Логопедия
Содержание
Введение 3
Предмет и задачи логопедии 5
Цель и задачи логопедии 6
Связь логопедии с другими науками 9
Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии 18
Значение логопедии 21
Личность логопеда 23
Актуальные проблемы современной логопедии 26
Понятийно-категориальный аппарат логопедии 28
Заключение 32
Литература 33
Введение
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно
связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и
явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например,
сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово
«горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря
речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно.
Различают речь внешнюю и внутреннюю. Первая включает в себя устную Ии
письменную речь.
Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так,
чтобы быть понятной слушателям. При этом различают диалогическую и
монологическую речь. Первая – это наиболее простая форма речи и состоит в
основном из обмена репликами. Вторая представляет собой связное
повествование, описание или рассуждение. Это более сложная форма речи,
поскольку она предполагает связность мыли, правильное грамматическое
оформление ее и выразительность голосовых средств.
Письменная речь – это графически оформленная устная речи. Она предполагает
умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать
написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи
часто возникают различные нарушения письма.
Внутренняя речи (речь про себя) беззвучна. Она возникает, когда человек
думает о чем-либо, и имеет большое значение для развития сознания и
мышления, для регуляции действий и поступков человека.
Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения
речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. Мы
ведь не задумываемся, когда говорим, над тем, какое положение должен занять
язык во рту, когда надо вздохнуть и т.д.
Таким образом, речевой аппарат состоит из двух частей: центрального,
который находится в головном мозгу (установлено, что преимущественное
значение для речи имеет у правшей левое полушарие, а у левшей - правое), и
периферического, состоящего из дыхательного, голосового и артикуляционного
отделов.
Предмет и задачи логопедии
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения,
выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру
нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово),
пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной
речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс
обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект
изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами,
лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом
зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и
преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания,
поэтому ее относят к специальной педагогике.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная
логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Цель и задачи логопедии
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной
системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а
также предупреждения речевых расстройств.
Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для
развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной
логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и
зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях
развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов
логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая
чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные
компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным,
неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы
были осуществлены соответствующие условия»[1].
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее
задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах
речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений
нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с
нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых
расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на
осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей
с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха,
зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых
нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств
устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и
практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых
расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики,
выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и
устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии
тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо следующее:
— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству
многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов,
нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных
специальностей и др.);
— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и
практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших
достижений науки;
— осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых
нарушений;
— распространение логопедических знаний среди населения для
профилактики нарушений речи.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие
речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической
работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики,
особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде
всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с
одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений;
воздействие на социальное окружение.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить
как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению
главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так
и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет
собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на
коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
Связь логопедии с другими науками
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно
заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений,
всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику
речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых
симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным
относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики:
сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками
обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и
специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-
биологическими и лингвистическими науками.
Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является
учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение
П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации
психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и
современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.
Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения,
абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой
деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по
коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых
функций.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии,
нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса,
о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой
деятельности.
Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей
коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации
высших психических функций, о мозговой организации речи.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит
использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система
языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и
усваивается ребенком в сравнительно короткое время.
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих
мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически
определенную операцию речевой деятельности.
А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга.
Первый блок включает подкорковые образования (образования верхнего
ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее
бодрственное состояние.
Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий,
осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации,
получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга,
осуществляющим познавательные (гностические) процессы.
В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны.
Первичные зоны — это проекционные зоны коры, нейроны которых обладают
чрезвычайно высокой специфичностью. В них происходит прием чувственной
информации от определенных органов чувств.
Над аппаратами первичных зон коры надстроены вторичные зоны, которые
осуществляют анализ возбуждений, получаемых первичными зонами. Вторичные
зоны, как и первичные, сохраняют свою специфическую модальность
(зрительные, слуховые и др. зоны). Первичные и вторичные зоны представляют
собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и
др.).
Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов
анализаторов, выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции
полученной чувственной информации различных модальностей. На основе их
деятельности происходит переход от уровня непосредственного, наглядного
синтеза к символическому уровню, к оперированию со значениями слов,
сложными логико-грамматическими структурами, с отвлеченными соотношениями.
Третий блок включает кору передних отделов больших полушарий
(моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает
программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения,
осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию
Страницы: 1, 2, 3, 4
|