на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная по педагогике

Контрольная по педагогике

ПЕДАГОГИКА

Я. А. Коменский

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,

выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии

(Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил

традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в

Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого

Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,

занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним

учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская

школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая

школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что

он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок

установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея

проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об

исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал

“Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает

мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после

выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить

юношество к будущему самовоспитанию и образованию.

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,

является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения

пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им

понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с

принципом природосообразности.

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы

ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”

следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне

передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими

способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на

позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности

идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему

демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от

рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.

Следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал

мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их

воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского

является главным средством нравственного воспитания.

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его

закономерности?

Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения

сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,

которые развиваются и совершенствуются путем воспитания. Ребенку с рождения

сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для

уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и

корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью,

как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. – М;

Педагогика, 1970. - С.153-154/.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не

со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в

соответствием с принципом природосообразности. И это является главной

точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

2. Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог

18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила

французскую буржуазную революцию.

В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и

искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,

или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие

предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным

строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание,

подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных

особенностей детей, ни потребностей жизни.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного

воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного

развития детей.

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и

демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем

развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с

опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой

подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными

практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать

формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании

мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной

точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и

матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о

ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения

домашнего хозяйства и т. п.

Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19

вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя

положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.

202/.

Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории

естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания

красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?

Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для

развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые

совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-

педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

-С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот

развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в

ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,

стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные

склонности.

Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не

ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем

проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением

нежелательных и взбалмошных детских просьб.

3. Мишель Монтень

Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи

Возрождения , один из представителей философского скептицизма,

проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от

многих условий.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему

общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал

против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в

их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник

развивающего образования, которое не загружает память механически

заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления,

приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как

гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных

Монтеню школах почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины

средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон

личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими

упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких

нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея

приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита

Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от

принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного

воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной

педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,

что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к

детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без

принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только

при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании

детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,

сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил

ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать

вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,

иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему

самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я

хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по

истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь

Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала

говорить учеников, а затем уже говорил сам.

В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории

М. Монтеня.

М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в

развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким

педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),

принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания

(Монтень), и многим другим.

Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего

обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды

:“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”

Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит

в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают

уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и

когда преподавать и чему учить.

Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,

первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой

колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития

изучаются и практикуются и по сей день.

4. Генрих Песталоцци

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую

деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных

учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" он развивал идеи о гуманном

характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им

чувств сострадания к людям как основы их нравственного развития. В

практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить

обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал

воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название

воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

5. Адольф Дистервег

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию

Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации

учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также

о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении

их научными знаниями и привитии им высоких моральный качеств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.