Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. ПУШКИНА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Студентки 5 курса факультета Коррекционной
педагогики и специальной психологии
Маркевич Ирины Анатольевны
Научный руководитель __________________
Санкт – Петербург
2001 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..............….…………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения
детей
дошкольного возраста с проблемами в
интеллектуальном развитии............………….
5
1.1. Особенности формирования общения
детей дошкольного возраста с нормальным
психическим развитием...................
5
1.2. Понятие «задержка психического
развития» и ее классификация.........…………….
18
1.3. Особенности общения детей дошкольного
возраста с проблемами в интеллектуальном
развитии.....................................………
……. 19
Глава 2. Направление коррекционной работы по
формированию общения у детей
дошкольного возраста с проблемами в
интеллектуальном развитии............……………….
26
2.1. Методика экспериментального
исследования..............................………………
.. 26
2.2. Особенности общения со взрослыми
старших дошкольников с задержкой
психического развития..................…………….
31
2.3. Развитие общения у дошкольников с
проблемами в интеллектуальном развитии в
процессе обучения......................……………..
35
Заключение...........................……………..
48
Список использованной литературы……….
50
Приложение.........................……….....
53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые
задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к
школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как
центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка. В последние
годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения
нормально развивающихся дошкольников (З.М.Богуславская [3], Л.Н.Галигузова
[16], М. И Лисина [28], Е.О.Смирнова [46] и др.). Однако до сих пор,
несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения
детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Д.Й.Аугене
[1], Ж.Н.Головина [14], Е.С.Слепович [44]), не разработана система
работы по развитию общения.
Цель исследования состояла в разработке методической системы,
направленной на формирование у детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта внеситуативных форм общения с взрослыми. Цель дипломной работы
была реализована в процессе решения следующих задач;
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Разработка системы работы по развитию внеситуативных форм общения у
детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
3. Выявление особенностей общения с взрослым детей старшего дошкольного
возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.
Гипотеза исследования. Несформированность внеситуативных форм общения
у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью связана не
только с недостатками их познавательной деятельности, но и с отсутствием
системы работы по их формированию. Внеситуативные формы общения могут быть
сформирована у дошкольников в ходе специально организованных занятий.
Объект исследования - общение детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Предмет исследования. Процесс формирования внеситуативно-
познавательной и внеситуативно-личностной формы общения у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
Научная и практическая значимость работы
В результате исследований:
1).Выявлены особенности общения у детей старшего дошкольного возраста с
проблемами в интеллектуальном развитии.
2).Разработана методическая система формирования внеситуативных форм
общения у детей с задержкой психического развития.
Представленная методологическая система формирования у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития внеситуативных форм
общения с взрослыми, позволяет более эффективно решать задачу подготовки
детей к школе.
Методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-психолого-педагогический эксперимент;
-наблюдение за дошкольниками во время их общения с взрослыми; анализ личных
дел детей.
ГЛАВА 1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста с нормальным
психическим развитием.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и
духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он
вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является
необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из
основных факторов и важнейшим источником его психического развития в
онтогенезе.
В психолого-педагогической литературе существует много определений
общения.
Общение- это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и
достижения общего результата [32].Общение есть взаимодействие людей,
вступающих в него как субъекты.
Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из
которых выступает именно как субъект [34]. Общение есть не просто действие,
а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из
которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих
партнерах. [26], [28].
Осознать важность общения для психического развития ребенка помогли
наблюдения за развитием малышей в архаических культурах.
Многие наблюдатели обратили внимание на то, что раннее детство в условиях
неевропейских архаических культур существенно отличается от детства ребенка
в цивилизованных странах Европы и Америки.
Прежде всего, бросилась в глаза необычайная длительность и
интенсивность кормления ребенка грудью, близкий телесный контакт матери и
ребенка. Так, у австралийских аборигенов ребенка кормили грудью до 4-5 лет,
мать носила его на бедре, где он спал и получал грудь по первому требованию
в любое время. У народов Новой Гвинеи ребенка носили за спиной в тонкой
сетке, привязывали на грудь или бедро. В Бали ребенок почти все время
проводил на руках или на бедре матери, пассивно приспосабливался к ее
движениям, его опыт непосредственно-эмоционального общения с матерью был
необычайно богат. Тоже самое можно было встретить в совершенно иной
культуре – у коренных обитателей Америки. Ацтеки прекращали кормление
грудью, когда ребенку исполнялось 3 года. Большинство наблюдателей
отмечало, что ребенка кормят по первому требованию; при этом кормление – не
только средство утоления голода и жажды малыша, но и способ его успокоения,
повод для игры и общения с ним.
Но ярче всего тесный контакт с матери и ребенка выступает в
африканских культурах. Все дневная жизнь младенца проходит на спине или
бедре матери; он бодрствует, играет с бусами, пассивно участвует в ее
общении с другими людьми, спит. Сигналом для кормления является не только
крик малыша, но и масса других признаков, которые мать фиксирует в силу
близкого телесного контакта с ним: «рисунок» движений ребенка, бульканье в
животе, мимика лица, ритм дыхания. Но вот наступает драматический для
ребенка период – отлучение от груди. Драматический потому, что он означает
не только переход к новому типу питания: резко падает интенсивность общения
матери и ребенка, увеличивается число применяемых к нему наказаний,
появляются новые требования, изменяется вся его жизнь.
Так, на Филиппинах ребенка отлучают от груди в возрасте 2-2,5 лет; при
этом мать уходит на несколько дней и прекращает общение с ребенком.
Драматизм этой ситуации для малыша состоит еще в том, что до
отлучения, он, как правило, занимает привилегированное положение в семье. С
ним много общаются, не наказывают, удовлетворяют его желания, предъявляют
механизм требований и т.д. после же отлучения он оказывается на самом «дне»
социальной лестницы, разом лишась всех своих привилегий. Его притязания на
общение отвергаются, возрастает число требований, за невыполнение которых
наказывают.
А как обстоит дело у нас, в культурах, которые мы называем
европейскими?
Во-первых, внимание, которое оказывает ребенку мать, намного слабее.
Прежде всего, европейская женщина не носит своих детей на спине или
сбоку. А если бы и носила, то напрасно: одежда надежно изолирует ребенка от
близкого телесного контакта с матерью. Во-вторых, если даже малыша кормят
грудью, то значительно реже, чем в большинстве архаических культур.
Считается, что строгое расписание способствует хорошему пищеварению,
дисциплинирует ребенка, приучает его к цикличности сна и бодрствования. Так
ли это? Так, но не совсем. Выше мы уже говорили, что кормление это не
только переливание молока из груди матери в желудок ребенка; это
зрительный, слуховой и телесный контакт, общение.
Все это заставляет нас сделать вывод: средняя «доза общения», которую
получает в сутки маленький европеец, значительно меньше той, что достается
на долю африканского младенца.
Итак, мы рассмотрели первые шаги воспитания в европейских и архаичных
культурах. И обнаружили любопытный факт: не всегда методы воспитания
европейцев идут впереди архаичных . Кое в чем европейским мамам следует
поучиться у африканских. Правда, это касается лишь такой формы,
воспитания, как общение. [44].
У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой,
исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и
перемешивается с ними.
Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то
переключается на другие дела.
Как же и когда появляется потребность в общении у детей? Исследования
М.И. Лисиной [33] свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок
никак не общается с взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно,
сам к нему не адресуется. А после 2-х месяцев младенцы вступают во
взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают
особую активность ("комплекс оживления"), объектом которой является
взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать
объектом такой же активности с его стороны.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей
действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице
матери возникает важное новообразование периода новорожденности-комплекс
оживления. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения
взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто
реакция, это попытка воздействовать на взрослого. [2]
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к
возникновению нового тира деятельности – непосредственного эмоционального
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|