на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду

РЕФЕРАТ

Тема:

«Экологическое воспитание в детском саду»

Написан:

Воспитателем

Зайчик И.Н.

Г. Волгореченск, д/сад №57, 2002г.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж

великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там –

лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет

рожать хлеб….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так

хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по

нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и

земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не

вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а

нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию,

по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно:

болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и

многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что

земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само

собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина,

скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и

бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества

слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не

будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую

победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что

от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить

бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки)

дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта

дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование

людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,

включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической

направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как

в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей

действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на

долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже

поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских

стихов

(«Мы были за речкой, на том берегу,

На большом, душистом заливном лугу.

Бабочек ловили и венки плели

На колхозном сене отдохнут легли….

Стрекозу поймали, крылья хороши!

За кувшинкой лезли через камыши….»)

До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему

городу, селу, где человек родился и живет.

* * *

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом

и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как

тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а

заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше

богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в

нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами.

Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами

леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и

озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от

разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств следует

подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить

самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет

легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую

осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство.

Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без

них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь

за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают

нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть

чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и

травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства,

посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним.

Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник,

убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему

необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко

всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны

бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в

этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту

на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это

эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, -

утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на

умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года

позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой

и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется

реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь

между ними.

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая

полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во

взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях

живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии

человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую

сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным

полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере

три задачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того,

чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой

плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно

использовать природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На

основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных

последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в

природе).

Можно представить себе три уровня изучения природы:

I. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая

внимание на их связи;

II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание

концентрируется на том, например, чем питаются те или иные,

строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется,

скажем, значение леса для реки и т. д.;

III. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы,

процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать

предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию

процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет,

чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним

происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при

знакомстве с природой, прежде всего?

Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных

факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о

природе нашего региона.

2. Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях;

нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать

выводы.

3. Воспитание любви к природе своего города; полезно создание

экологической тропы.

Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах

отдыха, на территории детского сада.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной

работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки

стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:

1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или

старые деревья, растущие на территории детского сада.

2. лекарственные растения, специально высаженные на участке.

3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения

в природе.

4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы

древесно–кустарниковых растений, цветов.

5. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный

уголок.

6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе

предусматривает определенное содержание и методические программы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание

любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности,

доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут

рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость –

это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем

поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и

милосердия.

. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился,

живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему

человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в

ближайшем окружении.

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном

городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о

природе Костромской области.

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой

нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..»,

«Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской

деятельности.

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я

провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами.

Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения

(одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки

из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми

заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На

занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может

получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.