на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

Предлагаемая работа содержит теоретический материал, основанный на

научных данных о педагогических условиях развития музыкальных способностей

детей в ДМШ, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Эти

закономерности были выявлены в результате многолетних психолого-

педагогических исследований. Также работа содержит методический материал,

раскрывающий своеобразие музыкально- эстетического воспитания. Показано

значение искусства как способа отражения действительности и его роль в

формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной

деятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на

личные наблюдения, отражающие практику педагогической работы в ДМШ,

общеобразовательной школе и в клубе.

Главная задача работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на

формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и

гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной

работы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

|Введение |Стр. |

|Глава 1 . Значение эстетического, нравственного и |Стр. |

|музыкального воспитания личности. | |

|§ 1 Основные понятия |Стр. |

|§ 2 Музыкальное воспитание как средство эстетических|Стр. |

|и нравственных качеств личности. | |

|Глава 2. Воспитание личности в различных формах |Стр. |

|музыкальной деятельности в ДМШ. | |

| § 1 Слушание музыки |Стр. |

|§ 2 Исполнительство |Стр. |

|§ 3 Музыкально-познавательная деятельность |Стр. |

|Выводы |Стр. |

|Литература |Стр. |

ВВЕДЕНИЕ

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена

недостаточным уровнем культуры молодёжи. Думаю, что это не что иное, как

результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании

подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения

музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной

школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике

обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания

ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески

преобразовывать действительность.

Наблюдая за детьми, обучающимися в ДМШ, и сравнивая их с обычными

учениками общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что дети,

обучающиеся в ДМШ, более развиты во всех отношениях. В процессе

всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.

« Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в

которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без

искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и

гармонично развитого».[1] Мысли обо всём этом и привели меня к тому, чтобы

проанализировать эту ситуацию, выявить, какие же личностные качества

приобретает человек в процессе музыкального воспитания, как музыкальное

воспитание влияет на его мир чувств, поведение.

Для написания работы использовалась литература Свердловской областной

библиотеки им. В.Г.Белинского, библиотеки ДШИ, методических кабинетов

дошкольных учреждений, а также личной библиотеки. Изучая различную

литературу, я получила возможность познакомиться с научными работами

известных музыкантов – педагогов, и все они указывают на то, что особое

место в процессе формирования гуманистического мировоззрения, нравственных

и эстетических идеалов принадлежит искусству.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как

неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом

которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране

музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь

избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития

всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог

В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.

«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков

эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного

воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания

детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором

около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального

воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий

источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное

умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы

облагораживаем его мысли, стремления».[2]

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно

раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать

и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет

на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в

детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, -

предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца

красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует

многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку

культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную

красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».[3] Широко известны

слова К.Маркса о том, что «для немузыкального уха самая прекрасная музыка

лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения

музыкальной культуры детей.

ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы через определение эстетических,

нравственных и музыкальных целей воспитания раскрыть значение музыкального

воспитания в жизни человека.

В первой главе обозначим эстетические, нравственные и музыкальные цели

воспитания личности, используя научную литературу. Во второй главе

рассмотрим различные формы музыкальной деятельности и определим, какие

личностные качества они воспитывают в человеке.

ГЛАВА 1

Значение эстетического. Нравственного и музыкального воспитания

личности

§ 1 Основные понятия

Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в

форме физиологического, психического и социального становления человека и

определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными

условиями.

« Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит

главным образом под влиянием воспитания. Воспитание « проектирует»

личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет

её в заданном направлении»,- писал Л.С.Выготский.

В общей педагогике воспитание рассматривается. Как специально

организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника. В

ней изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая

необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее

соответствующие данному возрасту детей. Методика воспитания изучает вопросы

образования, обучения и развития.

В самом общем виде формирование личности ребёнка можно определить как

процесс социализации, т.е. усвоение человека социального опыта. Человек на

основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-

психологическую систему. «Личность в полном смысле этого слова начинается

тогда, когда из всего социально- психологического материала, ставшего

личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная

система, которая обладает индивидуальностью, способностью к саморегуляции,

избирательным отношением к социальной среде».[4]

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Человек живёт в обществе и не может быть

свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую

очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и

произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения,

принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих

требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу,

к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных

убеждений, мировоззрения;

- развитие у детей чувства патриотизма;

- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со

сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам,

тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде,

трудолюбия;

- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять

свои личные интересы общественным;

- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в

убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к

труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

- формирование навыков культуры поведения и др.

«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция,

сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела

становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию –

главная цель нравственного воспитания».[5]

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие у детей способности воспринимать

прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в

природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от

безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать

это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и

практической деятельностью человека.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно

понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

формирование навыков использования средств искусства для познания жизни

людей, самой природы;

- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту

красоту;

- вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в

области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования,

художественного слова, драматизации;

- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и

создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и

умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего

прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы

субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и

составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не

только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся

гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь

предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль

играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий

мир.

Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни.

Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать

наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.