на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Исследование коэффициента деятельностного развития студентов III-IV курсов

физико-математических специальностей

(выполнено по проблеме гранта Министерства образования Российской Федерации

в области педагогики; шифр 97-28-1-1-45)

Дипломная работа студента 5 курса

ИЕН ФМО

Богданова Сергея Николаевича

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Мизинцев В.П.

Рецензент:

Ст. преподаватель

кафедры педагогики

Бузовкина Л.А.

Южно-Сахалинск

2000 г.

Содержание

Введение ………………………………………………. 3

Глава I Методика коррекции системы оценивания

§1. Динамика интеллектуального развития учащихся …….6

§2. Студент как субъект учебной деятельности……15

§3. Мотивационно-целевая основа

учения студентов…………………….……………..20

§4. Идея и методика коррекции

педагогической оценки с учётом

возрастных особенностей

деятельностного развития обучающихся……………….48

Выводы…………………………………………………55

Глава II Экспериментальное исследование

деятельностного коэффициента

для учащихся 10 - 11 классов

общеобразовательной средней школы

и студентов III – IV курсов

§1. Разработка экспериментального материала……………. 56

§2. Результаты экспериментального исследования

и их применение ………………………………………… 60

Выводы ………………………………………………… 62

Заключение…………………………………………….. 63

Список литературы…………………………………… 65

Приложения

Результаты экспериментального исследования……. 67

Введение

Учёт возрастных особенностей при работе учителя с учащимся - один из

основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя

регламентируют педагогическую нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы

занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для

развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности

обязывают правильно решать вопросы отбора и реализации учебных предметов и

учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и

методов учебно-воспитательной деятельности.

Я.А. Каменский был первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-

воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и

обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и

воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития школьников.

Известно, что чем взрослее человек, тем большим жизненным и

производственным опытом, более выраженными и устойчивыми личностными

качествами обладает он, что, бесспорно, влияет на индивидуальный стиль его

мышления и интеллект в целом.

Таким образом, рассматривая деятельностное развитие учащегося на разных

ступенях обучения, без сомнения, можно сказать о том, что старшеклассники-

старшекурсники обладают большим объёмом приобретённых знаний, умений и

навыков. Но существующая шкала оценивания результатов обучения не учитывает

этот факт, так как форма оценки одна и та же для различных возрастных

категорий учащихся. Исходя из этого факта, возникает вопрос: можно ли

скорректировать педагогическую оценку, учитывая коэффициент деятельностного

развития учащихся?

Да, можно, если в качестве объекта исследования взять педагогическую

оценку результатов обучения, а в качестве предмета исследования –

коэффициент деятельностного развития учащихся.

Отсюда и вытекает названная тема дипломной работы: “Исследование

коэффициента деятельностного развития студентов физико-математических

специальностей”.

В сформулированном выше вопросе заключена важная проблема, которую

можно решить, разбив ее на два этапа исследования:

- экспериментальный этап, в котором решается задача определения

коэффициентов деятельностного развития учащихся по возрастным категориям и

по разным видам деятельности ( в первом приближении - это (устные ответы( и

(письменные задания( );

- теоретическое исследование как этап, который заключается в том, что

возрастные коэффициенты деятельностного развития можно применить как

корректирующие показатели для существующей ранговой шкалы оценивания, в

частности, для формулы, с помощью которой определяется показатель

обученности (на балльных отметках учителя).

В этих двух этапах заключена и гипотеза нашего исследования: если

установим относительные коэффициенты деятельностного развития в диапазоне 6-

ти возрастных категорий учащихся (с 10-го по 11-ый классы средней школы, и

III-IV курсы университета), то их применение для расчёта показателя

обученности позволит не только объективизировать результаты оценивания

деятельности ученика, но и получить его в абсолютных единицах измерения для

каждой возрастной категории, а значит, сравнивать этот результат, исходя из

балльных отметок учителя.

Гипотеза предполагает последовательное решение следующих задач:

а) разработку экспериментального материала определённого качества и с

определёнными требованиями;

б) проведение эксперимента с учащимися на всех предусмотренных категориях

испытуемых;

в) обработку экспериментального материала: усреднение данных и построение

шкалы отношений (числового ряда пропорций);

г) использование коэффициентов деятельностного развития в ранговой шкале

оценивания;

д) проверку гипотезы.

Глава I Методика коррекции системы оценивания

§1. Динамика интеллектуального развития учащихся

Всевозрастающая роль человеческого фактора в современном мире выдвигает

на первый план изучение резервов и ресурсов человеческого развития. От них

зависят во многом успешность обучения и продуктивность в различных видах

деятельности, включая процессы творчества, темпы продвижения и

совершенствования в науке и практических делах, овладение новыми

профессиями, ускорение или, напротив, замедление, отставание психического

роста человека и становление его индивидуальности.

Среди всего многообразия человеческих ресурсов интеллектуальный

потенциал занимает особое место. Он представляет собой чрезвычайно сложную

систему свойств, формирующихся с первых лет жизни человека под влиянием

воспитания и обучения в зависимости от образа жизни и деятельности самого

человека. Рассматривая интеллектуальный потенциал как многоуровневую

организацию познавательных сил человека, известный советский психолог

Б.Г.Ананьев придавал первостепенное значение её базовым характеристикам -

разнообразным психофизиологическим познавательным функциям таким, как

память, внимание, сенсорно-перцептивная и мыслительная функция. Им и его

сотрудниками были экспериментально показаны чрезвычайно выраженная

подвижность и изменчивость этих характеристик интеллекта не только в

детские и школьные годы жизни, но и у взрослых. Это демонстрирует прежде

всего огромные функциональные возможности на разных этапах жизненного пути

человека в плане его обучаемости и самосовершенствования. Именно в период

детства происходит интенсивное развитие основных свойств интеллектуального

потенциала, на базе которых в дальнейшем, и, прежде всего, в школьные годы,

формируется сложная структура интеллектуальной деятельности человека.

Вопрос о развитии интеллекта затрагивал многих учёных. К примеру, такие

американские психологи, как Клаусмайер и Лафлин, Ослер и Траутман изучали

продуктивность решения задач школьниками с низким, нормальным и высоким IQ.

Огромное влияние на представления психологов и педагогов о влиянии обучения

на умственное развитие детей оказали также идеи Ж. Пиаже, который

сформулировал вывод о том, что в процессе социализации ребёнка (его

адаптации к условиям жизни) происходит развитие структур операций

интеллекта; что возникновение и развитие более высоких интеллектуальных

операций протекает по своим законам и т.д.. Но я бы хотела остановить свой

взгляд на работах Б.Г. Ананьева об интеллектуальном потенциале человека в

школьные годы его жизни.

При рассмотрении аспекта становления интеллектуального потенциала важно

учитывать ту оценку, которая даётся Б.Г.Ананьевым роли корреляционных

отношений в человеческом развитии, где не существует изолированных

способностей, функций или даже отдельных реакций на конкретные внешние

раздражения. ( Известно, - писал Б.Г.Ананьев, - что эффект той или иной

отдельной реакции даже на изолированный одиночный стимул определяется

системным механизмом поведения и зависит от комплекса внутренних условий(.

Во всестороннем изучении корреляционных взаимозависимостей Б.Г.Ананьев

видел глубокий практический смысл. Формирование корреляционного механизма,

по его мнению, составляет внутренние условие работы любой отдельной

психофизиологической функции и создаёт в то же время возможность

преобразования одних функций под влиянием изменений в других, связанных с

ними в той или иной корреляционной плеяде. При этом он имел в виду широкие

возможности использования корреляционного механизма в процессах как

обучения, так и воспитания. В работах Л.С.Выготского неоднократно

подчёркивалась мысль о том, что основу умственного развития человека

составляют преобразования межфункциональных структур, что сознание

развивается как целое, изменяя с каждым этапом своё внутреннее строение и

связи частей, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии

каждой отдельной функции.

Таким образом, изучение структурных отношений различных сторон

интеллектуального потенциала, а не только знание его отдельных элементов

позволяет судить о внутренних возможностях его развития в те или иные

моменты жизни человека.

Становление интеллекта как сложного структурного образования в составе

человеческих ресурсов важно изучать в школьный период жизни, так как именно

в это время происходит его интенсивное формирование. Интеллект представляет

собой центральный, существенный компонент человеческих возможностей,

становление и зрелость которого зависят от степени включенности учащегося в

учебно-познавательную работу, от активности личностной позиции самого

школьника. Иначе говоря, успешность учения ускоряет процесс развития

психики, её потенциальных возможностей.

На первом этапе изучения интеллектуального потенциала человека в

различные периоды его жизни объектом являются первичные формы психической

деятельности дошкольников. К ним относятся разнообразные

психофизиологические функции, которые лежат в основе формирования

интеллектуального потенциала человека. Б.Г.Ананьевым и его сотрудниками

было проведено психологическое исследование детей, посещающих детский сад в

возрасте 5 и 6 лет. В соответствие с задачами исследования был подобран

методический материал для изучения памяти, внимания, мышления, вербального

и невербального интеллекта. Для установления межфункциональных

взаимозависимостей был использован корреляционный анализ.

Анализ экспериментальных данных показал, что в возрасте 5 лет дети

имеют показатель образного мышления 2,905, а в возрасте 6 лет этот

показатель возрастает в 1,6 раза и равен 4,643. Прирост показателя образной

памяти составил 0,762. Исследовались также такие характеристики внимания,

как точность и продуктивность. Дети 5 лет показали 71% точности выполнения

задания, а в 6 лет - 89%. Показатель продуктивности внимания к 6 годам

возрос в 1,24 раза. Анализируя показатели воображения, можно говорить о

том, что показатель скорости образования новых образов возрастает в 1,15

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.