на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. ПУШКИНА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Студентки 5 курса факультета Коррекционной

педагогики и специальной психологии

Маркевич Ирины Анатольевны

Научный руководитель __________________

Санкт – Петербург

2001 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..............….…………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы общения

детей

дошкольного возраста с проблемами в

интеллектуальном развитии............………….

5

1.1. Особенности формирования общения

детей дошкольного возраста с нормальным

психическим развитием...................

5

1.2. Понятие «задержка психического

развития» и ее классификация.........…………….

18

1.3. Особенности общения детей дошкольного

возраста с проблемами в интеллектуальном

развитии.....................................………

……. 19

Глава 2. Направление коррекционной работы по

формированию общения у детей

дошкольного возраста с проблемами в

интеллектуальном развитии............……………….

26

2.1. Методика экспериментального

исследования..............................………………

.. 26

2.2. Особенности общения со взрослыми

старших дошкольников с задержкой

психического развития..................…………….

31

2.3. Развитие общения у дошкольников с

проблемами в интеллектуальном развитии в

процессе обучения......................……………..

35

Заключение...........................……………..

48

Список использованной литературы……….

50

Приложение.........................……….....

53

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые

задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к

школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как

центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка. В последние

годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения

нормально развивающихся дошкольников (З.М.Богуславская [3], Л.Н.Галигузова

[16], М. И Лисина [28], Е.О.Смирнова [46] и др.). Однако до сих пор,

несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения

детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Д.Й.Аугене

[1], Ж.Н.Головина [14], Е.С.Слепович [44]), не разработана система

работы по развитию общения.

Цель исследования состояла в разработке методической системы,

направленной на формирование у детей дошкольного возраста с нарушением

интеллекта внеситуативных форм общения с взрослыми. Цель дипломной работы

была реализована в процессе решения следующих задач;

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Разработка системы работы по развитию внеситуативных форм общения у

детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

3. Выявление особенностей общения с взрослым детей старшего дошкольного

возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.

Гипотеза исследования. Несформированность внеситуативных форм общения

у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью связана не

только с недостатками их познавательной деятельности, но и с отсутствием

системы работы по их формированию. Внеситуативные формы общения могут быть

сформирована у дошкольников в ходе специально организованных занятий.

Объект исследования - общение детей дошкольного возраста с задержкой

психического развития.

Предмет исследования. Процесс формирования внеситуативно-

познавательной и внеситуативно-личностной формы общения у детей дошкольного

возраста с задержкой психического развития.

Научная и практическая значимость работы

В результате исследований:

1).Выявлены особенности общения у детей старшего дошкольного возраста с

проблемами в интеллектуальном развитии.

2).Разработана методическая система формирования внеситуативных форм

общения у детей с задержкой психического развития.

Представленная методологическая система формирования у детей

дошкольного возраста с задержкой психического развития внеситуативных форм

общения с взрослыми, позволяет более эффективно решать задачу подготовки

детей к школе.

Методы:

-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

-психолого-педагогический эксперимент;

-наблюдение за дошкольниками во время их общения с взрослыми; анализ личных

дел детей.

ГЛАВА 1.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста с нормальным

психическим развитием.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и

духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он

вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является

необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из

основных факторов и важнейшим источником его психического развития в

онтогенезе.

В психолого-педагогической литературе существует много определений

общения.

Общение- это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на

согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и

достижения общего результата [32].Общение есть взаимодействие людей,

вступающих в него как субъекты.

Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из

которых выступает именно как субъект [34]. Общение есть не просто действие,

а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из

которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих

партнерах. [26], [28].

Осознать важность общения для психического развития ребенка помогли

наблюдения за развитием малышей в архаических культурах.

Многие наблюдатели обратили внимание на то, что раннее детство в условиях

неевропейских архаических культур существенно отличается от детства ребенка

в цивилизованных странах Европы и Америки.

Прежде всего, бросилась в глаза необычайная длительность и

интенсивность кормления ребенка грудью, близкий телесный контакт матери и

ребенка. Так, у австралийских аборигенов ребенка кормили грудью до 4-5 лет,

мать носила его на бедре, где он спал и получал грудь по первому требованию

в любое время. У народов Новой Гвинеи ребенка носили за спиной в тонкой

сетке, привязывали на грудь или бедро. В Бали ребенок почти все время

проводил на руках или на бедре матери, пассивно приспосабливался к ее

движениям, его опыт непосредственно-эмоционального общения с матерью был

необычайно богат. Тоже самое можно было встретить в совершенно иной

культуре – у коренных обитателей Америки. Ацтеки прекращали кормление

грудью, когда ребенку исполнялось 3 года. Большинство наблюдателей

отмечало, что ребенка кормят по первому требованию; при этом кормление – не

только средство утоления голода и жажды малыша, но и способ его успокоения,

повод для игры и общения с ним.

Но ярче всего тесный контакт с матери и ребенка выступает в

африканских культурах. Все дневная жизнь младенца проходит на спине или

бедре матери; он бодрствует, играет с бусами, пассивно участвует в ее

общении с другими людьми, спит. Сигналом для кормления является не только

крик малыша, но и масса других признаков, которые мать фиксирует в силу

близкого телесного контакта с ним: «рисунок» движений ребенка, бульканье в

животе, мимика лица, ритм дыхания. Но вот наступает драматический для

ребенка период – отлучение от груди. Драматический потому, что он означает

не только переход к новому типу питания: резко падает интенсивность общения

матери и ребенка, увеличивается число применяемых к нему наказаний,

появляются новые требования, изменяется вся его жизнь.

Так, на Филиппинах ребенка отлучают от груди в возрасте 2-2,5 лет; при

этом мать уходит на несколько дней и прекращает общение с ребенком.

Драматизм этой ситуации для малыша состоит еще в том, что до

отлучения, он, как правило, занимает привилегированное положение в семье. С

ним много общаются, не наказывают, удовлетворяют его желания, предъявляют

механизм требований и т.д. после же отлучения он оказывается на самом «дне»

социальной лестницы, разом лишась всех своих привилегий. Его притязания на

общение отвергаются, возрастает число требований, за невыполнение которых

наказывают.

А как обстоит дело у нас, в культурах, которые мы называем

европейскими?

Во-первых, внимание, которое оказывает ребенку мать, намного слабее.

Прежде всего, европейская женщина не носит своих детей на спине или

сбоку. А если бы и носила, то напрасно: одежда надежно изолирует ребенка от

близкого телесного контакта с матерью. Во-вторых, если даже малыша кормят

грудью, то значительно реже, чем в большинстве архаических культур.

Считается, что строгое расписание способствует хорошему пищеварению,

дисциплинирует ребенка, приучает его к цикличности сна и бодрствования. Так

ли это? Так, но не совсем. Выше мы уже говорили, что кормление это не

только переливание молока из груди матери в желудок ребенка; это

зрительный, слуховой и телесный контакт, общение.

Все это заставляет нас сделать вывод: средняя «доза общения», которую

получает в сутки маленький европеец, значительно меньше той, что достается

на долю африканского младенца.

Итак, мы рассмотрели первые шаги воспитания в европейских и архаичных

культурах. И обнаружили любопытный факт: не всегда методы воспитания

европейцев идут впереди архаичных . Кое в чем европейским мамам следует

поучиться у африканских. Правда, это касается лишь такой формы,

воспитания, как общение. [44].

У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой,

исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и

перемешивается с ними.

Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то

переключается на другие дела.

Как же и когда появляется потребность в общении у детей? Исследования

М.И. Лисиной [33] свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок

никак не общается с взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно,

сам к нему не адресуется. А после 2-х месяцев младенцы вступают во

взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают

особую активность ("комплекс оживления"), объектом которой является

взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать

объектом такой же активности с его стороны.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей

действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице

матери возникает важное новообразование периода новорожденности-комплекс

оживления. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения

взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто

реакция, это попытка воздействовать на взрослого. [2]

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к

возникновению нового тира деятельности – непосредственного эмоционального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.