на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

Министерство общего и профессионального образования

АРМАВИРСКИЙ ЛИНГВИСТИчЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИчЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Клименко Татьяна Григорьевна

Дипломная работа

На тему

«Элементы художесственного творчества на уроках развития речи в

начальной школе»

Научный руководитель: д.ф.н., профессор, академик АМАН,

заслуженный деятель науки Кубани

Сакиева Р.С.

Консультанты: Михайлова Н.А.

старший преподаватель

г.Армавир, 2000г.

Содержание

|Введение. |3 |

| | |

|Глава I. Проблема межпредметных связей в |5 |

|психолого-педагогической и методической литературе. | |

|1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных |5 |

|связей; психологические основы художественного восприятия.| |

| | |

|2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы |15 |

|межпредметных связей. | |

|3. Использование художественного творчества детей на |19 |

|уроках развития речи. | |

|Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической|22 |

|периодике. | |

| | |

|Глава III. Педагогическое исследование. |29 |

|1. Констатирующий эксперимент. |29 |

|2. Формирующий эксперимент. |34 |

|Заключение |50 |

| | |

|Список использованной литературы. |56 |

Введение.

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего

языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным

произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной

культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых

средств может свидетельствовать не только о слабой словесной

подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об

эмоциональной «глухоте». Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах

детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их

взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в

котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.

Использование на уроках развития речи художественного творчества детей

- залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как

взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе

духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции

так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших

школьников.

Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и

художественного творчества младших школьников.

Цели исследования:

1) выявить эффективные условия для обучения, развития и воспитания

младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации

взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно: при использовании

художественного творчества детей;

2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.

Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с

использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития

речи явилось предметом настоящего исследования.

Основным методом исследовательской работы был педагогический

эксперимент.

Кроме того были использованы другие методы:

1. изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,

русскому языку и литературе;

2. изучение и анализ научно - методической литературы;

3. наблюдение за детьми;

4. анализ детских работ.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения,

развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи

реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу

исследования: использование на уроках развития речи элементов

художественного творчества позволит повысить уровень развития речевых

умений у детей.

Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи

исследования:

1. Выявить эффективные условия для развития речевых умений при помощи

реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;

2. раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного

подхода на уроках развития речи;

3. выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на

таких уроках художественного творчества детей;

4. определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции;

5. проверить эффективность методики экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проводилась на примере использования

изобразительного творчества детей (тематических рисунков) при работе над

сочинениями-описаниями и проходила во 2 «А» классе 4 школы г.Ейска. В

эксперименте принимало участие 17 учеников. Исследование проходило в два

этапа: констатирующий и формирующий.

ГЛАВА I.

Проблема межпредметных связей

в психолого-педагогической и методической литературе.

1. Психологические основы межпредметных связей.

Психологические основы межпредметных связей были заложены учением

академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной

системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал

образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые

он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи

между всеми формами отражения объективной действительности, в основе

которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных

связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»1. Для

установления наиболее дифференцированных и прочных временных связей

решающее значение имеет образование в коре головного мозга очагов

оптимальной возбудимости. Образование этих очагов зависит от интенсивности

раздражителя. Эта интенсивность, по И.П. Павлову, зависит, в свою очередь,

от воздействий, которым подвергался индивидуум ранее. Центральная нервная

система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера,

но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей.

Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые учителем или



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.