

необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему

таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады».

В силу указанного выше различия, существующего между традициями и

обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании

ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки - стереотипно

повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма

(например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного

аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого

человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные

отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в

поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи, как средство

воспитания, недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые

отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на

требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций

значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют

становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой

он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки

дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые

сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в

утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают

неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если,

например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим,

то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в

общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («Почему

мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она

бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не

друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка,

причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции

многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне

социальное развитие ребенка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные

особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе

традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.