на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков

Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков

«Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII - XX веков»

Диплом студента

курса

факультета

группа

Преподаватель:

Ульяновск 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Актуальность постановки проблемы 4

Глава 2. Основные этапы становления российского образования 6

Глава 3. Особенности культурно-исторического развития России и

организации школьного образования 12

Глава 4. Лев Толстой 24

Глава 5. Сухомлинский Василий Александрович 41

5.1. Гуманистическое отношение к ребенку 43

5.2. Воспитание человеческих потребностей. 45

5.3. К прекрасному через прекрасное. 46

5.4. Научные знания и знания человеческие. 48

5.5. Трудовое воспитание. 49

Заключение 51

Список использованной литературы 54

Введение

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека -

это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже

самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем

мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

«Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинсский, - это

человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в

сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в

человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его

становления - один из тех корней, которые питают призвание к

педагогическому труду».

Когда я размышлял о структуре своей дипломной работы, я пришел к

выводу, что лучше всего будет построить ее по принципу представителей тех

или иных гуманистических течений в Российской педагогике. Поскольку, чтобы

понять основные направления гуманистического образования необходимо

рассмотреть образ жизни и мыслей их основателей.

Таким образом, в работе рассмотрена жизнь и деятельность ярчайших

представителей российской педагогической науки.

Безусловно, нравственной воспитание на идеях гармонии и божественного

начала в человеке Льва Толстого очень привлекательно и актуально сегодня,

во времена бездуховности и низкой общей культуры воспитания. Но я не могу

согласиться с его отрицанием материального и научно-технического развития

современного ребенка. В век компьютерных технологий человек не может

существовать в абстагированном от общественного развития мире. Поэтому

философия Л. Толстого представляется мне некой идеалистической картиной по

созданию этакого общества всенародного благоденствия. В плане развития

гуманистических идей в педагогике мне ближе и современней наследие В.А.

Сухомлинского. Его методы воспитания челолвека более приближены к жизненным

реалиям современной российской действительности.

И в качестве крайних взглядов на гуманистическое воспитание в конце

работы я рассмотрел еще одно направление в этой области. Чего должны

опасаться, как мне кажется, современные педагоги, и все те, кто

ответственен за воспитание детей и будущее человечества.

Глава 1. Актуальность постановки проблемы

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую

затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и

учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис,

выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим

его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и

содержания самого образования.

В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения

стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление

ряда работ (Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров, В.Н.

Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42], О.В.

Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т. Михайлов

[75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю. Троицкий

[99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)

Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время,

сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного

наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над

сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь

должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о

прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.

Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в

контексте гуманистических идей.

С учетом вышеизложенного я сделал выбор темы дипломной работы,

проблема которой сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции

развития гуманистических идей в российской школе.

Объект дипломной работы – историческое развитие российского

гуманистического образования.

Задачи дипломной работы:

. проанализировать основные этапы исторического развития российского

образования;

. охарактеризовать особенности культурно-исторического развития

России и организации школьного образования;

. выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей российской

школы.

Исходные методологические позиции исследования определяет

диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности

педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического

анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью

общества, уровнем социокультурного и историко-культурного развития.

Основными методологическими и теоретическими ориентирами дипломной работы

служили:

. гуманистический принцип, позволяющий рассматривать образование и

педагогическое сознание как составляющую часть российской

культуры, аксиологический подход к изучению педагогической

реальности (В.И. Додонов [37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин

[86]);

. положения, разработанные В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68],

М.Н. Скаткиным [89] о сущности образования; философия воспитания и

теория воспитательных систем (В.С. Библер [24], С.И. Гессен [30],

Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т. Лихачев [62], Л.И.

Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.)

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов

исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и

прогностический анализ источников, систематизация и классификация.

Источники дипломной работы: труды отечественных психологов и

педагогов; документальные и литературные материалы; издания периодической

педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и

методические пособия.

Теоретическое значение дипломной работы:

в дипломной работе мной получена совокупность объективных результатов

по научной проблеме формирования гуманистического российского образования;

осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы,

намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.

Практическая значимость дипломной работы:

содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут изменить

педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные

педагогические установки у руководителей разного уровня.

Глава 2. Основные этапы становления российского образования

Важнейшими ориентирами-принципами моей дипломной работы является то,

что:

. во-первых, это будет практико-ориентированное исследование.

Осмысление истории с целью понимания современности и будущего

известно с древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со

времен писаной истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и

Платон, Экклезиаст и Аристотель, поскольку в прошлом они хотели

найти ответ на вопросы современности. Поскольку наше время это время

размышлений о судьбе России, то поэтому любое осмысление истории,

помимо воли, имеет отношение и к России. И поэтому, осмысливая

историю, нельзя не решать, – что есть наше образование, воспитание?

Что внесло оно в педагогическую культуру?

. Во-вторых, в дипломной работе я буду стремиться к беспристрастному

анализу развития образования.

. В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его

отдельных формах, происходит в рамках современных временно-

пространственных представлений, которые исходят из линейного

развития истории.

. В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма,

видящего ценность каждой ступени развития воспитания и

педагогического сознания в том, что каждая предшествующая ступень

есть предварительная ступень и подготовка к последующей (из

общинного воспитания выросло государственное, педагогика Греции

родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения – педагогику

Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа,

отрицающего какую-либо преемственность между разными формами

образования и педагогического сознания.

Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение

нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А.

Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках

гуманистического движения педагогика фактически выделилась в

самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса

и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания

в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично)

развитого свободного индивида, организации образования построения его

содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.

Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен

выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных

деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического

понимания воспитания. Оно провозгласило идею громадной роли просвещения,

воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого

рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и

образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и

"педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и

технологий образования.

Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педагогике

(его развитие начинается с конца XIX в.), можно определить как сугубо

сциентический способ познания и преобразования педагогической

действительности. В рамках его ложились новые отрасли и направления

психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число

экспериментальных учебно-воспитательных учреждений и технологий обучения.

Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось

преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо

было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась

новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания

и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы

развития российской государственности и образования. В этом смысле имя

Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава

Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и

православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная

система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.