на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

Оглавление

Введение …..3

Глава I .Проектная методика обучения иностранным языкам: история и

современность 9

1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в

зарубежной и отечественной системе образования 9

1. 2. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте

современных педагогических

технологий.........................................................18

Выводы 25

Глава II. Технология использования проектной методики в обучении

иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы

27

2. 1. Психолого-педагогические основы технологии использования

проектной методики в обучении иностранным языкам 27

2. 2. Технология проектного обучения иностранным языкам на

старшей ступени общеобразовательной школы……………………………………39

2. 3 . Обобщение опубликованного педагогического опыта по

применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка 49

Выводы 54

Глава III. Методическое обоснование технологии использования проектной

методики в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Housing”

для учащихся старшей ступени обучения ( 11 класс ) 58

3. 1. Теоретические основы разработки проекта системы учебных

и внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 58

3. 2 Содержание и реализация проекта системы учебных и

внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 61

Выводы .67

Заключение 69

Список использованной литературы 73

Приложение 79

Введение

Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования

системы и практики образования обусловлена социальными переменами,

происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня

воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в

современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических

технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие

интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно

развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным,

глубинным понятием обучения (37 : 3(.

ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания

условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ

общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся,

усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации

воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного

предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не

случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития

образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в

межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно

совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [45 :

137] .

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во

внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий,

какой является проектная методика

Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как

новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим

образом:

- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий

проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не

затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным

стандартом для базового уровня;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-

воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным

стандартом образования цели;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по

своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.

Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и

интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их

самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к

другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество,

высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые

традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [37 : 15-16].

На современном этапе развития образования проектная методика детально

исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И.

А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-

Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.

Многочисленными исследованиями [6; 22; 33; 37; 56; 59; 60; 62; ]

было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент

системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный,

нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные

способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез),

направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени

обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на

завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает

самостоятельное использование ИЯ как средства получения новой информации,

обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и

применения их в новых областях окружающей действительности [45 : 154].

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная

технология отражает основные принципы гуманистического подхода в

образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления

обучающихся.

Таким образом, проектная методика является альтернативой

традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на

усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического

опыта, а также личные наблюдения автора дипломного исследования позволяют

выявить ряд противоречий процесса обучения ИЯ на современном этапе.

Основными являются противоречия между:

- требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню

обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ в

соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным

уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с

другой;

- преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации

занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых педагогических

технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу

общества и современным целям образования;

- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и

сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к

восприятию и применению новых педагогических технологий (См.:

Приложение 1);

- смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и

проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта,

даже без целостной и детальной разработки (например, неделя английского

языка, создание общешкольного альманаха).

Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему

исследования.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая

разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:

«Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме

(на материале английского языка: старшая ступень обучения средней

общеобразовательной школы)».

Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей

ступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и

внеучебных занятий по сквозной теме.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе

овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 - 11

класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:

- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более

качественному овладению ИЯ ;

- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков

логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью,

расширению сферы иноязычного общения;

- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной

коммуникативной компетенции в целом;

- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности,

совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

- более результативному решению задач образования, развития и воспитания

личности учащегося.

Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать

проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной

теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей

ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.

Цель потребовала решения ряда задач:

1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её

психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного

анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной

методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной

школы.

3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по

данной проблеме.

4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему

учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на

старшей ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.

5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в

системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ,

выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической

технологии в системе образования.

Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом

процессе по ИЯ разработанных автором данной дипломной работы методических

рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме,

позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы

для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным

владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).

Научная новизна исследования состоит:

- в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том

числе в обучении ИЯ;

в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной

педагогической технологии в языковом образовании;

- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы

учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для

учащихся старшей ступени обучения.

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой

данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам

научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-

теоретической литературы по данной проблеме.

2. Беседа с преподавателями и учащимися.

3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе

обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

4. 4. Анкетирование среди учащихся и учителей.

5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы

учебных и внеучебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения

ИЯ.

Выпускная квалификационная работа структурно представлена тремя

главами, выводами по главам, заключением, списком использованной

литературы, приложением.

Глава I . Проектная методика обучения

иностранным языкам : история и современность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.