на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть 6

1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического 6

восприятия в развитии речи 6

1.2 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи 12

1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи 13

1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР 16

1.2.3. Основные направления коррекции 18

фонетико - фонематического недоразвития у детей 18

дошкольного возраста 18

1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей 20

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20

1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с 22

фонетико-фонематическим недоразвитием речи 22

1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию 25

фонематического слуха и фонематического восприятия 25

1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

26

1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков 27

на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах 27

Глава II. Практическая часть 31

2.1. Программа исследования 32

2.1.1. Программа диагностики психологической 32

зрелости дошкольников 32

2.1.2. Методика обследования речи 34

2.2. Формирующий эксперимент. 44

Организация и проведение коррекционной работы в 44

экспериментальной логопедической группе 44

2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей 46

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 46

2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и 47

воспитателя в подготовительной группе 47

2.2.3. Методика организации логопедической работы 50

в экспериментальных группах 50

2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и 64

формированию лексико-грамматического строя 64

2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по

закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР 67

2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления 76

2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти 77

2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму 79

2.3. Результаты контрольного эксперимента 82

Заключение 91

Список использованной литературы 93

Введение

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов

формирования произносительной системы родного языка у детей с различными

речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения

фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать

их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.

д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в

школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь

формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием

фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и

дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем

целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и

фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР

включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению

грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В.

Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с

ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который

необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент

выпусников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении

чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству

детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские

поликлинники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с

ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся

актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь

между логопедом, воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова,

Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на

группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление

общего недоразвития речи.

Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и

воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с

детьми с ФФНР.

Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух

подготовительных к школе групп с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.

Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации

работы воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений, обучению

грамоте в д/с, развитие психологической готовности к школе.

Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение

воспитателем разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно

предположить, что совместная работа воспитателя и логопеда направленная на

коррекцию речевых нарушений у детей, и предполагающая проведение

методической работы логопеда с воспитателями и индивидуальное

консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей будет

способствовать большей эффективности.

Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:

1. Изучение специальной литературы по совместной работе логопеда и

воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2. Диагностирование особенностей речевого развития детей.

3. Диагностирование психологической зрелости дошкольников.

4. Составление перспективного планирования по совместной организации работы

педагогов.

5. Уточнение форм и методов взаимодействия педагогов и возможности обратной

связи.

6. Разграничение целей и задач логопеда и воспитателя при работе в

экспериментальной группе.

7. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной и

контрольной групп.

8. Консультирование воспитателей по проблемам речевого развития.

9. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной

группы совместно с воспитателями.

10. Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности

коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно с воспитателями

в экспериментальной группе.

Исследования проводились на базе детского сада №9 города Сосногорска.

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического

восприятия в развитии речи

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка

необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде

всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,

навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных

учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе

народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к

школе.

Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические

группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции

речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и

мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова,

Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует

прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его

возможностями овладения грамотой.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими

трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической

готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является

положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова –

необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на

языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,

А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и

др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей

звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение

грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для

ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически

чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и

умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием

звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина,

«чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической

(буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать

может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и

письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его

звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на

устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих

современных исследователей одно и тоже, принято называть способность

воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе

естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4

недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на слово, но только

на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так

называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые

начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства,

и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в

его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая

артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования

произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго

года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим

восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно

влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит,

усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное

чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к

анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития

фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия

поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти

раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных

фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической

деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и

отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение

ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование

звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на

развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного

фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его

недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков,

Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких

форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.