Гуманитаризация обучения математике
[pic]
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I «Технология гуманитаризации»
1. Понятие педагогической технологии ………………………….......6
1.2. Основные положения теории гуманитаризации ………. ………….....9
1.3. Принципы, положенные в основу технологии гуманитаризации
школьного математического образования…………………………….…11
Глава II «Практическое применение элементов технологии гуманитаризации»
2.1 Анализ программы……………………………………………………...14
2.2 Особенности содержания и структуры курса………………………...15
2.3 Методика изучения дробных чисел……………………………….......20
Заключение……………………………………………………………………....32
Библиографический список …………………………………………………….34
Приложение 1………………………………………………………..…………...35 Приложение
2………………………………………………………………….....37
Введение
Ничем не оправданное выхолащивание нашей школы на протяжении многих лет
привело к резкому снижению уровня общей культуры и воспитанности
выпускников школ и, следовательно, общества в целом. В век научно-
технической революции мы на каждом шагу сталкиваемся с вопиющей
неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать
программные школьные навыки на практике.
Поэтому основным направлением развития школы сегодня является поворот
обучения к человеку. Школьный курс содержит довольно сложные предметы,
такие как математика, физика, химия и другие, которые не всем даются легко,
и как следствие этого - потеря интереса к обучению.
Не все дети одарённые в математическом смысле. Конечно знания, умения и
навыки, безусловно, нужны, но в меру. Для особо способных детей существуют
специальные программы, имеются факультативы, кружки, но речь сейчас не о
них. Путей достижения психологической комфортности в обучении математики
существует немало. Наиболее актуальным на данный момент является внедрения
технологий гуманитаризации в обучение математики. Ведь гуманитаризация
предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с
гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребёнку, усиление практического
и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении
математике акцент необходимо ставить на общее развитие учащегося, а именно
на развитие логического мышления, математической речи, пространственного
воображения, интуиции, чувства прекрасного.
Предметом исследований данной работы мы избрали технологию
гуманитаризации.
В последнее время очень многие исследователи работают над выявлением
гуманитарного потенциала математики как науки (Л.П. Бестужева, Н.Н. Костин,
Е.С. Петрова, Т.А. Корешкова, Н.Ф. Усынина, А.Н Чалов и др.), отдавая
предпочтение либо истории, либо художественной литературе, либо поэзии,
либо философии, т.е. различным составляющим общей культуры.
Так А.В. Дорофеева обосновывает тезис о том, «что история математики
помогает формированию мировозрения учащихся». Причем, по её мнению,
«элементы истории математики привлекают школьников, склонных к гуманитарным
наукам» и отстающих учащихся. На сегодняшний день, данный тезис
представляется актуальным с точки зрения привлечения внимания школьников
различных способностей и интересов к математике как науке.
Исследования К.В. Лавринович охватывают не только историю, но и другие
области человеческого познания. Так исследователь раскрывает необходимость
«включения «других искусств»» в содержание математического образования. Под
термином «другие искусства» понимается использование поэзии, истории,
картин известных художников и т.п. на уроках математики.
В. Гачев считает, что познание целого невозможно без познания частей,
поэтому негуманитарные и гуманитарные науки следует не просто рассматривать
в контексте культуры, важно отыскивать взаимосвязи «между двумя
колоссальными, самостоятельными системами внутри культуры, т.е.
осуществлять привод и перевод математики, её проблем, задач, языка – на
сюжеты гуманитарной культуры, на язык её образов, символов, мифов,
категорий».
Опираясь на выше изложенное, в нашей работе мы представим некоторые
рекомендации по применению технологии гуманитаризации при изучении темы
«Дробные числа» в 5-6 кл.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
1. Раскрыть технологию гуманитаризации и ее основные положения.
2. Охарактеризовать гуманитарный потенциал современных учебников для 5-
6 классов.
3. Разработать рекомендации использования технологии гуманитаризации
при изучении дробей.
Надеемся, что проведённые в работе исследования послужат практическим
приложением для учителей математики.
Глава I «Технология гуманитаризации»
2. Понятие педагогической технологии
Необходимость разработки технологии гуманитаризации школьного
математического образования вызвана актуальностью проблемы на современном
этапе реформирования школьного образования. Но, к сожалению, лишь немногие
педагоги и методисты (В.В. Гузеев, Т.А. Иванова, К.В. Лавринович, Л.Ф.
Пичурин и др.) видят пути решения указанной проблемы, предлагая учителям-
практикам методические разработки или учебные пособия, раскрывающие
возможности гуманитаризации школьного математического образования,
развивать педагогические технологии, необходимые для этого.
Что же понимается под «педагогической технологией». Существуют
различные к определению этого понятия: В.П. Беспалько, И.П. Волков, М.В.
Кларин, В.М. Монахов Н.В. Чекалев и др. Так В.М. Монахов представляет
педагогическую технологию, как продуманную модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса
с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
С позиции системного подхода анализирует понятия «педагогическая
технология» М.В. Кларин, рассматривая его как системную совокупность и
порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических
средств, используемых для достижения педагогических целей.
В соответствии с теорией педагогических технологий В.П. Беспалько
определения терминов «педагогическая технология» и «педагогическая система»
следующие: «Педагогическая технология – это проект определённой
педагогической системы, реализуемый на практике. Педагогическая система –
это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов,
необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического
влияния на формирование личности с заданными качествами».
Структура любой педагогической системы, по мнению В.П. Беспалько,
представляется следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных
элементов: 1 - учащиеся; 2 - цели обучения; 3 – содержание обучения; 4 –
дидактические процессы; 5 – учитель, технические средства обучения,
наглядные средства обучения; 6 – организационные формы обучения. Причем
первые три из перечисленных элементов представляют собой дидактическую
задачу, а последующие – непосредственно педагогическую технологию.
На наш взгляд наиболее удачный подход к понятию «педагогическая
технология» представлен в исследованиях Г.К. Селевко. Автор обобщает и
систематизирует все имеющиеся на сегодняшний день технологии обучения,
раскрывает взаимосвязь между ними, выделяет структурные компоненты
образовательных технологи, классифицирует их.
Согласно теории Г.К. Селевко понятие «педагогическая технология»
представимо тремя аспектами:
«1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей,
содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов
обучения;
3) процесуально-деятельностным: осуществление технологического
процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методических
педагогических средств».
Именно последний подход лежит в основе технологии гуманитаризации
школьного математического образования.
Основываясь на исследованиях И.Д. Пехлецкого, введём понятийный
аппарат, необходимый для раскрытия технологии гуманитаризации школьного
математического образования.
Математические объекты – «все математические понятия, имеющие
самостоятельный смысл и употребление». Утверждения о математических
объектах и их свойствах, различные связи между объектами и утверждениями
будем называть логическими конструкциями.
Гуманитарные объекты представляют собой элементы различных систем
гуманитарной культуры – истории, музыки, искусства, архитектуры,
скульптуры, различных жанров литературы и т.д.
Изучение математических объектов и логических конструкций происходит
на когнитивном уровне; изучение же гуманитарных объектов – преимущественно
на эмоционально- ценностном, чувственном уровне.
Составные объекты – органически взаимосвязанные между собой
математические объекты, логические конструкции и гуманитарные объекты.
Взаимосвязи между перечисленными объектами и конструкциями осуществляются в
большей степени на эмоционально-ценностном уровне, хотя и без участия
когнитивных процессов.
При описании технологии гуманитаризации школьного математического
образования будем использовать следующие структурные компоненты:
1. Общая характеристика технологии гуманитаризации школьного
математического образования, её цели и основные принципы.
2. Дидактические усовершенствование и реконструирование содержания
математического образования при реализации технологии гуманитаризации.
3. Деятельностное и программно-методическое обеспечение технологии
школьного математического образования.
1.2. Основные положения теории гуманитаризации
Название технологии: технология гуманитаризации школьного
математического образования. Данное название отражает характер основных
направлений модернизации системы обучения.
Идентификация:
- по уровню применения данная технология обучения является частно-
предметной, так как раскрывает особенности обучения математике;
- по отношению к ребёнку – личностно-ориентированная;
- по направлению модернизации традиционной системы обучения данная
технология основывается на конкретной реализации идеи гуманитаризации
школьного математического образования, раскрытой ранее.
Концептуальная часть:
Позиция ребёнка. Рассмотрим законы высшей нервной деятельности,
объясняющие процессы познания. Первый закон взаимной индукции. Суть его в
следующем: «если возбуждаются одни участки головного мозга, то в других в
это время идут процессы торможения». Например, когда решается
математическая задача, все знания о литературе, театре как бы «замирают».
Второй закон – закон динамического стереотипа: «при частых, постоянных
раздражениях одних участков головного мозга и столь же постоянных
раздражениях других происходит устойчивое распределение очагов возбуждения.
М.Л. Портнов подмечает важную закономерность: «чем больше очагов
возбуждения, тем больше их может появиться – возможности головного мозга во
много раз выше, чем кажется».
Описанные характеристики познавательного процесса дают возможность
предположить, что обучение учащихся будет носить более продуктивный
характер, если при изучении дисциплин естественно-математического цикла мы
по возможности будем множественно воздействовать на различные участки
головного мозга, используя органические гуманитарных и негуманитарных
дисциплин.
Сформулируем цели положенные в основу технологии гуманитаризации
школьного математического образования.
Учебные цели в когнитивной области:
- формировать умения учащихся строить новые сочетания математических
знаний со знаниями, полученными из системы гуманитарной культуры;
- формировать умения учащихся транслировать математический материал из
одной формы выражения в другую, т.е. умение интерпретировать учеником
математический материал с помощью гуманитарных объектов;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|