на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коррекция психики детей переживших развод родителей

Коррекция психики детей переживших развод родителей

Содержание

Введение____________________________________________________ 3

Глава I. Теоретические основы проблемы коррекции психики детей, переживших

развод родителей

1. . Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой

проблеме______________________________________8

2. . Влияние психологического климата семьи на формирование психики

детей (до развода, в процессе развода родителей и после

него)__________________________________________19

3. . Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации

(вследствие развода родителей)________________36

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственной коррекции психики

детей, переживших развод родителей.

2.1. Изучение психики детей______________________________49

2.2. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших

развод родителей_____________________________57

2.3. Результаты коррекционной работы_____________________64

III. Заключение____________________________________________69

IV. Список основной использованной литературы_______________70

V. Приложение ___________________________________________75

Введение

В современных условиях социально-экономического развития общества,

семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность,

значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.

В работе «Положение детей в России» (М., 1999) отмечается, что

статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое

достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в

брак – 3616, разводятся – 1534. В результате без одного из родителей

остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30, под опеку и усыновление

– 132, отбирается у родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание –

32, убегает из дома – 237, становится на учет в инспекции по делам

несовершеннолетних – 952, доставляются в органы внутренних дел – 1463,

совершается различных преступлений – 476, осуждается народным судом – 235,

покушаются на жизнь или совершают убийства – 2, совершают изнасилование –

7. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз

больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь

самоубийством.

Из всего вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для

исследования несомненно актуальна и позволила сформулировать тему нашего

научного поиска «Коррекция психики детей, переживших развод родителей».

Данная проблема составляет цель нашего исследования.

Приведем лишь некоторые статистические данные по Тамбовской области:

| |1998 |1999 |2000 |

|БРАКИ |

|Всего по области |7541 |8388 |7999 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |4972 |5692 |5473 |

|сельская местность |2569 |2696 |2526 |

|На 1000 населения |

|Всего по области |5,9 |6,6 |6,3 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |6,6 |7,6 |7,4 |

|сельская местность |4,9 |5,1 |4,8 |

|РАЗВОДЫ |

|Всего по области |3665 |3922 |5077 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |2566 |2774 |3561 |

|сельская местность |1099 |1148 |1516 |

|На 1000 населения |

|Всего по области |2,8 |3,1 |4,0 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |3,4 |3,7 |4,8 |

|сельская местность |2,0 |2,2 |2,9 |

Приведенные данные показывают, насколько важна готовность психологов,

родителей и учителей к оказанию психологической помощи детям. Как правило,

развод родителей является психологической травмой для детей любого

возраста. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские

переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу

человека, хотя часто они и остаются в области бессознательного. Человек

может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки,

» – писала Н.К. Крупская.

Даже связь смерти одного из родителей с появлением психического

нарушения у ребенка не так выражена, как в тех случаях, когда теряет

родителя при распаде семьи.

Так, анализ литературных источников свидетельствует о связи

антиобщественного поведения детей с «разбитыми семьями», что, безусловно,

справедливо.

Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и

психологами как Буяновым М.И., Лисиной М.И., ершовой Н.М., Черепановой

Е.М., Свон-Джексон Э., Дубровиной И.В., Андреевой А.Д.

Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно

рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом

родителей и психическим здоровьем детей, их эмоциональным состоянием.

Анализ массовой практики показал в решении этих вопросов большие

потребности. Это еще раз подчеркивает необходимость «Коррекции психики

детей, переживших развод родителей».

Цель исследования – изучить психику детей, переживших развод родителей

и наметить некоторые пути и средства ее нравственной коррекции.

Объектом исследования является процесс формирования психики детей в

неполной семье, т.е. после развода.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, при

которых наиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция психики.

Задачи исследования:

> дать теоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме;

> выявить роль и функции семьи в становлении психики детей;

> изучить особенности психики детей, переживших развод родителей и

наметить программу ее нравственной коррекции с последующей

реализацией.

Гипотеза исследования.

Процессу нормального формирования психики детей, переживших развод

родителей будут благоприятно способствовать взаимодействия психологов,

учителей и родителей, при условиях, если:

> целенаправленно осуществляется психолого-педагогический всеобуч

заинтересованных лиц, являющихся одним из условий повышения их

психологической и нравственной культуры по формированию психики

детей;

> учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности

детей, в педагогической деятельности.

Теоретико-методологической базой исследования выступают: историко-

генетический подход, позволяющий проследить пути возникновения и тенденции

развития семьи как социального института; целостный подход, обеспечивающий

исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный

и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.

В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения:

психологической теории деятельности и общения; социально-педагогической

теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская,

Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И.

Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А.

Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.).

Методы исследования: в ходе нашего исследования использовались

следующие методы: теоретический анализ социологической, психолого-

педагогической литературы; наблюдение, беседа, метод независимых

характеристик, тестирование.

Привлекались следующие тестовые методики: «Подростки о родителях»,

«ДДЧ» и «Несуществующее животное». (Исследование индивидуальных

особенностей личности).

База исследования. Основной эмпирической базой исследовательской работы

явилась средняя общеобразовательная школа №24. В общей сложности данным

исследованием было охвачено 15 учеников.

Исследование проводилось в три этапа:

> поисково-подготовительный;

> экспериментально-диагностический;

> экспериментально-теоретический.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

> заострен вопрос о нравственной коррекции психики детей, переживших

развод родителей;

> в результате теоретического анализа и наблюдений намечены программа

и пути и средства нравственной коррекции личности таких детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные

результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть

использованы воспитателями, учителями и родителями для коррекции психики

детей, переживших развод родителей, помогут вооружить их необходимыми

педагогическими и психологическими знаниями на занятиях родительского

всеобуча.

1. Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка –

«поправка», частичное исправление или изменение. Под психологической

коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической

деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития,

которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не

соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме

или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка

на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания,

связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие

специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и

временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение,

связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития

практически здоровых детей.

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической

деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к

различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая

коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на

исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии

ребенка.

По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской

практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из

области аномального развития в область нормального психического развития

ребенка. Дальше речь пойдет только о нормальном детстве. В

нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства,

нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-

то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также

имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как

распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из

понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период

возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на

данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном

поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных

возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой

профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии в

последующих возрастных ступенях.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства –

способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.