Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков
«Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII - XX веков»
Диплом студента
курса
факультета
группа
Преподаватель:
Ульяновск 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Актуальность постановки проблемы 4
Глава 2. Основные этапы становления российского образования 6
Глава 3. Особенности культурно-исторического развития России и
организации школьного образования 12
Глава 4. Лев Толстой 24
Глава 5. Сухомлинский Василий Александрович 41
5.1. Гуманистическое отношение к ребенку 43
5.2. Воспитание человеческих потребностей. 45
5.3. К прекрасному через прекрасное. 46
5.4. Научные знания и знания человеческие. 48
5.5. Трудовое воспитание. 49
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Введение
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека -
это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже
самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем
мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
«Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинсский, - это
человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в
сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в
человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его
становления - один из тех корней, которые питают призвание к
педагогическому труду».
Когда я размышлял о структуре своей дипломной работы, я пришел к
выводу, что лучше всего будет построить ее по принципу представителей тех
или иных гуманистических течений в Российской педагогике. Поскольку, чтобы
понять основные направления гуманистического образования необходимо
рассмотреть образ жизни и мыслей их основателей.
Таким образом, в работе рассмотрена жизнь и деятельность ярчайших
представителей российской педагогической науки.
Безусловно, нравственной воспитание на идеях гармонии и божественного
начала в человеке Льва Толстого очень привлекательно и актуально сегодня,
во времена бездуховности и низкой общей культуры воспитания. Но я не могу
согласиться с его отрицанием материального и научно-технического развития
современного ребенка. В век компьютерных технологий человек не может
существовать в абстагированном от общественного развития мире. Поэтому
философия Л. Толстого представляется мне некой идеалистической картиной по
созданию этакого общества всенародного благоденствия. В плане развития
гуманистических идей в педагогике мне ближе и современней наследие В.А.
Сухомлинского. Его методы воспитания челолвека более приближены к жизненным
реалиям современной российской действительности.
И в качестве крайних взглядов на гуманистическое воспитание в конце
работы я рассмотрел еще одно направление в этой области. Чего должны
опасаться, как мне кажется, современные педагоги, и все те, кто
ответственен за воспитание детей и будущее человечества.
Глава 1. Актуальность постановки проблемы
Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую
затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и
учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис,
выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим
его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и
содержания самого образования.
В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения
стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление
ряда работ (Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров, В.Н.
Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42], О.В.
Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т. Михайлов
[75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю. Троицкий
[99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)
Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время,
сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного
наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над
сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь
должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о
прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.
Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в
контексте гуманистических идей.
С учетом вышеизложенного я сделал выбор темы дипломной работы,
проблема которой сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции
развития гуманистических идей в российской школе.
Объект дипломной работы – историческое развитие российского
гуманистического образования.
Задачи дипломной работы:
. проанализировать основные этапы исторического развития российского
образования;
. охарактеризовать особенности культурно-исторического развития
России и организации школьного образования;
. выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей российской
школы.
Исходные методологические позиции исследования определяет
диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности
педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического
анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью
общества, уровнем социокультурного и историко-культурного развития.
Основными методологическими и теоретическими ориентирами дипломной работы
служили:
. гуманистический принцип, позволяющий рассматривать образование и
педагогическое сознание как составляющую часть российской
культуры, аксиологический подход к изучению педагогической
реальности (В.И. Додонов [37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин
[86]);
. положения, разработанные В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68],
М.Н. Скаткиным [89] о сущности образования; философия воспитания и
теория воспитательных систем (В.С. Библер [24], С.И. Гессен [30],
Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т. Лихачев [62], Л.И.
Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.)
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов
исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и
прогностический анализ источников, систематизация и классификация.
Источники дипломной работы: труды отечественных психологов и
педагогов; документальные и литературные материалы; издания периодической
педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и
методические пособия.
Теоретическое значение дипломной работы:
в дипломной работе мной получена совокупность объективных результатов
по научной проблеме формирования гуманистического российского образования;
осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы,
намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.
Практическая значимость дипломной работы:
содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут изменить
педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные
педагогические установки у руководителей разного уровня.
Глава 2. Основные этапы становления российского образования
Важнейшими ориентирами-принципами моей дипломной работы является то,
что:
. во-первых, это будет практико-ориентированное исследование.
Осмысление истории с целью понимания современности и будущего
известно с древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со
времен писаной истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и
Платон, Экклезиаст и Аристотель, поскольку в прошлом они хотели
найти ответ на вопросы современности. Поскольку наше время это время
размышлений о судьбе России, то поэтому любое осмысление истории,
помимо воли, имеет отношение и к России. И поэтому, осмысливая
историю, нельзя не решать, – что есть наше образование, воспитание?
Что внесло оно в педагогическую культуру?
. Во-вторых, в дипломной работе я буду стремиться к беспристрастному
анализу развития образования.
. В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его
отдельных формах, происходит в рамках современных временно-
пространственных представлений, которые исходят из линейного
развития истории.
. В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма,
видящего ценность каждой ступени развития воспитания и
педагогического сознания в том, что каждая предшествующая ступень
есть предварительная ступень и подготовка к последующей (из
общинного воспитания выросло государственное, педагогика Греции
родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения – педагогику
Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа,
отрицающего какую-либо преемственность между разными формами
образования и педагогического сознания.
Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение
нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А.
Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках
гуманистического движения педагогика фактически выделилась в
самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса
и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания
в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично)
развитого свободного индивида, организации образования построения его
содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.
Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен
выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных
деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического
понимания воспитания. Оно провозгласило идею громадной роли просвещения,
воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого
рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и
образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и
"педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и
технологий образования.
Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педагогике
(его развитие начинается с конца XIX в.), можно определить как сугубо
сциентический способ познания и преобразования педагогической
действительности. В рамках его ложились новые отрасли и направления
психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число
экспериментальных учебно-воспитательных учреждений и технологий обучения.
Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось
преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо
было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.
С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась
новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания
и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы
развития российской государственности и образования. В этом смысле имя
Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава
Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и
православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная
система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|