Компьютер в детском саду
Контрольная работа
по педагогике
студента IV курса
Деньгина А.В.
группа№ 144
454106, Челябинск,
ул. Красных пилотов
дом 10, квартира 10.
ТЕМА: Компьютер в детском саду.
План
1. Введение.
2. Современное информационное общество и ДОУ.
3. Компьютер и дети.
4. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.
5. Организация учебного и игрового процесса.
6. Примеры занятий.
Введение.
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в
образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в
частности стал особенно актуален в наши дни.
О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе
в дошкольных образовательных учреждениях и особенностях работы
компьютерного класса я хотел бы рассказать.
Современное информационное общество и ДОУ.
В современном мире, мире в котором информационный поток,
обрушивающийся на человека на столько велик, что людям волей не волей
приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно
представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной
машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот
список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько
зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их,
то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.
Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная
революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие
прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в
школы и дома. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается
тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с
ЭВМ.
Компьютер и дети.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки
информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть
роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии
дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше
психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически
нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен
для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они
смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с
компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной
направленности.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.
Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не
единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное
представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него
развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на
экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким
образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция
сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего
нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и
внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть
они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если
только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает
на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает
информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет
запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для
развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых
простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на
определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.
Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений
пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень
большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем
внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы
нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и
координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов,
что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая
деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе
формирования таких важных структур, как познавательная мотивация,
произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают
психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать
выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится
эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки
результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и
неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила,
подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того,
практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить
задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только
интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества,
такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а
так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем
самым его отношение к окружающему миру.
Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.
Целью данной программы является развитие способностей детей
дошкольного возраста с использованием современных информационных
технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели,
можно объединить в следующие группы:
I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.
Задачи:
1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для
обработки информации:
. познакомить с историей ЭВМ;
. познакомить с назначением ЭВМ;
. познакомить с устройством ЭВМ.
2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной
работы на компьютере.
3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и
компьютером.
4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
познакомить с клавиатурой;
познакомить с манипулятором "Мышь".
II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.
Задачи:
1. Формировать навыки учебной деятельности:
3. учить осознавать цели;
4. выбирать системы действий для достижения цели;
5. учить оценивать результаты деятельности.
2. Формировать элементарные математические представления:
6. совершенствовать навыки счета;
7. изучать и закреплять цифры;
8. проводить работу с геометрическими фигурами;
9. решать простейшие арифметические задачи;
10. развивать умение ориентироваться на плоскости;
11. закреплять представления о величине предметов.
3. Развивать речь:
12. расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
13. формировать звуковую культуру речи;
14. формировать грамматический строй речи.
4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
5. Формировать эстетический вкус.
6. Развивать знаковую функцию сознания.
7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:
15. воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
усидчивость;
16. приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Группа задач творческого цикла.
Задачи:
1. Развивать конструктивные способности.
2. Тренировать память, внимание.
3. Развивать воображение.
4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное
мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
5. Развивать потребности к познанию.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Программа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять
зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ
согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с
другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и
воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения
(сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными
знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от
конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с
новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать
возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к
каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в
зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка,
должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп,
уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их
реализации.
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет
задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать
и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может
становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов,
находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в
существующих отношениях вещей и материи.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к
компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования,
которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается
гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного,
моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения
результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную
программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с
подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с
компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора,
предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом
управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм
управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами,
проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем
самостоятельно "читают" схемы.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для
глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный
массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений,
расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой
Страницы: 1, 2
|